***

Олена Ра: литературный дневник

Шутки-прибаутки Басё
Иса Лариса
Так называемый дзенский нигилизм привел к тому, что наставники периода Сун в Китае сжигали сутры (1000 год примерно). То есть текст как таковой, передача учения посредством текста считалась ими бесполезной. Где-то я уже размышляла про исин дэнсин, передачи знания от сердца к сердцу.


Думаю, это оттуда пошло, что незнающий говорит, а знающий — молчит...


Считалось тогда, что никакие проповеди и писания не откроют человеку истины, если слепа его душа.


Как это понятно, вообще. От Басё тоже практически ведь не пришло никаких наставлений. Кроме его хайбунов и записей учеников, всяких Белых и Красных тетрадей.


Это не только слова, красивые и пафосные. Это если веришь в магию слов. Когда слова — магическая штука, а не только ради воздух посотрясать. Это еще и к теме лживости ЛГ — когда в стихе придумки и наумнялки, а не реальное сердце и душа автора, пусть и в несовершенной форме.


Котодама — душа слова. Но я, почему-то, пришла к выводу, что это душа невыговоренного слова. И, в первую очередь, поэтского. Когда можешь молчать — молчи. Это тоже не громкие слова. Когда хайдзин умеет видеть, слышит, замечает своим побочным зрением, но — не пишет. Аккумулирует, наверное, может синтезирует, синкретирует и все такое на -ет.
Котодама, изначально, это из синтоизма-шаманства, когда были сильны всякие табу и наделенный словом мог и лечить и убивать.


Сейчас везде слова, даже у меня здесь.


А Басё, на минуточку, утверждал, что "Искусство поэзии заключается только в том, чтобы умело говорить ложь". Хотя есть мнение, что исследователи неправильно поняли неправильно записанный им иероглиф, и в выражении сказано не про ложь, а про литературный вымысел. Шутил он так.


А вот прибаутки-ли нам такое слышать от него?!



© Copyright: Иса Лариса, 2018
Свидетельство о публикации №118011705712
http://www.stihi.ru/2018/01/17/5712



Другие статьи в литературном дневнике: