Фигуры речи - 3

Людмила Степановна Небесная: литературный дневник

11. Аттракция
Аттракция (от лат. attractio «притягивание») — оборот, грамматически выражающийся в отсутствии синтаксической связи между двумя членами предложения. Примеры аттракции: «убит ногами слонами», «обносили чашей зелёным вином» вместо — убит ногами слонов, обносили чашей зелёного вина. Аттракция восходит к эпохе господства в языке паратактического строя. Существенная особенность этого строя состояла в том, что подлежащее не допускало при себе развития никаких других членов, кроме приложения и атрибутивного прилагательного в нечленной форме; приименный родительный падеж в старославянском и старорусском языках был невозможен. Нельзя было сказать церковь Спаса, а церковь Спас. Сказуемое могло развивать в себе только дополнения в одном падеже; нельзя было сказать — видели меня идущим, — а видеста мя идуща и т. д. Аттракция (привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности, симпатии. Это отсутствие синтаксической перспективы можно сравнить с таким же отсутствием перспективы в древнерусской живописи. При дальнейшем развитии языка и гипотактическом направлении, противоположном паратактическому, аттракция удержалась в эпитетах. Определяемое слово могло принимать формы разных падежей, а сложный эпитет продолжал оставаться в именительном. В современном языке аттракция ослабляется при посредстве предлогов: у меня в квартире (в моей квартире) и т. д.
.........
12.Бессоюзие
Бессоюзие или асиндетон (греч. лат. dissolutio) — стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие предложение, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.
Литературные примеры


Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
— А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава 7


Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
— А. Блок. Ночь, улица, фонарь, аптека
..........
13.Гипербатон
Гипербатон (от др.-греч. букв. «перестановка») — фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путём постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов. Наряду с анафорой, гипербатон относится к фигурам перемещения (инверсии).
Гипербатон используется в основном для усиления выразительности речи. Гипербатон — фигура достаточно изощрённая, оставляющая впечатление вычурности, а поэтому он редко используется в разговорной речи. Однако эта фигура нередко применяется в поэзии, либо аналитических и иных научных документах для выделения смысла.


Твердо сердце бедных пусть слезы презирает.
— А. Д. Кантемир. Сатира I. На хулящих учения
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.
— А. С. Пушкин. Полтава
Дней бык пег.
Медленна лет арба.
— В. В. Маяковский. Наш марш



Другие статьи в литературном дневнике: