Макаров Ю. В.

Ирина Ергер: литературный дневник

Декабрьское восстание 1905 года в Москве


«Военнослужащие (лейб-гвардии Семёновского) полка производили незаконные обыски и расправы над жителями рабочих посёлков, служащими станций Московско - Казанской железной дороги. Более 150-и граждан было убито без суда и следствия, в том числе на глазах у детей. Много людей было ранено. Некоторых стариков, помощников начальника станции Перово С.Орловского и А. Ларионова, встречавших военнослужащих с доверием, а так же иных граждан, остановленных по пути, солдаты закалывали штыками, офицеры раскраивали черепа саблями, трупы возвращались родным обезображенными до неузнаваемости (например, глазные впадины пробивались штыками до мозгов, лица представляли кровавую маску, вспарывали животы).
Командир полка Г. Мин, издал приказ подчинённым: «Арестованных не иметь, пощады не давать». Будучи в Люберцах под Москвой, Мин произнес речь перед согнанными на площадь мужиками: «Если ораторы вернутся, убивайте их. Убивайте чем попало – топором, дубиной. Отвечать за это не будете. Если сами не сладите, известите семёновцев. Тогда мы опять сюда придём».
«За свои действия в Москве Мин заслужил особую похвалу императора Николая Второго, в 1906 году был произведён в генерал-майоры с зачислением в Свиту, а в апреле получил денежную премию «с присовокуплением царского поцелуя».
«В 1906 году, в июне, весь наш полк был приглашен в Петергоф к царю на “garden party”. Прием должен был произойти на царской даче, в Александрии, в дивном парке с громадными старыми деревьями и удивительной красоты зелеными лужайками. …Придя в положенное место, мы остановились и вытянулись в две шеренги, поротно, офицеры на своих местах. Вышел царь. Он тоже был в белом кителе и без оружия, в нашей форме; форму было видно только по синему околышу белой летней фуражки. Он обошел ряды и поздоровался. Потом скомандовали “Разойтись!” – и мы разделились. Нижние чины пошли дальше, где им были приготовлены столы с угощеньем, чай, сладкие булки, бутерброды и конфеты. Туда же пошел и царь с командиром полка, обходить столы. А мы, офицеры, отправились в другую сторону, где под деревьями стоял огромный круглый чайный стол, покрытый до земли белоснежной скатертью, а на нем серебряный самовар, чашки, печенья и всякая снедь. За столом сидела царица в белом кружевном платье и принимала “гостей”».


Семёновец и белогвардейский офицер Макаров Ю. В.. "Моя служба в Старой Гвардии. 1905–1917".
— Буэнос-Айрес: Доррего, 1951г.



Другие статьи в литературном дневнике: