***

Ольга Заря 2: литературный дневник

С ПЕРВЫМ ДНЁМ ВЕСНЫ !
Сейчас главное, чтобы март не забыл, что он весна…
Мужчина может поклясться в чем угодно, положа руку на сердце женщины.


Сколько же еще столетий копить нам знания, прежде чем мы научимся понимать самое простое.
1. Принцип зеркала. Прежде чем судить о других, следует обратить внимание на себя.


2. Принцип боли. Обиженный человек сам наносит обиды другим.


3. Принцип верхней дороги. Мы переходим на более высокий уровень, когда начинаем обращаться с другими лучше, чем они обращаются с нами.


4. Принцип бумеранга. Когда мы помогаем другим, мы помогаем сами себе.

5. Принцип молотка. Никогда не используйте молоток, чтобы убить комара на лбу собеседника.


6. Принцип обмена. Вместо того чтобы ставить других на место, мы должны поставить на их место себя.


7. Принцип обучения. Каждый человек, которого мы встречаем, потенциально способен нас чему-нибудь научить.


8. Принцип харизмы. Люди проявляют интерес к человеку, который интересуется ими.


9. Принцип 10 баллов. Вера в лучшие качества людей обычно заставляет их проявлять свои лучшие качества.


10. Принцип конфронтации. Сначала следует позаботиться о людях и только потом вступать с ними в конфронтацию.


11. Принцип каменной скалы. Доверие — это фундамент любых взаимоотношений.


12. Принцип лифта. В процессе взаимоотношений мы можем поднимать людей вверх или опускать вниз.


13. Принцип ситуации. Никогда не допускайте, чтобы ситуация значила для вас больше, чем взаимоотношения.


14. Принцип Боба. Когда у Боба есть проблемы со всеми, главной проблемой обычно является сам Боб.


15. Принцип доступности. Легкость в отношениях с самим собой помогает другим чувствовать себя свободно с нами.


16. Принцип окопа. Когда готовишься к сражению, выкопай для себя такой окоп, чтобы в нем поместился друг.


17. Принцип земледелия. Все взаимоотношения нужно культивировать.


18. Принцип 101 процента. Отыскать 1 процент, с которым мы согласны, и направить на него 100 процентов наших усилий.


19. Принцип терпения. Путешествовать вместе с другими всегда приходится медленнее, чем путешествовать одному.


20. Принцип празднования. Подлинная проверка взаимоотношений заключается не только в том, насколько мы верны друзьям, когда они терпят неудачу, но и в том, как сильно мы радуемся, когда они добиваются успеха.


21. Принцип дружбы. При прочих равных условиях люди будут стремиться работать с теми, кто им нравится; при прочих неравных условиях они все равно будут это делать.


22. Принцип сотрудничества. Совместная работа повышает вероятность совместной победы.


23. Принцип удовлетворения. В замечательных взаимоотношениях сторонам для получения удовольствия достаточно просто находиться вместе.


Марк Тишман и Анастасия Приходько - "Ромашка"
Говорят,
Половинками мы ходим по свету
Говорят,
Половинки эти ищут друг друга
Мы идём
И так хочется услышать ответа
Мы идём
И так хочется идти не по кругу
Для меня
Ты нежнее, чем безбрежное море
Для тебя
Я нужнее, чем весеннее солнце
Мы с тобой
Так хотели быть и в счастье и в горе
Мы с тобой.
И половинка к половинке вернётся
На ромашке не гадай;
Июль, сентябрь или май.
Двенадцать месяцев в году
Люблю и жду
Обними, - это же всё, о чём мечтали мы,
Чтобы первый рассвет и последний закат -
С тобой
Обними. А хочешь пойдём вдвоём на край земли?
Где и первый рассвет и последний закат -
С тобой
За собой
Мы оставим право вечно быть вместе
За спиной
Одинокие шаги по планете
Ты со мной
И пусть сложатся красивые песни
Я с тобой
И родятся пусть счастливые дети
На ромашке не гадай;
Июль, сентябрь или май.
Двенадцать месяцев в году
Люблю и жду
Обними, - это же всё, о чём мечтали мы,
Чтобы первый рассвет и последний закат -
С тобой
Обними. А хочешь пойдём вдвоём на край земли?
Где и первый рассвет и последний закат -
С тобой
Ты на ромашке не гадай;
Июль, сентябрь или май.
Двенадцать месяцев в году
Люблю и жду
Обними, - это же всё, о чём мечтали мы,
Чтобы первый рассвет и последний закат -
С тобой
Обними. А хочешь пойдём вдвоём на край земли?
Где и первый рассвет и последний закат -
С тобой
*****
В выходные посетил я вместе с внучкой цирк.


Там дрессировщик засовывал голову в пасть льву.


Внучка спросила у меня:


- А что будет, если сейчас посветить льву в глаз лазерным фонариком?


*****


Первое, чем стихи отличаются от прозы, - это ритмом, то есть упорядоченным чередованием ударных и безударных слогов. В стихах ритм строгий, регулярный, а в прозе - произвольный. Если ударный и безударный слоги отмечать единичками и ноликами, то в стихах они будут чередоваться правильно. Пять записанных ниже слов дают пять основных стихотворных размеров русской поэзии:


КАША 10 хорей
ПРОСТОЙ 01 ямб
ХОЧЕТСЯ 100 дактиль
ПОРОША 010 амфибрахий
ОСТРОВА 001 анапест


П Р О С Т О К В А Ш А
Восемь раз мы будем просить у тёти Даши кислого молочка, подольщаясь всё больше и больше, и всё-таки допросимся!


Одностопный хорей - 10
Даша, можно
или
сложно?


Двустопный - 10 10Можно, Даша,
из ковша?
Простокваша
хороша!


Трёхстопный -10 10 10Можно, тётя Даша,
выпить из ковша?
Ваша простокваша
Очень хороша!


Четырёхстопный - 10 10 10 10
Разрешите, тётя Даша,
хоть глоточек из ковша?
Эта ваша простокваша
просто очень хороша!


Пятистопный - 10 10 10 10 10Можно, дорогая тётя Даша,
нам немного выпить из ковша?
Потому что ваша простокваша
необыкновенно хороша!


Шестистопный - 10 10 10 10 10 10А нельзя ли, дорогая тётя Даша,
нам сейчас немного выпить из ковша?
Потому что эта ваша простокваша
просто необыкновенно хороша


Семистопный - 10 10 10 10 10 10 10
Не хотим ни суп, ни даже гречневую кашу,
лишь бы каплю простокваши выпить из ковша...
Потому что, тётя Даша, вашу простоквашу
не сравнить ни с чьей другою - вот как хороша!


Восьмистопный - 10 10 10 10 10 10 10 10
Наконец-то, наконец-то, дорогая тётя Даша,
наконец вы разрешили залпом выпить из ковша,
и сейчас мы убедимся в том, что ваша простокваша
в самом деле, в самом деле, как сметана, хороша!


Ямб - 01 01 01 01 01
Прошу сейчас я только об одном,
о том, о чём нельзя не попросить,
я к тёте Даше постучался в дом.
- Кто там? - Племянник. - Что тебе? - Попить.


Амфибрахий 010 010 010 010 010
Давайте бродить, любоваться на звёздную полночь,
лучистые гребни, литые алмазные чаши,
Вот Ковшик. Он что-то знакомое сразу напомнил.
Вот Путь Кисло-Млечный - космический брат простокваши.


Дактиль - 100 100 100 100 100
Нам бы испить простокваши из
ковшика тёмного,
Хлебца отведать, да, верно,
затеюшки плакали.
Нет ни питья, ни горбушек
у неба бездомного,
Только для жалоб пригодны
печальные дактили.


Анапест - 001 001 001 001 001
Пятистопный анапест рождён для певучих чудес.
Не напрасно кружится у всех от него голова.
И пока облака снегопад опускают с небес,
мы бесшумно покинем молочные те острова.


(Из книги А. Смирнова "Сорок слов из простокваши")



Стихотворный размер определяет ритм стихотворения. Стихотворный ритм образуется с помощью правильного чередования ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов в стопе.
Стопа-это группа слогов, в которой один ударный слог сочетается с безударным слогом ( безударными).
Стихотворный размер ( метр ) бывает двусложным и трехсложным - в зависимости от количества слогов в стопе.


Ямб-это двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, - сильный, энергичный.


Например
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам…
(А. С. Пушкин)


Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий.
Например:
Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается;
Лес стоит под шапкой темною,
В золотом огне купается.
(И.С. Никитин)


Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм.
Например:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там - на просторе,
Тот же всевечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
( Ф.И. Тютчев)


Анапест – это трехсложный размер с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи – чувствуется сбивчивое дыхание.
Например:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.А. Бунин)


Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм.
Например:
Все синие, серые, карие глазки
Смешались, как в поле цветы…
(Н.А. Некрасов)


Ритмический узор стихотворения образует не только стихотворный размер , но и пропуски ударений в стопе (пиррихий), а также не метрическое («лишнее») ударение – спондей:
Например:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2012. ***
  • 30.03.2012. ***
  • 29.03.2012. ***
  • 28.03.2012. ***
  • 27.03.2012. ***
  • 26.03.2012. ***
  • 25.03.2012. ***
  • 24.03.2012. ***
  • 23.03.2012. ***
  • 22.03.2012. ***
  • 21.03.2012. ***
  • 20.03.2012. ***
  • 19.03.2012. ***
  • 18.03.2012. ***
  • 17.03.2012. ***
  • 16.03.2012. ***
  • 15.03.2012. ***
  • 14.03.2012. ***
  • 13.03.2012. ***
  • 12.03.2012. ***
  • 11.03.2012. ***
  • 10.03.2012. ***
  • 09.03.2012. ***
  • 08.03.2012. ***
  • 07.03.2012. ***
  • 06.03.2012. ***
  • 05.03.2012. ***
  • 04.03.2012. ***
  • 03.03.2012. ***
  • 02.03.2012. ***
  • 01.03.2012. ***