Ну, а пока, мои юные друзья, краткий том iii войны

Светлана Бестужева-Лада: литературный дневник

Это не шутка. Это некто неизвестный благодетель взялся пересказывать в Инете эпос Льва Николаевича. Дабы молодые мозги хоть чем-то заполнились в плане познания отечественной литературы.
Дожили, однако. Впрочем, судите сами:
"Лирическое отступление. Несмотря на то, что я взялся "перелопачивать" краткое содержание "Войны и мира", я призываю учащихся читать больше, читать художественные произведения в полном варианте. Если Вы даже не получаете от чтения удовольствия, оно полезно для развития грамотности. Читайте вдумчиво, обращайте внимание на обороты речи писателя, на правописание слов, на знаки препинания. И не обольщайтесь тем, что можно посмотреть фильм, созданный по роману или повести, которые Вам задали по литературе, и не читать этот роман или повесть. Невозможно создать фильм, который полностью передавал бы мысли и чувства писателя. Возьмем, например отрывок из романа И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев":
"Жизнь города была тишайшей. Весенние вечера были упоительны, грязь под луною сверкала, как антрацит, и вся молодежь города до такой степени была влюблена в секретаршу месткома коммунальников, что это просто мешало ей собирать членские взносы".
В двух предложениях очень емко описывается жизнь уездного города, тихого, со скудным уличным освещением (грязь сверкала под луной), развлечения молодежи которого сводились к ухаживанию за секретаршей отделения профсоюза, объединявшего рабочих и служащих коммунальных предприятий и организаций: водопроводных и канализационных станций, бань, боен и т.д. И все это говорится слегка издевательски, с юмором. А если это попробовать снять в кино? Получится долго и нудно, совсем не смешно. Весь юмор в оборотах речи писателей. Можно, конечно, прочитать голосом диктора за кадром. Но так можно весь роман прочитать, жалко будет из фильма хоть одну фразу выбросить.
А вот образец юмора Льва Толстого, описывающего тетушку Анны Павловны Шерер:
"Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ma tante(тетушка - фр.) каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава Богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней. "
Представьте, сколько экранного времени понадобится, чтобы снять этот второстепенный для романа эпизод.
Это я клоню к тому, насколько книга более емка в плане информации, мыслей и чувств писателя, чем кино".
Не знаю, смеяться или плакать. Ведь это для наших детей написано.



Другие статьи в литературном дневнике: