Пасхальное слово

Нина Шендрик: литературный дневник

Пасхальное слово


"Величие духа не победило Смерти, хотя, бессмертный, дух уклонялся от Неумолимой, отступая в недоступные для нее области. И когда, казалось, всякая борьба напрасна, пришла в царство Смерти сама Любовь; и сломилось о щит ее жало Хищницы.
Сорвались когти ее с Тела Пречистого, не удержала она в плену Праведного.
И разрушил Ад Христос, и дал Невесте Своей залог нетления, Сам восставши из мертвых.
Пришел Пастырь Добрый и отогнал Смерть беспощадную, Сам положивши душу за овец своих.
Открылся Господь и временное приобщил вечности, Сам спустившись в помутневшую нашу телесность.
Обожилась материя, просияла в Теле Христовом красотою неизменною. Трепетом неизъяснимым задрожала Вселенная.
Радуется тварь не о мимоидущем блистании, — ликует о грядущей лучезарности.
Небо и земля исполняются несказанного восторга, ожидая весны бесконечной.
В потоке мятущихся событий нашлось средоточие, открылась точка опоры: Христос воскрес.
Есть только одно достоверное: Христос воскрес. Есть одно только, хватающее на всех: Христос воскрес".
Священник Павел Флоренский


Хвала Воскресшему


Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славой несказанной.


Хвалите сонм бесплотных сил
И ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.


Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.


Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут вякая печаль
И ропот безнадежный!


Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал навеки!


К. Р. (Великий князь Константин Романов)



В вечность мы возьмём то, что потрогать нельзя, -
то, что уступили, простили, отдали.


Пётр Мамонов


СТИХИРЫ ПАСХИ (глас 5), из Пасхального канона творения преподобного Иоанна Дамаскина:


Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся
врази Его.


Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.


Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.


Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха происходяща.


Стих: Тако да погибнут грешницы от лица
Божия, а праведницы да возвеселятся.


Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша ангела, на камени седяща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его.


Стих: Сей день, егоже сотвори Господь,
возрадуемся и возвеселимся в онь.


Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная
нам возсия. Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.


"С течением времени понимаешь, что все меньше остается времени на то, что не есть любовь. На ссоры, упреки, доказательства, возражения, выяснение отношений, на злобу дня и ум веков, на критику и прогресс – ни на что не остается времени. Tолько успевай любить, обнимать, прижимать к себе, распространять вокруг себя тепло, купаться в тепле другого, слушать его сердце и дыхание, делиться и главным, и сиюминутным так, чтобы все это немедленно становилось общим ... Входить в сплоченность тайны, переполняться нежностью и выплескивать ее из себя, сочетаться, сродняться каждой клеточкой, льнуть, приникать, вникать, воплощаться в ближнем ... И спешить, отчаянно спешить с этой любовью, пока не угас в тебе ее источник, пока не растеряны средства ее воплощать, пока еще есть глаза, чтобы любоваться, и руки, чтобы ласкать, и сердце, чтобы мучиться и блаженствовать. Потому что ад, как сказано у Достоевского, – это осознание невозможности любить, чувство навсегда утраченных, не воплощенных возможностей любви."


Нау;мович Эпште;йн


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


1. Плотию уснув, яко мертв,
Царю и Господи, тридневен воскресл еси,
Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть:
Пасха нетления, мира спасение.


2. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.
И да бежат от лица Его ненавидящие Его.


Пасха священная нам днесь показася;
Пасха нова святая; Пасха таинственная;
Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель;
Пасха непорочная; Пасха великая;
Пасха верных: Пасха двери райския нам отверзающая:
Пасха всех освящающая верных.


Яко исчезает дым, да исчезнут,
Яко тает воск от лица огня.


Приидите от видения жены благовестницы,
и Сиону рцыте:
приими от нас ра­дости благовещения воскресения Христова;
красуйся, ликуй, и радуйся, Иерусалиме,
Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.


Тако да погибнут грешницы от лица Божия,
а праведницы да возвеселятся.


Мироносицы жены, утру глубоку представша гробу Жизнодавца,
обретоша Анге­ла на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше:
что ищете живаго с мертвыми;
что плачете нетленнаго во тли;
шедше проповедите учеником Его.


Сей день, егоже сотвори Господь,
возрадуемся и возвеселимся в онь.


Пасха красная! Пасха! Господня Пасха!
Пасха всечестная нам возсия! Пасха!
Радо­стию друг друга обымем.
О Пасха! избавление скорби, ибо из гроба днесь,
яко от чертога возсияв Христос,
жены радо­сти исполни, глаголя: проповедите апо­столом.


3. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.


Ангельский собор удивися,
зря Тебе в мертвых вменившася,
смертную же, Спасе, крепость разориша,
и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша.


Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.


Почто мира с милостивными слезами,
о ученицы растворяете?
Блистаяйся во гробе ангел мироносицам вещаше:
видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба.


Благословен еси, Господи, научи оправданием Твоим.


Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия,
но предста к ним ангел, и рече:
рыдания время преста, не плачите,
воскресение же апостолом рцыте.


Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.


Мироносицы жены, с миры пришедша ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, ангел же к ним рече, глаголя:
что с мертвыми Живаго помышляете?
Яко Бог бо воскресе от гроба.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу,
Святей Троице во едином существе,
с Серафимы зовуще:
Свят, Свят, Свят еси, Господи.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси,
радость же Еве в печали место подала еси;
падшия же от жизни к сей направи,
из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.


Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)


4. Воскресение Твое Христе Спасе,
всю просвети вселенную и
призвал еси Твое создание:
Всесильне Господи слава Тебе.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
И ныне и присно и во веки веков
Аминь.


Преблагословенна еси Богородице Дево,
воплощшим бо ся из тебе ад пленися,
Адам воззвася, клятва потребися,
Ева свободися, смерть умертвися,
и мы ожихом,
тем воспевающе вопием:
Благословен Христос Бог
Благоволивый тако, Слава Тебе.


5. Воскресения день,
просветимся, людие:
Пасха, Господня Пасха!
От смерти бо к жизни
и от земли к небеси
Христос Бог нас преведе,
победную поющия.



6. Тропарь праздника Пасхи.


Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.



ЛОВО НА ВЕЧЕРНЕ ПЕРВОГО ДНЯ ПАСХИ
Святителя Луки Войно-Ясенецкого


Господь и Бог наш Иисус Христос после воскресения Своего из мертвых почти непосредственно, почти тотчас же стал являться: являлся святым мироносицам, святым апостолам; являлся Он 40 дней по воскресении Своем, и много было дивного и непостижимого для нас в Его явлениях.


Что могли бы мы сказать для объяснения того, что Он, когда встретили Его на дороге в Эммаус два ученика, шедшие туда, после беседы с ними, после вечери, когда наконец узнали Его в преломлении хлеба, вдруг, внезапно стал невидим?


Как объясним, что тело Его воскресшее имело способность проходить сквозь закрытые и даже запертые двери? Как объясним то, что Он, никем не замеченный, никем не сопровождаемый, прошел длинный путь от Иерусалима до Галилеи, где явился Он одиннадцати ученикам?


На эти вопросы ответа нигде и никогда не найдем, это ведомо только одному Всеведущему и Всемогущему Богу.


Но возникает у нас еще ряд вопросов, которые могли бы разрешить, ибо, хотя понять цели, мысли и деяния Богочеловека мы, конечно, не в силах, ибо Его мысли и Его цели бесконечно глубже и выше наших мыслей, но тем не менее нет греха в том, чтобы своим слабым человеческим умом попытаться кое-что понять из многого непонятного в явлениях Его.


Нам, по нашим человеческим суждениям, кажется странным, что Господь наш Иисус Христос являлся только женам-мироносицам и апостолам Своим: нам казалось бы, по нашему короткому, неглубокому суждению человеческому, что естественнее было бы Господу Иисусу Христу во всей славе Своего воскресения явиться всему народу и тем уверить его в Своем Божественном достоинстве.


Но этого Господь не сделал – народу Он ни разу не являлся. Почему же это?


Можем кое-что предположить об этом. Можем сказать, что из истории человечества нам хорошо известно, что все великие события жизни человечества, жизни мира становятся понятны только спустя долгое время после того, как они совершаются. Современники этих событий, очевидцы их не в силах понять великие события в жизни мира.


Надо, чтобы прошли долгие годы, даже столетия, иногда даже тысячелетия, чтобы род человеческий понял значение величайших исторических событий.


Только при взгляде на них в исторической перспективе становятся они понятны, а современникам событий они совсем не понятны.


Вот этот факт, психологически и исторически установленный факт, можно было бы привести для понимания того, почему Господь Иисус Христос не являлся народу, как нам казалось бы должным.


Потому что этот жестоковыйный народ, грубый народ, только что совершивший ужасающее, потрясающее преступление, – этот народ, конечно, не мог понять того, что Господь Иисус Христос воскрес.


Если сами ученики Христовы приходили в трепет и недоумение при явлениях Его, если не верили глазам своим, глядя на Него; если думали, что это только призрак Его, то неужели грубый народ мог бы думать иначе?!


Не веровали бы, конечно, не веровали бы! Злословили бы, хулили бы все явления Воскресшего Господа.


Вот это малое понимание может до некоторой степени объяснить, почему Господь Иисус Христос не являлся всему народу.


Почему явился Он прежде всего мироносицам Своим, и из них первой Марии Магдалине, почему не апостолам Своим?


Опять-таки это сокрыто от нас, и полного ответа не найдем, но кое-что сообразить можем.


Прежде всего – пламенная любовь мироносиц, их первый приход к гробу Христову: они первые позаботились видеть гроб, а из апостолов никто не сделал этого.


Именно поэтому, по проявлению горячей, пламенной любви ко Христу, кажется нам, что им первым должен был явиться Господь Воскресший, а не апостолам.


Знаем мы, что сердце женское очень отличается от сердца мужского, мужчинам свойственно все происходящее пред ними воспринимать и познавать прежде всего умом своим и в меньшей мере чувством.


Особенно ярко выразилось это свойство мужского ума в том, как отнесся апостол Фома к вести, что Господь воскрес и явился ученикам Своим. Ведь он сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20, 25).


А мироносицы не так: сердцем своим они гораздо легче и быстрее схватили истину. Женскому сердцу свойственна эта чудная способность понимать все важнейшее сердцем своим. Вот это мой слабый ответ на второй вопрос.


А теперь попробую хоть немного, хоть чуть-чуть приподнять завесу над вопросом, который является у многих из вас: почему не явился Господь прежде всех Свой Пречистой Матери? Почему?.. Ответить полностью на этот вопрос, конечно, не можем, но опять-таки можем кое-что размыслить.


Возможное ли дело, что Господь Иисус Христос, Который в тягчайших муках на кресте проявил трогательную любовь и заботу о Своей Матери, усыновив Ей Своего ученика Иоанна и получив ему заботу о Ней – возможно ли, чтобы после такого проявления глубокой любви к матери Господь Иисус Христос прежде всего по воскресении не вспомнил о Ней, о матери Своей?! В Св. Писании ничего не сказано, ни одного слова в ответ на этот вопрос. Но ведь вы много, много раз слышали на воскресной всенощной слова, которыми кончается Евангелие апостола Иоанна Богослова: "Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин. 21, 25).


О многом, о многом умолчано в Евангелии, о многих деяниях Христовых нет там ни слова. Почему же, почему о многих дивных делах Его умолчано? Почему ни слова нет о явлении Господа Иисуса Своей Пречистой Матери?


Он не смешивал, конечно, Ее с мироносицами, – не являлся Ей наряду с ними, ибо любовь Его к Ней была бесконечно, бегранично выше. Ей должен был Он явиться, конечно, отдельно, и что мешает нам веровать в то, что любовь Его к Пречистой матери Своей непосредственно после воскресения привела Его в ту горницу дома апос- тола Иоанна Богослова, в которой обитала теперь Она?


Казалось бы, нельзя сомневаться, что это было: Он, конечно, Ей явился, но почему об этом Она никому не рассказала? А потому, что из евангельских сказаний о Ней знаем, что она была глубоко молчалива. Она молчала при всех величайших событиях жизни Своей и жизни Божественного сына Своего. Она молчала, Она только складывала в сердце Своем все великие слова, которые слышала о Сыне Своем, все великие дела, которые видела.


Она молчала, Она всегда молчала… Почему думаем, что должна Она была нарушить Свое молчание, когда явился к Ней Воскресший Иисус?


Ведь воскресение Сына Ее не было для Нее неожиданным.


Апостолы, как сказано в Евангелии, не понимали слов Христовых, когда говорил Он, что будет предан на смерть, будет оплеван, избит, заушаем, будет распят – это не вмещалось в сознание их. Они забыли даже, что твердо и ясно говорил Он: "И в третий день воскресну".


Пресвятая Богородица ничего не забыла, все слова Сына своего слагала Она в сердце своем и хранила в тишине и молчании.


Итак, будем верить, что первой Пресвятой Богородице явился по воскресении Господь и Бог наш Иисус Христос.


А теперь вспомним слова Христовы при явлении Его в Галилее одиннадцати ученикам, вспомним, что речь Его, обращенная к апостолам, закончилась драгоценными для нас словами: "…и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 20).


О, господи, Господи! Разве Ты это только апостолам одним сказал, разве не всем уверовавшим, не всем возлюбившим Тебя всем сердцем? Разве нам не будешь являться, не являлся многократно? Разве не будешь пребывать всегда с нами?


Мы знаем, что ты являлся в истинном Богочеловеческом виде великим святым своим.


Знаем, как преподобный Серафим Саровский, будучи иеродиаконом, произносил ектению на амвоне и вдруг внезапно умолк, устремив взгляд ввысь: он увидел Христа.


А разве не знаете, что он многим мученикам являлся и сам подкреплял их. Итак, неложно это обещание: "И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века”.


Но вы, потупив голову, скажете: "А нам разве является Он, грешным?"


Да, да, и вам является, очень многим, может быть, даже всем является, но является не так, как святым мученикам, как Серафиму Саровскому, – является не в образе Богочеловеческом, а совсем иначе.


Чтобы понять это, обратимся к 3-й книге Царств, где повествуется, как великий пророк Илия бежал от гнева окаянной царицы Иезавели, жаждавшей крови его, как пришел он к святой горе Хорив, и вот что произошло на горе этой. Услышал Илия голос Божий: "Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь" (3 Цар. 19, 11, 12).


Слышите, не в грозных только явлениях природы являет Свою силу Господь – Ему свойственно еще одно явление, самое важное, самое драгоценное для нас.


Ведь он сказал, что в дуновении тонкой прохлады, касающейся лица нашего, именно в этом дуновении Он – Сам Великий Бог.


Это запомните, запомните, что явление Христа нам, грешным, бывает так, именно так, именно в виде "гласа хлада тонка", в виде нежного и тихого прикосновения.


Именно так являлся Он и доныне является очень многим и многим из нас.


О, если бы все мы были внимательны к этому "гласу хлада тонка", к этому Божественному дуновению, касающемуся лица нашего.


О, если бы помнили об этом, о, если бы всегда с трепетом и великой радостью понимали и думали, что в этом тонком веянии ветра – Бог, что это является нам Господь и Бог наш Иисус Христос.


Будем внимательны, будем наблюдать с глубоким, глубоким сосредоточением, и никак не пропустим этого явления нам, грешным и недостойным, Господа Иисуса Христа в виде "хлада тонка", и тогда будем освящены и благословенны Господом Иисусом Христом, ныне Воскресшим в великую славу Свою, в великую радость нам, погибающим.


Аминь.


25 апреля 1954 г.


Иван Бунин «Христос Воскрес!» (1896)


Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!


Иван Бунин



Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.
Из послания свт. Иоанна Златоуста



Христос Воскрес!
Обвал громовый,
Ликующий пасхальный звон!
Жизнь снова в нас, жизнь с нами снова,
Ведь воскресенье - это Он!


Он сам - то золотое пламя,
Тот столп, который тьму прожег.
Не рядом и не перед нами,
А - в нас, затем, что это - Бог.


Приблизившийся лик Господний
И веянье мильона крыл.
Не человек воскрес сегодня -
Творец творенье посетил.


В земном краю, а не за краем,
Не призрак, не скользящий дым -
Всем сердцем больно осязаем
И всей душою ясно зрим.


Ведь в это самое мгновенье
Разносится благая весть:
Не всё есть смерть, не всё есть тленье.
Аз есмь, так значит Вечность есть!


Аз есмь и в высоте небесной
И в сердцевине бытия.
Я не сказал, что Я воскресну,
Но - Воскресенье - это Я.


Зинаида Миркина


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


В день светоносной и спасительной Пасхи у нас открываются духовные очи. Устремим их долу – и мы увидим, что древний змий, багряный дракон, супостат диавол, скован златой цепью – благодатью Воскресения Господа, а потому уже не имеет силы вредить воинам Христовым.


Обратим наш взор горе – и через отверстые небеса узрим верою светлые селения праведных, где ангелы и спасённые человеки дружно воспевают торжествующую песнь «Аллилуйа».


Оглянёмся окрест: нас окружают светящиеся любовью лица родичей, друзей, ближних и дальних, составляющих вместе с нами единый сонм Христовых учеников.


Таким образом, небо и земля, и преисподняя – «вся исполнишася света», славяща Пречистого Агнца Христа, «из гроба исходяща».


Радостию «друг друга обымем», а «ненавидящим нас простим вся воскресением», благовествуя братии: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»


#ПротоиерейАртемийВладимиров



И снова - ликованье !
И снова - вешний свет !
Как будто ранней ранью
На небе - Божий след.
Берёз высоких свечи,
Залитый солнцем лес,
И - сердца с сердцем встреча -
Воистину воскрес !


Зинаида Миркина



Пасха — величайший праздник в истории человечества.


В этот день мы вспоминаем, как распятый и претерпевший муки за всех нас Христос воскрес - и этим разрушил вечную власть смерти. Отныне любой человек может надеяться на воскресение и будущую вечную жизнь через веру во Христа.


"По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам" (От Матфея 28:1-7).


ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ


Ин., 1 зач., I, 1-17.


1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.


2Оно было в начале у Бога.


3Все чрез Него на;чало быть, и без Него ничто не на;чало быть, что на;чало быть.


4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.


5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.


6Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.


7Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.


8Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.


9Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.


10В мире был, и мир чрез Него на;чал быть, и мир Его не познал.


11Пришел к своим, и свои Его не приняли.


12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.


14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.


15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.


16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.



..Желаю тебе в мире и благодушии встретить сей све­тоносный праздник. А если Богу угодно, то и в добром здоровье. Но все-таки нам должно помнить, что истинная наша Пасха — там, во свете незаходимом, со тьмами тем Ангелов и святых и Источником Света — Сладчайшим Иисусом.


Преподобный Анатолий Оптинский


Воскресе;ние Христо;во ви;девше, поклони;мся Свято;му Го;споду Иису;су, еди;ному безгре;шному. Кресту; твоему; покланя;емся, Христе;, и Свято;е Воскресе;ние твое; пое;мъ и сла;вимъ, ты бо еси; Богъ нашъ, ра;зве тебе; ино;го не зна;емъ, и;мя твое; имену;емъ. прииди;те вси ве;рнии, поклони;мся Свято;му Христо;ву Воскресе;нию, се бо прии;де Кресто;мъ ра;дость всему; ми;ру. всегда; благословя;ще Го;спода, пое;мъ Воскре;сение его;, распя;тие бо претерпе;въ, сме;ртию сме;рть разруши;.



Реконьский паломникЪ
"Некоторые (у кого диавол живёт в сердце) говорят, что нет воскресения и никто никогда не видел воскресших мертвецов. Но не все ли присутствующие здесь до своего рождения были мёртвыми? Как Бог смог возвести нас из чрева матери, так возведёт нас и из чрева земли. Чрево матери в этом смысле разве чем-то отличается от гроба? Разве не видим явно воскресение?


Когда мы спим, разве не походим на умерших? Что такое сон? Маленькая смерть. А смерть? Большой сон. И как пшеничный колос, падающий на землю, не прорастёт, если не размякнет и не разложится под дождём, так и мы, умирая и ложась в гроб, не воскресли бы, если бы сам Христос первым не сошёл во гроб, даровав нам жизнь вечную. Разве не видите, как Господь каждый день возводит из земли травы? Знания нам нужны, христиане, чтобы мы понимали, что нам даровал Бог".


Святой Равноапостольный Косма Этолийский



Весна! Весна! Пасхальная неделя!
Христос воскрес. И весь простор воскрес.
Дыханье Божье. Веянье апреля
И половодие, разлив небес.
Уже не надо ни воды, ни хлеба.
Земля не жаждет. Голод утолён.
Сейчас всю землю заливает небо,
И мы, очнувшись, стряхиваем сон.
Уже не надо никаких событий.
Душа, все грёзы сонные оставь!
Христос воскрес!
Послушайте, очнитесь!
Ведь воскресенье – это наша явь!


Зинаида Миркина


Зинаида Миркина
ОДИН НА ОДИН


Г.П.
Ни имени, ни громкой славы -
Но мы вдвоем в лесу пустом.
Мир выбирает вновь Варраву,
А мы останемся с Христом.


А мы с тобой - под лютым ветром.
Сплелись, как ветки, ты и я,
С вот этим Третьим, незаметным
Немым истоком бытия.


Немеет лес и крик немеет,
Но как пророчит немота!
Все носят крестики на шее,
А мы остались у Креста.
А мы не молим о спасеньи,
Не ждем его, как чуда ждут.
Мы просто знаем: воскресенье -
Есть самый тяжкий в мире труд.


"Здесь, в этом мире, мы празднуем Святую Пасху очень недолго. Проходит радость и опять приходят скорби, огорчения, искушения и много других зол. Однако на Небесах, в ином мире, Пасха будет длиться вечно, ей не будет конца. Это будет Пасха незаходимая во веки веков!"


Старец Ефрем (Филофейский)


Христос Воскресе!
На Светлой Седмице вместо утренних и вечерних молитв читаются Пасхальные Часы. К обычному молитвенному правилу мы возвращаемся вечером в субботу Светлой Седмицы.
Евангелие читаем так же, как и обычно.


Часы ПАСХИ


Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.


Тропарь:
Христос воскре;се из ме;ртвых, сме;ртию смерть попра;в, и су;щим во гробе;х живот дарова;в. (Трижды)


Воскресение Христово видевше, поклони;мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое;м и сла;вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди;те вси ве;рнии, поклони;мся святому Христову Воскресению: се бо прии;де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое;м Воскресение Его: распятие бо претерпе;в, смертию смерть разруши. (трижды)


Ипакои:
Предвари;вшия утро я;же о Марии, и обре;тшия камень отвале;н от гроба, слы;шаху от Ангела: во свете присносу;щнем Су;щаго, с ме;ртвыми что ищете яко человека? Видите гро;бныя пелены;, тецы;те и миру пропове;дите, яко воста; Господь, умертви;вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.


Кондак:
Аще и во гроб снизше;л еси, Безсме;ртне, но адову разруши;л еси силу, и воскре;сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена;м мироносицам веща;вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да;руяй, падшим подая;й воскресение.


Во гробе пло;тски, во аде же с душе;ю яко Бог, в раи; же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня;яй, неопи;санный.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая; красне;йший, воистинну и черто;га всякаго ца;рскаго показа;ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь:


Вы;шняго освяще;нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде;ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена;х еси, Всенепоро;чная Владычице.


Господи помилуй. (cорок раз)


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:


Честнейшую Херувим и сла;внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро;ждшую, су;щую Богородицу, Тя величаем.


Христос воскре;се из мертвых, смертию смерть поправ и су;щим во гробе;х живо;т дарова;в. (трижды)
Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.


***
Разве Тебе — кроме Тебя.
Се бо прииде — ибо вот, пришла.
Предварившия утро — пришедшие до рассвета.
Яже о Марии — те, которые были с Марией (спутницы Марии).
Слышаху — услышали.
Тецыте — бегите, спешите.
Проповедите — возвестите.
Яко есть — ибо Он.
Аще — хотя.
Вещавый — сказавший.
Краснейший — прекраснейший.
Вышняго — Всевышнего.
Селение — жилище.


Гиацинтами пахло в столовой,
Нина Ландышева
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.


Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-веселою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.


И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмоленною пахло доскою.


Из-за вымытых к празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.


Было сладко для чрева и духа
Юность мчалась, цветы приколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и галоши...


Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все «бездельные» песни пропеты,
«Деловая» отныне серьезность...


Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России!


Игорь Северянин



Говорят, воскресение Христа – выдумка, потому что мертвые не воскресают. Да, если нет Бога. Но если Бог есть, то смерть должна быть побеждена, так как Бог не может быть Богом распада и смерти.
Тогда говорят: но Бога нет, так как никто Его не видел. Но что же значит тогда опыт миллионов людей, радостно утверждающих, что видели – не физическими глазами, а внутренним, глубоким и несомненным видением? Две тысячи лет прошло, а все на как бы с неба падающее, радостное утверждение «Христос воскресе!» несется все тот же ликующий ответ: «Воистину воскресе!»


Протопресвитер Александр Шмеман


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Христос обращается к каждому из нас. Сегодня мы с вами должны подумать об одной важной вещи, которую не все замечают, когда обращаются к Священному Писанию, когда читают о тех светлых днях, когда Господь являлся по Своем Воскресении. Он явился многим и каждому человеку по-разному. В одних обстоятельствах это была плачущая Мария Магдалина, одинокая, скорбящая у пустого гроба; в другом случае это был Петр, растерянный и смущенный, вернувшийся из сада, где он нашел гробницу с отваленным камнем. Потом мы видим учеников на озере. Иоанн чувствует его сердцем и узнает его, Петр же, бросаясь вплавь, спешит к нему. И, как мы читаем в посланиях апостола Павла, среди последних, кому явился Господь, был он, Павел-Савл, который гнал Церковь Божию.


И вот это продолжается и сейчас. Христос, воскресший незримо, но ощутимо является каждому. И в жизни каждого из нас, кто хотя бы на мгновение чувствовал близость миров иных, совершается встреча с воскресшим Господом, и Он приходит к каждому, стучась в дверь его сердца, находя каждому свои слова. И наше дело услышать, наше дело отозваться на этот стук, потому что Господь пришел спасти, одухотворить и изменить жизнь не только всех, но и каждого из нас. Поэтому сегодня, в пасхальный День, возвращаясь домой, пусть каждый из вас унесет в сердце эту радость и мысль о том, что Господь и мне явился. Он и для меня воскрес, и для меня говорит, и со мной остается, и будет всегда как мой Господь, как мой Спаситель, как мой Бог. Храни вас Господь. Христос воскресе!


Протоиерей Александр Мень


Христос Воскрес!


Христос воскрес! Он, Царь миров,
Царей могучих Повелитель,
Он - весь смиренье, весь - любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как ангел - искупитель!
Христос воскрес! Он людям дал
Завет святого всепрощенья,
Он падшим милость даровал
И за святые убежденья
Велел страдать, как сам страдал!
Христос воскрес! Он возвестил,
Что на земле все люди - братья,
Он мир любовью обновил,
Он на кресте врагов простил,
И нам открыл свои объятья!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Пусть эти радостные звуки,
Как пенье ангелов с небес,
Рассеют злобу, скорби, муки!
Соединим все братски руки,
Обнимем всех! Христос воскрес!


К.К. Роше
23 апреля1891 г.
(Поэма души - С-Петербург, 1906)



Первым, кто попал в рай, был разбойник. И первым, кто попал в ад, был апостол Христов. И то, как это всё происходило, — для нас великий урок. Поэтому человеку никогда нельзя ни отчаиваться, ни ставить крест на другом.


Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)


Стихи и проповеди отца Андрея Логвинова
***
Стоит нескончаемый
Божий день.


Сияет безкрайний
Шатёр небес.


Звучит несмолкаемо
Птичья звень…
А всё потому что
Христос
Воскрес!



Христос воскрес! - всего два слова,
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах своих.
Забыты скорби и страданья,
Забыты горе и нужда,
Умолкли стоны и роптанья,
Исчезли зависть и вражда…


Павел Потехин
(1852-1910)


ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: НАУЧНЫЕ ФАКТЫ
"ПРИДИ И ВИЖДЬ!.."


"Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Мф. 27:57-60) .


То, что мы видим на Туринской Плащанице – вовсе не готовое изображение, это база данных закодированной информации, набор инструкций для построения 3D образа. Этой закодированной информации для создания 3D рельефа нет ни у одной картины, нет ни у одной фотографии. Это уникальная особенность присуща исключительно одной Туринской Плащанице. Это свидетельствует о том, что плоское 2D изображение на Плащанице изначально предусматривает 3D визуализацию.


Плащаница – это закодированная светокопия (blueprint, тех. - "синька").


Используя специальный Анализатор Изображений (VP-8), Джон Джексон преобразовал оттенки интенсивности изображения в вертикальный рельеф. Это дало возможность получить с помощью компьютера полномасштабное объёмное изображение.


На некоторых частях изображения Тела было обнаружено, что сквозь Него в отпечатках просвечивают изображения скелетной структуры. Следовательно, неизвестное воздействие опалившее плащаницу и вызвавшее появление отпечатков Тела, происходило в широком спектре излучения, в том числе и рентгеновском.


Невозможно объяснить – как Тело отъединилось от ткани плащаницы. Мы знаем, что Тело отделилось от полотна необычным, исключительно своеобразным, единственным в своем роде способом при котором сгустки свернувшейся крови полностью в неповрежденном виде остались на поверхности ткани, в то время когда, обычно, часть присохших сгустков крови при отделении остается на коже.


***


"...И пришёл ко гробу... и, наклонившись, увидел лежащие пелены; ...Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие. ...Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых" (Ин.20).


***


Как объяснить, что отпечатки Тела со спины изображения не сплющены? Об этом нам свидетельствуют пятна в затылочной части головы, кровь вокруг зоны солнечного сплетении – два подтека, которые пересекаются на спине в зоне пояса и многое другое. Принимая во внимание посмертное окоченение, которое зафиксировали мышцы, положенное на спину Тело, должно давить своим весом на постеленное под ним покрывало. Следовательно, мы должны обнаружить отличие отпечатка со спины по сравнению с отпечатком лицевой стороны. Однако, различные спинные мускулы в отображении на ткани не оказываются сплющенными, причем рельефное отображение спинной и лицевой части единообразно.


Очевидно, В МОМЕНТ ОТДЕЛЕНИЯ ОТ ПОЛОТНА ТЕЛО ВОВСЕ НЕ ИМЕЛО ВЕСА.


Ткань Плащаницы свободно провисала над Усопшим в то время, когда началось воздействие, приведшее к образованию отпечатков. Процесс, вызвавший появление отпечатков на Плащанице, происходил одинаковым образом как через пространство между Телом и верхней частью ткани, так и через пространство между Телом и нижней частью ткани, и не зависел от контакта между полотном и телом в каждой точке соприкосновения.


Для того, чтобы на полотне получилась проекция Человека, для этого Тело должно «пройти» сквозь полотно, оставив на нем свои следы. Причём пройти вертикально, подобно действию сканера.Только таким образом можно объяснить многие особенности в отпечатках с плащаницы. Например, подогнутый большой палец просвечивает сквозь ладонь, и как бы проходит через нее. Сначала через ткань прошла ладонь, а потом – подогнутый палец.


Неизвестное воздействие, исходившее от Тела, в спектре своего излучения имело и рентгеновский диапазон, поскольку в изображении видна скелетная структура рук, лица и некоторые другие отпечатки.


При сильном увеличении видно, что изображение на Плащанице составлено из множества микроскопических областей потемнения волоконцев льна с резко очерченными границами. В областях с большей интенсивностью цвета (более темных) просто потемнело большее колличество практически одинаковых по цвету волосков. Изображение подобно пиксельному, составленному из участков потемнения волосков по четким границам размером 15-20 микрон шириной и 50-500 микрон длиной, что исключает вероятность художественного нанесения изображения краской.


ВЫВОДЫ ПО ФАКТАМ: Отделение Тела от полотна произошло без повреждения прилипших сгустков крови; очевидно, в этот момент отсутствовал вес; произошло прохождение непосредственно сквозь ткань Плащаницы; оставлен нерукотворный, в виде негативного изображения отпечаток, содержащий в себе полную объёмную информацию о проекции Тела.


ВОПРОС: Зачем гипотетическому - как утверждают скептики - средневековому фальсификатору создавать «подделку», которая имеет (1) негативный фотографический отпечаток, (2) имеет все необходимые 3D атрибуты? Зачем вообще было бы создавать такое сложное изображение? Разве что если у кого-то в средневековье было предвидение, что изобретут фотоаппарат, а затем и 3D моделирование, и он также предусмотрел, что сможет одурачить кого-то в 21 веке. Поистине - такой фальсификатор был бы пророком и чудотворцем!.. ;


П.С. - и к тому же, ни одним, даже современным, методом (что уж говорить о средневековье?..) так и не удалось воспроизвести изображение, хотя бы отдалённо напоминающее образ Туринской Плащаницы со всеми её уникальными особенностями.


***


"Вот я говорю вам тайну: все мы ...будем изменены, моментально*, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, и мы будем изменены. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор.15:51-53).


* - В греч. оригинале стоит - ;; ;;;;; (эн ;томо), что в определённом смысле можно понять и буквально - "в атомах".
____________


Доп. сведения - http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica



В МИРЕ ЕСТЬ ШЕСТЬ ГОЛОВ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, НО ТОЛЬКО ТРИ ИЗ НИХ ПОДЛИННЫЕ! - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_3015/all



БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ или ЦЕРЕМОНИЯ СВЯТОГО СВЕТА - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2754/all



САМОЕ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ ПРОИЗОШЛО «ПРИ ПОНТИИ ПИЛАТЕ» - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2416/all



ЭМПИРЕЙ. "НА ПУТИ В ДАМАСК" - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2986/all



СВЯЩЕННЫЙ ТРУП В РИЗАХ - https://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2811/all



ВСЁ ПОКОРЯЕТ ЛЮБОВЬ: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2804/all



Автор поста - https://vk.com/alexanderdei



ВОСКРЕС!


День наступал, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица...
Пришли взглянуть — гроб опустел!..
И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: "Воскресну!" и воскрес!
Бегут... молчат... признать не смеют,
Что смерти нет, что — будет час,
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!


; К. Случевский



Светлый Праздник


Бажанов, Василий Борисович (протопресвитер)


Как душе моей легко!
Сердце полно умиленья!
Все заботы и сомненья
Отлетели далеко!

Мир мне душу наполняет,
Радость светится в очах,
И, как будто, в небесах
Ярче солнышко сияет!...

Люди — братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый праздник воскресенья
Бога правды, Бога сил!...

Прочь от нас вражда и злоба!
Все забудем! Все простим!
Примирением почтим
Днесь Восставшего из гроба!

Он не злобствовал, не мстил,—
Но с отеческой любовью
Всечестною Своей кровью
Недостойных нас омыл...

Он воскрес! — Настанет время
Воскресенья и для нас...
Нам не ведом этот час...
Что ж грехов не сбросим бремя?

Что ж не думаем о том,
С чем в минуту возрожденья
Из ничтожества и тленья,
Мы предстанем пред Христом?...

Он воскрес! Обитель рая
Вновь открыта для людей...
Но одна дорога к ней:
Жизнь безгрешная, святая!


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос воскресе!
Мы привыкли встречать друг друга главным в нашей жизни приветствием: “Христос воскресе!” Что же значит это воскресение для каждого из нас? Очевидно, что в нем – центр нашего христианского исповедования, потому что сущность нашей веры заключена в том, что Христос воскрес. Об этом говорит все наше церковное учение и Священное Предание. А апостол Павел говорит, что, если Христос не воскрес, то мы несчастнее всех людей на Земле, потому что тогда наша вера не имеет никакого смысла.
Для людей, которые живут вне церкви, а таких много в нашей стране, самый главный день — это Новый год: что-то в новогоднюю ночь случается, придет Новый год, и, может быть, принесет что-то новое… А для нас Новый год — Пасха. Это действительно – начало нового года, предчувствие жизни будущего века. Этот день для нас – исполнение и наших трудов Великого поста, и нашего покаяния, и чего-то, что мы в себе должны были исправить и поменять.
Радость и свет этого дня очень надолго может каждого из нас наполнить настоящими жизненными силами, которых нам так не хватает. Вдруг все становится на свои места. Вроде жизнь-то не поменялась, все то же самое происходит, но вдруг все становится так очевидно, понятно и легко. Какие-то проблемы, которые мы не знали, как разрешить, и мучались этим, вдруг перестают нас так волновать: мы все равно не знаем, как их разрешить, но почему-то вдруг успокаиваемся. Есть вещи неразрешимые, и они неразрешимыми останутся, но присутствие Бога в нашей жизни в эти дни совершенным образом покрывает всю неразрешимость, уныние и тупики нашего бытия.
Но ведь это же еще не все. Это не самое главное из того, что являет нам светлое Христово воскресение. Ведь в эти дни с нами должно случиться что-то такое, чтобы об этом стало известно не только нам, но и кому-то еще из тех, кто нас окружает. Ведь весть о том, что Христос воскрес, не может касаться только нас, не может стать только нашим маленьким частным делом, нашей такой внутриприходской и даже внутрицерковной радостью. Это же что-то большее, мировое. Ведь если Христос воскрес, то тогда жизнь должна меняться сама по себе и не только наша. То есть, конечно, прежде всего, должна меняться наша жизнь, но от каждого Великого поста, от каждой Пасхи она должна меняться настолько, чтобы это кого-то задевало, кого-то трогало, кого-то действительно чем-то удивляло, просвещало и заставляло обернуться в нашу сторону. Так должно быть, плоды этого труда и великой радости должны распространяться на мир.
Вот сегодняшнее Евангелие Христово: приходит Христос к ученикам Своим, как к нам пришел, и являет им Себя во всей полноте Своего богочеловеческого воскресения, которой они до Его воскресения не знали. Он садится с ними и пьет вино, ест рыбу и хлеб, показывая им, что он не дух, а истинный Богочеловек, обладатель жизни вечной. И радость воскресения настолько захватывает учеников, что они действительно готовы делиться с другими.
Приходит Фома, его ведь не было вместе с ними. Они говорят: “Христос воскресе!” И вдруг он почему-то не верит… Почему-то слово о том, что Христос воскрес, Фоме, который знал Христа так же близко, как и все остальные Апостолы, ничего не говорит…
А мы же помним, что вот эти же самые Апостолы еще совсем недавно, неделю назад, разбежались от креста Христова, не взяли свой крест, не пошли за Ним до конца. И все равно Христос к ним приходит. Он их утешает, Духа Святаго им дает и власть вязать грехи человеческие. Они уже получают знаки своего священства, первые знаки настоящего апостольства.
И вдруг ничего не происходит, апостол Фома не верит тому, что Апостолы ему говорят. ”Пока сам не удостоверюсь, не увижу”. И действительно, если Христос воскрес, почему ж вы сидите в горнице за дверями затворенными, прячась страха ради иудейска? Почему с вами ничего не произошло? Почему вы остались прежними? Почему то, что Христос воскрес, вас не сделало другими?
Mы часто воспринимаем воскресение Христа только, как радость. Все плохое прошло, и осталось у нас только хорошее. Да, – радостно, да, – счастье, да, – веселье: Христос воскрес! Смотрите, как все хорошо! Значит, ничего страшного не произошло?
А Фома помнит, Фома знает, какой это страшный мир, как этот мир распинает Христа, как этот мир готов каждого, кто за Христом пойдет, так же распять. И Апостолы тоже это понимают, поэтому и сидят за дверями затворенными. И такое свидетельство о Христе ничего не значит для мира, потому что, если с нами ничего не случилось, потому что, зная воистину, что Христос воскрес, мы продолжаем жить по законам и стихиям этого мира, страшиться страхом этого мира, опираться на те фундаменты, которые этот мир нам предлагает, а не на Христа. И тогда наше свидетельство о Христе не будет восприниматься всерьез, как истина, которой мы дорожим, потому что вместе с этой истиной у нас есть еще несколько таких же незыблемых истин, на которых, собственно, наша жизнь и строится. И вот эти истины свидетельствуют о том, кто мы такие.
И ради Фомы Христос снова приходит к ученикам и говорит ему: “Вложи свои перста в мои раны”, и тот видит истинность воскресения уже в своем личном опыте. Христос и ученикам Своим показывает до конца, в чем его воскресение: Христос воскрес, но раны Его остались. Христос воскрес, но руки-то прободены. Христос воскрес, а рана от ребра зияет. И снова Он говорит им эти слова: “Идите, я посылаю ваc”.
А куда Он посылает своих учеников? На что Он посылает своих учеников? Он их посылает на этот же самый крестный путь. Он их посылает идти за Собой. Он их посылает достигнуть воскресения, той же Пасхи, и так же, как Сам, – через Голгофу. Вот если мы, как апостол Фома, примем вместе с воскресением эти раны Христовы, примем вместе с радостью это ребро прободенное, тогда, мне кажется, наше слово о воскресении Христовом, наше слово о жизни во Христе, сразу получит и правду, и силу.
Господь являет апостолу Фоме свои прободенные руки и свое пронзенное ребро, и мы больше не можем думать, что ничего не произошло. Мы знаем, что Христос воскрес, мы верим, что Он никогда нас не покинет, но путь, на который Он нас посылает, это путь, по которому ученик идет за Учителем до конца. Из Деяний святых Апостолов, из истории нашей Церкви мы знаем, что такое этот апостольский путь, как Апостолы возвещали Христа своей жизнью, своей смертью и своим воскресением. Аминь.
Протоиерей Алексей Уминский.


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Христос обращается к каждому из нас. Сегодня мы с вами должны подумать об одной важной вещи, которую не все замечают, когда обращаются к Священному Писанию, когда читают о тех светлых днях, когда Господь являлся по Своем Воскресении. Он явился многим и каждому человеку по-разному. В одних обстоятельствах это была плачущая Мария Магдалина, одинокая, скорбящая у пустого гроба; в другом случае это был Петр, растерянный и смущенный, вернувшийся из сада, где он нашел гробницу с отваленным камнем. Потом мы видим учеников на озере. Иоанн чувствует его сердцем и узнает его, Петр же, бросаясь вплавь, спешит к нему. И, как мы читаем в посланиях апостола Павла, среди последних, кому явился Господь, был он, Павел-Савл, который гнал Церковь Божию.


И вот это продолжается и сейчас. Христос, воскресший незримо, но ощутимо является каждому. И в жизни каждого из нас, кто хотя бы на мгновение чувствовал близость миров иных, совершается встреча с воскресшим Господом, и Он приходит к каждому, стучась в дверь его сердца, находя каждому свои слова. И наше дело услышать, наше дело отозваться на этот стук, потому что Господь пришел спасти, одухотворить и изменить жизнь не только всех, но и каждого из нас. Поэтому сегодня, в пасхальный День, возвращаясь домой, пусть каждый из вас унесет в сердце эту радость и мысль о том, что Господь и мне явился. Он и для меня воскрес, и для меня говорит, и со мной остается, и будет всегда как мой Господь, как мой Спаситель, как мой Бог. Храни вас Господь. Христос воскресе!


Протоиерей Александр Мень


Божия Матерь никогда не согрешила ни единым помыслом и никогда не теряла благодати, но и у Нее были великие скорби; а когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была Ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая, потому что и любовь Ее была несравнимо большая, чем любовь Адама в раю. И если Она осталась жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы по Вознесении Его оставалась на земле в утешение и радость апостолам и новому народу христианскому.


Мы не достигаем полноты любви Божией Матери, и потому не можем в полноте понять и Ее скорбь. Любовь Ее была совершенною. Она безмерно любила Бога и Сына Своего, но Она любила и народ великою любовью. И что переживала Она, когда эти люди, которых Она так много любила и которым до конца хотела спасения, распинали Ее возлюбленного Сына?


Мы постигнуть этого не можем, потому что в нас мало любви к Богу и к людям.


Как любовь Божией Матери безмерна и непостижима, так и скорбь Ее безмерна и непостижима для нас.


* * *
О, Пречистая Дево Богородице, скажи нам, чадам Твоим, как, живя на земле, Ты любила Сына Своего и Бога, как веселился дух Твой о Боге Спасителе Твоем? Как смотрела Ты на Его прекрасное лицо и помышляла, что этот Тот, Которому со страхом и любовью служат все небесные силы?


Скажи нам, что чувствовала душа Твоя, когда держала Ты на руках Своих дивного Малютку? Как воспитала Ты Его? Как болела душа Твоя, когда Ты с Иосифом три дня искала Его в Иерусалиме? Какие муки переживала Ты, когда Господь был предан на распятие и умирал на кресте?


Скажи нам, какая радость была у Тебя о Воскресении, или как скучала душа Твоя по Вознесении Господа? Души наши влекутся знать о жизни Твоей с Господом на земле. Ты же не пожелала предать всего этого писанию, но молчанием покрыла тайну Свою.


Преподобный Силуан Афонский



Другие статьи в литературном дневнике: