Фигуры речи1.Адинато Адинато;н (от др.-греч. «невозможное») — фигура речи в форме гиперболы, когда нечто невозможное или очень трудное в осуществлении сопоставляется, с помощью отвлечённого примера и сильного преувеличения, с какой-либо нереальной ситуацией, с чем-то, чего по природе вещей не может быть. Риторический приём доведения сравнения до невозможного, нередко с юмористическим эффектом. Аллюзия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание или какая-либо крылатая фраза. В том числе могут использоваться библейские сюжеты. Например, название фильма «В. Давыдов и Голиаф» отсылает к широко известному библейскому сюжету про Давида и Голиафа. В отличие от реминисценции, чаще используется в качестве риторической фигуры, требующей однозначного понимания и прочтения. Нередко возникают сложности с употреблением термина аллюзия, а именно с выбором управления. С одной стороны, определение аллюзии как намёка подсказывает пишущему управление с предлогом на (аллюзия на что-то). С другой стороны, аллюзия как отсылка предполагает, что будет употреблен предлог к (аллюзия к чему-то). Амплификация (лат. amplificatio «расширение») — стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов. Амплификация — приём риторический, резко бьющий на повышение восприятия, и так именно и расценивают её ораторы, как, скажем, великий оратор древности Цицерон, находивший, что амплификация — триумф красноречия. Поэтические примеры За всё, за всё тебя благодарю я: Повторение слов в начале предложений Когда в листве сырой и ржавой Ряд сравнений Берёт — Накопление синонимов, антитез, повышения …Я тайный замысел ласкал, Он был похож на вечер ясный: В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: Анадиплосис (от др.-греч. «сдвоенность») — повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое. По современной стихологической терминологии повторение конца стиха в начале следующего. Приём известен с древних времен. …откуда придет помощь моя. — Пс. 120:1—2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — — Пс. 121:2—3 …поток прошел бы над душею нашею; — Пс. 123:4—5 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра. — Пс. 129:6—7 Примеры анадиплосиса в народной русской поэзии: Станем-ка, ребята челобитную писать, На кресте сидит вольна пташечка, Целовал он ей руки белые, Пример анадиплосиса в русской книжной поэзии: Я на башню всходил, и дрожали ступени.
Анаколуф(от др.-греч. «анаколуф», букв. «непоследовательность») — риторическая фигура, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении, допущенная по недосмотру или как стилистический приём (стилистическая ошибка) для придания характерности речи какого-либо персонажа.Лейт Анаколуф по своей природе носит выделительный характер на фоне грамматически правильной речи. Анаколуфу близка синтаксическая заумь (текст, построенный на систематическом нарушении синтаксических правил) и эрратив (текст, построенный на нарушении орфографических правил). Содержание 1 Литературные примеры Литературные примеры Анаколуф, в частности, используется для речевой характеристики персонажа, не слишком хорошо владеющего языком (иностранца, ребёнка, просто человека малокультурного). Полковник Скалозуб в комедии «Горе от ума» Грибоедова говорит «Мне совестно, как честный офицер» (вместо «Мне совестно, как честному офицеру»). У Толстого председатель суда, человек, видимо, воспитанный на французском языке, говорит «Вы желаете сделать вопрос?» («Воскресение». Часть первая. Глава XI). У Булгакова профессор Преображенский указывает на наличие ошибки в высказывании пролетария Швондера: — Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома… — Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович, — потрудитесь излагать ваши мысли яснее. Также анаколуф широко применяется как средство юмористического, сатирического изображения: Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа Я недавно читал у одного Французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученыи. И насщот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. Однако грамматическая неправильность, привлекая к себе внимание, способна придавать речи более экспрессивный характер, и поэтому к анаколуфу писатели разных эпох и направлений прибегают и в авторской речи для создания эмоционального акцента: То, которое бык на Лесбосе вдруг увидев, взревел и, клубясь к ней с холма, ткнулся рогом, войдя ей под мышку © Copyright: Людмила Степановна Небесная, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|