I. 1. Определение 4

Михаил Озмитель: литературный дневник

Люди, занимающиеся логикой, подчас плохо отличают понятия от представления, что, в частности, приводит к утверждению о существовании так называемых «пустых понятий». Согласно многим учебным пособиям по логике пустое понятие – это такое понятие, в объеме которого нет ни одного элемента, например: «кентавр», «бог», «вечный двигатель» и т. д. и т. п. Полагается, что поскольку в известной автору того или иного логического сочинения реальности не существует ни одного кентавра, постольку и в объеме понятия «кентавр» нет ничего.

Однако никакое понятие ничего не утверждает и ничего не отрицает, способность отрицания или утверждения – это сущностное свойство суждения, которое может быть истинным или ложным (т. е. соответствовать или не соответствовать положению вещей), понятие свидетельствует только о самом себе, т. е. о том, что есть некая мысль и эта мысль имеет нечто своим предметом. А вот мысль (понятие) о реальности, в которой этот самый предмет существует или не существует, – это уже другая мысль, соединение этих двух понятий является суждением, но никак не понятием. Возникновение понятия «пустое понятие» можно объяснить лишь тем, что в самое понимание понятия неосознанно привносятся свойства суждения существования (экзистенциального суждения), что логически неверно. Между тем, любое понятие (в том числе - и так называемое "пустое понятие") свидетельствует о своем существовании самим фактом его наличия, в этом оно тождественно с любым другим предметом, который может быть определен с помощью остенсивного определения. Остенсивное определение — это определение предмета путём непосредственного показа, другое название - демонстративное определение.


Между тем, представление о предмете, в отличие от понятия предмета, необходимо включает в себя свойства суждения: представление с необходимостью наделяет представляемое пространственно-временными свойствами, а значит - наделяет предмет мысли свойством существования.



Другие статьи в литературном дневнике: