Матушка Таисия Леушинская. Молитвы

Нина Шендрик: литературный дневник

Матушка Таисия Леушинская. Молитвы


Елена Гайворонюк
Игумения Таисия, "внучка" Пушкина. Молитвы



1


Молитвы есть дар благодати священный,
Минуты отрады святой;
Любовию сердца и верой смиренной
Душа в ней беседует, Боже, с Тобой!


2


Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу
В молитве любовью к Тебе,
Чтоб ум не метался заботою чуждой,
Безумным пристрастьем к земле!


Чтобы молитва к Тебе возлетала,
Как чистый, святой фимиам;
Земной оболочки она бы не знала,
Свободно неслась к небесам!


Спаситель, Спаситель!
Ведь нет Тебя краше,
Нет сладче Тебя никого!
Зачем же так горько земное пристрастье
Тревожит беседу с Тобой?!


То скорби, невзгоды душу смущают,
Молитву уныньем томят;
То счастья и радости меры не знают,
В молитве пустое твердят!


Спаситель, Спаситель!
Согрей мою душу Святою любовью к Тебе,
Чтоб ум, воскрыленный свободою духа,
Легко возносился горе!..


3


Люблю я воссылать Тебе сердечные мольбы,
Люблю я воспевать Тебе хвалебные псалмы,
Как сладко в них покоится усталая душа,
Как радостно возносится к Тебе на небеса!


И, словно вся забывшися от суеты земной,
Вкушает, наслаждался, нетленный Твой покой!
Но вот молитва кончилась; и бедная душа,
Как нехотя проснулася от сладостного сна.


И волей иль неволею вернулась к суете,
Хоть тяжко ей, бедняжечке, и скучно на земле.
О Господи, мой Господи! Когда ж наступит час,
Когда ничто житейское уж не разлучит нас


С Тобой, Сладчайший Боже наш,
Спаситель, наш Творец
Возьми к Себе детей Твоих, о благостный Отец.


4


Свет пресветлый, Иисусе!
Просвети меня,
Чтоб познать мне жизнь в Дусе,
Чтоб познать Тебя!..
Благодатию Твоею
Ты покрой меня,
И любовию Твоею
Ты согрей меня!
Непостижный, неприступный,
Горних сил Творец!
Ты ли, сердцу столь доступный,
Сладкий наш Отец?!
Да, Ты душу согреваешь,
Дух — животворишь,
Ум и мысли просвещаешь,
Сердцу говоришь.
Царь души моей Ты, Боже!
Царствуй же во мне!
Без Тебя весь мир ничтожен,
Жизни нет душе!
Воскреси меня с Собою
В чудный славы свет,
Чтоб и там мне жить с Тобою
В безконечный век!



Игумения Таисия (в миру — Мария Васильевна Солопова, 1842—1915) — настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, автор духовных стихов. По отцу — из древнего новгородского дворянского рода, по матери — одной из ветвей рода Пушкиных. После окончания в 1860 году Санкт-петербургского Павловского института благородных девиц почти десять лет провела послушницей Тихвинского монастыря, в Введенском храме которого хранилась древнейшая икона Тихвинской Божьей Матери. В 1870 году в Тихвинском монастыре она стала рясофорной послушницей с именем Аркадия. С 1872 года — регент Покровского Зверина монастыря в Новгороде, основанного в начале XII века на месте зверинца новгородских князей. С 1878 года — казначей Званского Знаменского монастыря, основанного в 1869 году по духовному завещанию вдовы Гавриила Державина, пожертвовавшей монастырю державинское родовое имение Званку со всеми землями и угодьями. Так что послушница Аркадия ведала казной обители, которую называли Званским Державина монастырем. Через год в этом монастыре она приняла постриг с именем Таисия. С 1881 года — настоятельница Леушской женской общины при деревне Леушине в Череповецком уезде. Через четыре года община стала Леушским монастырем. При игумении Таисии за тридцать лет в нем было воздвигнуто два каменных собора, открыты две школы — церковно-приходская и церковно-учительская, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Обитель превратилась в один из самых крупных женских монастырей в России, где подвизалось до 700 насельниц. За эти же годы игумения Таисия основала и возродила еще десять монастырей и скитов, среди них был и древнейший Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия. Но современники недаром называли игумению Таисию Леушскую «внучкой» великого Пушкина. Их связывали не только родовые корни. Она была автором книг об Иоанне Богослове, «Жизнеописания Христа ради юродивой блаженной Евдокии», «Писем новоначальной инокине», «Келейных записок», автобиографии. Важное значение в религиозной литературе того времени имели «Беседы» и переписка игумении Таисии с Иоанном Кронштадтским, ее книга «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Первым читателем многих литературных трудов игумении Таисии был ее духовный отец Иоанн Кронштадтский. Отцу Иоанну еще до журнальных публикаций она посылала на благословение и свои стихи. Сохранился один из его отзывов 1898 года: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь». В 1903 году вышло пятое, самое полное, издание «Духовных стихотворений» игумении Таисии. Уже в наше время протоиерей Геннадий Беловолов пишет о них: «Стихи матушки Таисии — уникальный духовный дневник инокини, запечатлевший ее опыт богообщения. Название сборника "Духовные стихотворения" обозначает не столько тематику, сколько внутреннее качество стихов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это сокровенная «жизнь во Христе» благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах, выраженная на доступном нам языке поэзии». В советское время монастырь закрыли. В нем разместилась детская тюрьма. Затем он попал в зону затопления Рыбинского водохранилища. Соборы и могила игумении Таисии оказались на дне рукотворного моря, но верх колокольни и главы соборов еще более полувека оставались над водой. В 2003 году вода спала на четыре с половиной метра, и весь монастырь выступил из воды, а уж затем почти все здания рухнули. Так древняя легенда о Китеже-граде превратилась в русскую Голгофу на водах.



Таисия (Солопова) — Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki/Таисия_(Солопова)


Игумения Таисия, "внучка" Пушкина. Молитвы



1


Молитвы есть дар благодати священный,
Минуты отрады святой;
Любовию сердца и верой смиренной
Душа в ней беседует, Боже, с Тобой!


2


Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу
В молитве любовью к Тебе,
Чтоб ум не метался заботою чуждой,
Безумным пристрастьем к земле!


Чтобы молитва к Тебе возлетала,
Как чистый, святой фимиам;
Земной оболочки она бы не знала,
Свободно неслась к небесам!


Спаситель, Спаситель!
Ведь нет Тебя краше,
Нет сладче Тебя никого!
Зачем же так горько земное пристрастье
Тревожит беседу с Тобой?!


То скорби, невзгоды душу смущают,
Молитву уныньем томят;
То счастья и радости меры не знают,
В молитве пустое твердят!


Спаситель, Спаситель!
Согрей мою душу Святою любовью к Тебе,
Чтоб ум, воскрыленный свободою духа,
Легко возносился горе!..


3


Люблю я воссылать Тебе сердечные мольбы,
Люблю я воспевать Тебе хвалебные псалмы,
Как сладко в них покоится усталая душа,
Как радостно возносится к Тебе на небеса!


И, словно вся забывшися от суеты земной,
Вкушает, наслаждался, нетленный Твой покой!
Но вот молитва кончилась; и бедная душа,
Как нехотя проснулася от сладостного сна.


И волей иль неволею вернулась к суете,
Хоть тяжко ей, бедняжечке, и скучно на земле.
О Господи, мой Господи! Когда ж наступит час,
Когда ничто житейское уж не разлучит нас


С Тобой, Сладчайший Боже наш,
Спаситель, наш Творец
Возьми к Себе детей Твоих, о благостный Отец.


4


Свет пресветлый, Иисусе!
Просвети меня,
Чтоб познать мне жизнь в Дусе,
Чтоб познать Тебя!..
Благодатию Твоею
Ты покрой меня,
И любовию Твоею
Ты согрей меня!
Непостижный, неприступный,
Горних сил Творец!
Ты ли, сердцу столь доступный,
Сладкий наш Отец?!
Да, Ты душу согреваешь,
Дух — животворишь,
Ум и мысли просвещаешь,
Сердцу говоришь.
Царь души моей Ты, Боже!
Царствуй же во мне!
Без Тебя весь мир ничтожен,
Жизни нет душе!
Воскреси меня с Собою
В чудный славы свет,
Чтоб и там мне жить с Тобою
В безконечный век!



Игумения Таисия (в миру — Мария Васильевна Солопова, 1842—1915) — настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, автор духовных стихов. По отцу — из древнего новгородского дворянского рода, по матери — одной из ветвей рода Пушкиных. После окончания в 1860 году Санкт-петербургского Павловского института благородных девиц почти десять лет провела послушницей Тихвинского монастыря, в Введенском храме которого хранилась древнейшая икона Тихвинской Божьей Матери. В 1870 году в Тихвинском монастыре она стала рясофорной послушницей с именем Аркадия. С 1872 года — регент Покровского Зверина монастыря в Новгороде, основанного в начале XII века на месте зверинца новгородских князей. С 1878 года — казначей Званского Знаменского монастыря, основанного в 1869 году по духовному завещанию вдовы Гавриила Державина, пожертвовавшей монастырю державинское родовое имение Званку со всеми землями и угодьями. Так что послушница Аркадия ведала казной обители, которую называли Званским Державина монастырем. Через год в этом монастыре она приняла постриг с именем Таисия. С 1881 года — настоятельница Леушской женской общины при деревне Леушине в Череповецком уезде. Через четыре года община стала Леушским монастырем. При игумении Таисии за тридцать лет в нем было воздвигнуто два каменных собора, открыты две школы — церковно-приходская и церковно-учительская, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Обитель превратилась в один из самых крупных женских монастырей в России, где подвизалось до 700 насельниц. За эти же годы игумения Таисия основала и возродила еще десять монастырей и скитов, среди них был и древнейший Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия. Но современники недаром называли игумению Таисию Леушскую «внучкой» великого Пушкина. Их связывали не только родовые корни. Она была автором книг об Иоанне Богослове, «Жизнеописания Христа ради юродивой блаженной Евдокии», «Писем новоначальной инокине», «Келейных записок», автобиографии. Важное значение в религиозной литературе того времени имели «Беседы» и переписка игумении Таисии с Иоанном Кронштадтским, ее книга «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Первым читателем многих литературных трудов игумении Таисии был ее духовный отец Иоанн Кронштадтский. Отцу Иоанну еще до журнальных публикаций она посылала на благословение и свои стихи. Сохранился один из его отзывов 1898 года: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь». В 1903 году вышло пятое, самое полное, издание «Духовных стихотворений» игумении Таисии. Уже в наше время протоиерей Геннадий Беловолов пишет о них: «Стихи матушки Таисии — уникальный духовный дневник инокини, запечатлевший ее опыт богообщения. Название сборника "Духовные стихотворения" обозначает не столько тематику, сколько внутреннее качество стихов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это сокровенная «жизнь во Христе» благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах, выраженная на доступном нам языке поэзии». В советское время монастырь закрыли. В нем разместилась детская тюрьма. Затем он попал в зону затопления Рыбинского водохранилища. Соборы и могила игумении Таисии оказались на дне рукотворного моря, но верх колокольни и главы соборов еще более полувека оставались над водой. В 2003 году вода спала на четыре с половиной метра, и весь монастырь выступил из воды, а уж затем почти все здания рухнули. Так древняя легенда о Китеже-граде превратилась в русскую Голгофу на водах.



Таисия (Солопова) — Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki/Таисия_(Солопова)



Другие статьи в литературном дневнике: