***

Катерина Крыжановская: литературный дневник

"Не слишком мне подражайте!"- завещал Мацуо Басё своим ученикам. Что же говорить нам, пытающимся нащупать связь с тем тонким миром, который создал
своими кружевными буквами он, непревзойденный Басё! Различие языков могло бы сделать бессильными все старания авторов. Но некоторые "технические находки" могут приблизить по смыслу и звучанию, совершенно не для "ояпонивания", а для понимания этого стиля и для его уникального звучания, здесь русский язык интересен. Басё переводим на множество языков мира. Кто его перевел лучше? На какой язык? А нравится он многим и очень широко известен в мире.
Спасибо, Курума, за "историю с улиткой", ведь так удивительно рядом большое и малое8)


Алльф 24.03.2015 10:37 Заявить о нарушении правил


Алльф
моё любимое высказывание Басё


НЕ ТЩИСЬ СЛЕДОВАТЬ ПО СТОПАМ ДРЕВНИХ - ИЩИ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ИСКАЛИ ОНИ
БАСЁ


Курума Такуми 2



============
9 конкурс трёхстиший-хайку. Приём заявок
Сад Рёандзи Конкурсы


Дорогие друзья!



****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******


Предлагаем вашему вниманию


************** Девятый Конкурс трёхстиший – хайку. ************


*************** «ФОТОГРАФИЯ МОМЕНТА» **************


«Фотография момента» - не тема конкурса, а название конкурса. Тема конкурсных стихов может быть любая.


Ещё одно название конкурса


============***** УЧИМСЯ ПИСАТЬ ХАЙКУ *****=============
А на счёт хайку вам сюда: http://www.stihi.ru/2015/03/21/3649
Там много условий и пунктов, которые никто не соблюдает в полной мере.
Но есть основополагающие приоритеты.
Хайку -- поэзия которая рисуется словами и в идеале отвечает на три известных вопроса: " "Что, Где, Когда".
Всё должно быть вещественным, никаких абстрактных понятий и метафор, так что ваше:



тягучая взвесь беды
забытый потерянный страх
стылая вечность



наверняка было бы забраковано как хайку. Вот как трёхстишие -- пожалуйста.



Меч из бамбука
Гейша мне подарила.
Я ведь старался.
(Сова2 http://www.stihi.ru/2012/10/28/10775 )


это стих рассказ, иначе называется трасс. то есть не хайку.
1. - присутствие автора
2. - глаголы в прошедшем времени
3. - законченность
4. - утверждение
это всё минусы - ошибки.



На первый взгляд написать хайку очень просто. Но эта простота кажущаяся. На самом деле написать хорошее хайку трудно.


КОНКУРС УЧЕБНЫЙ.
ЦЕЛЬ КОНКУРСА: НАУЧИТСЯ ПИСАТЬ ХАЙКУ




Просьба внимательно прочитать все определения хайку.



Хайку – двучастный литературно-картинный жанр, количественно стремящийся к форме 5-(7-5), (5-7)-5 или 5-(7)-5, теоретической сущностью которого является создание элементарных (или предельно лаконичных) живых (или саморазвивающихся) систем образов. (И.А.Шевченко) http://www.stihi.ru/2012/08/25/946


1) предметность,
2) правдоподобность (в каком-то смысле объективность) и естественность,
3) предельная лаконичность (а не твердость формы),
4) композиционность (смысловая двучастность), одна часть которой связанна с природой, и ритмическая трехчастность,
5) отсутствие смысловой досказанности,
6) отсутствие досказанных мостов в прошлое,
7) вариативность,
8) безличность,
9) отсутствие даже скрытых метафор, персонификаций, каламбуров и диалогов,
10) отсутствие рифмы,
11) эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия),
(И.А.Шевченко) http://www.stihi.ru/2011/05/09/3818


Форма 5-7-5 НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА, но к ней нужно стремиться. Главное чтобы была передана суть хайку. Приниматься будут и двустишия, имеющие все признаки хайку.


Хайку - это поэтическая форма в виде 17-слогового трехстишия, разделенного внутренними паузами на части 5-7-5, родившаяся в Японии XVI столетия. Но главное в поэзии хайку - это не столько форма (способная вдали от Японии претерпевать колебания), сколько ее дух: передача сокровенного чувства, настроения, выраженного через описание окружающего мира. Или другими словами: передача сопричастности автора этому самому миру, озарения, осветившего маленькую крупицу бытия. Хайку очень лаконично - поэтому, создавая его, отбирают только самые необходимые, точные слова, подобно тому, как от алмаза отсекают все лишнее - все, что мешает в полной мере засверкать граням будущего бриллианта. Главная особенность хайку - это то, что они целиком рассчитаны на особый способ восприятия, который японцы называют "ёдзё" - "послечувствование". Их задача - не показать или рассказать, а только намекнуть, не выразить как можно полней, а дать лишь деталь, стимулирующую полное развертывание темы - образа, мысли, сцены - в воображении читателя.
http://www.haiku-konkurs.ru/about.php


пункт 8) безличность – отсутствие автора в стихе.


Обращаю внимание на этот пункт:
11) эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия)


В хайку прошлого уже нет, а будущее ещё не настало. Значит есть только настоящее. Хайку описывает жизнь, именно тот самый миг между прошлым и будущим.


То есть глаголы должны быть в настоящем времени несовершённого вида. Но не должно быть глаголов – думать, мыслить, любить, мечтать и пр. то есть передающее невещественное.



коротко: хайку должно вызывать чувства у читателя, а не называть и показывать эти чувства.



«По воспоминаниям учеников Басё, он как-то высказал такое сравнение: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание зрителя будет отвлекаться на эти украшения. Чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения ему не нужны, т.к. без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, в которую палец указывает.»
Красивости в трёхстишии быть не должно. Иначе они будут отвлекать Читателя от того, что хочет сказать автор.
Но часто бывает так, что всё внимание Читателя обращено даже не на палец, а на хозяина пальца – автора. Образно можно сказать так – автор разодет в красивый костюм с блёстками, потому и всё внимание на автора. То есть автора В ТРЁХСТИШИИ не должно быть видно. Иначе Читателю не о чем размышлять после прочтения трёхстишия.



Традиционные хайку


“Здесь и сейчас”, выражение непосредственного жизненного опыта – характеристики хайку этого раздела, так же как и ёдзё*, ма*, наличие сезонного слова (киго*) или «ключевого слова»*.
Главной задачей (и признаком) хайку является преодоление и обживание границ между природным и человеческим мирами; между микро- и макро- космосами; выявление их единства и взаимосвязи.
Как правило, предметом изображения в хайку оказывается окружающий мир: природные явления и объекты, но может присутствовать и «городской пейзаж», и даже человек.
Для этой формы не характерно активное использование тропов и фигур речи. Авторское присутствие и оценочность выражены осторожно и опосредованно.
http://haiku6.ru/krit6/




Помните, что 5-7-5 не догма, и не нужно в угоду форме использовать лишние слова. Ведь Басё часто не соблюдал форму 5-7-5.
Знаменитое хайку Басё


Kare-eda ni
Karasu no tomari keri
Aki no kure


карээда ни
карасу но томарикэри
аки но курэ


Слоги подсчитайте сами. :)


На голой ветке
ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.


Перевод Веры Марковой


На голом суку
примостилась под вечер ворона –
кончается осень...


Перевод Александра Долина



Киго (сезонное слово) не является обязательным условием конкурса.



Статьи в помощь участникам конкурса:
Масаока Сики «Теория хайку, изложенная в семи трактатах» http://www.haikupedia.ru/дьяконова2
Н.Леви «Как писать русские хайку» http://haiku3.ru/howtowritehaiku/
А.Андреев «Как писать хайку» http://haiku.ru/frog/def.htm#i2
И.Шевченко «Как пишутся хайку» http://stihi.ru/2010/04/13/5858
И.Шевченко «Корни смыслового веера» http://stihi.ru/2012/05/13/9876
И.Шевченко «База лучших хайку с комментариями» http://stihi.ru/2012/08/20/9344





Данные определения хайку являются критериями при голосовании.




В чём заключается учёба?
Во время голосования участники конкурса должно оценить все конкурсные произведения и дать обоснование (прокомментировать) своим оценкам. Увидев на примере других произведений, какие есть достоинства и недостатки в конкурсных произведениях, конкурсант может понять нюансы хайку.
Обсуждение оценок и пояснений к ним будет происходить после подведения итогов конкурса в специальной статье – «Круглый стол»



В конкурсе НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ
-- название произведения
-- картинка, фото, сопровождающее данное произведение


ОЦЕНИВАЕТСЯ ТОЛЬКО САМО ТРЁХСТИШИЕ – ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ








ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!!!!!!
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ХАЙКУ ВМЕСТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!


Давайте попробуем вместе написать хайку либо совсем без глаголов, либо глаголов должно быть один или максимум два. И глаголы должны быть настоящего времени, несовершенного вида и (важно!) третьего лица. Но конечно, глаголы не должны передавать невещественное. То есть такие глаголы как «думать», «вспоминать», «умирать», «верить» и т.д. использовать в хайку нельзя.







1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора одно произведение.
Произведения, принимавшие участие в предыдущих конкурсах трёхстиший-хайку, приниматься не будут.
Произведение должно быть опубликовано на сайте Стихи.ру.
Произведение любой тематики.


2) Оформление заявки на конкурс:
а) В рецензии в ОДНУ СТРОКУ указывается –
Имя и фамилия (псевдоним) Название произведения, ссылка на произведение
И в этой же рецензии обязательно текст произведения.


После того, как произведение будет принято на конкурс, редактировать текст произведения нельзя.


б) Пример заявки.


Курума Такуми " кратеры. хайку" http://www.stihi.ru/2013/08/12/4834

летний дождь...
в пыли
лунные кратеры



Тексты, содержащие не нормативную лексику или признаки порнографии, а также тексты, имеющие в содержании признаки разжигания национальной, расовой либо религиозной розни не рассматриваются и к конкурсу не допускаются. Также, снимается с конкурса участник, уличённый в плагиате.


3) Приём произведений начинается 21 марта до набора 20 заявок либо до 5 апреля.
20 предельное число принимаемых на конкурс произведений, так как большее количество оценивать и комментировать конкурсантам трудно.


4) Голосование
а) Голосование для участников обязательное.


Участник обязан оценить все конкурсные произведения. За своё произведение участник не голосует.
Голосование для участников конкурса – дифференцированное.
От 3 до 9 баллов.
Где


3
4
5
6
7
8
9


Произведение не проголосовавшего участника занимает место в конце списка – «без места».
В голосовании участника конкурса не должно быть одинаковых оценок, такое голосование засчитываться не будет и нужно будет переголосовать. Как минимум три оценки должны отличаться (три – это, например «5» «7» и «8», а не, например, «5» «5» и остальные оценки «8»)


Так же конкурсант ОБЯЗАН прокомментировать свои оценки.
Комментарий к оценкам только в замечании к рецензии.
Комментарии «понравилось», «очень понравилось», «не понравилось» не принимаются.
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Обсуждение полученных оценок и комментариев к ним будет происходить ТОЛЬКО после подведения итогов конкурса за Круглым Столом!
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
б) Голосование для гостей конкурса
Гость Конкурса голосует так же дифференцированно: от 1 до 3 баллов
где
1
2
3


Ограничения для гостей конкурса. Не будет засчитываться голосование от авторов стихи.ру, у которых нет опубликованных произведений.


Оценки выставлять нужно только в рецензии.
Гость конкурса так же может прокомментировать свои оценки – так же только в замечании к рецензии.
Гость конкурса так же может отметить ОДНО понравившееся произведение – приз зрительских симпатий – пзс – после оценки.


в) Приз зрительских симпатий – ПЗС.


Каждый участник и гость конкурса может выделить особо понравившееся произведение, указав после имени участника и названия произведения – ПЗС.
Конкурсное произведение, получившее наибольшее количество ПЗС, получает дополнительно 2 балла. В случае если два и более конкурсных произведения набирают наибольшее количество ПЗС, то каждое конкурсное произведение получает 2 балла.


5) Система определения призёров конкурса


Победитель, призёры и распределение мест будут определяться по медиане и дополнительным показателям –
1) количество баллов, полученных от участников конкурса,
2) ПЗС,
3) количество баллов, полученных от гостей конкурса.


"Медиана - средний показатель в ряду чисел. Медиана для ряда из N чисел х1 х2 ..., xN находится следующим образом: поставьте числа в возрастающем или убывающем порядке их значений. Если N является нечётным числом, то медиана является центральным числом, (N+1)/2 (независимо от того, с какого конца считать). Если N является чётным числом, то медиана определяется как среднее для центральной пары, т. е. N/2 и (N/2)+1 (как и в первом случае, независимо от того, с какого конца считать). Медиану всегда можно рассчитать, независимо от того, является хi положительным числом, нулём или отрицательным числом".


Прошу учитывать то, что система подсчёта по медиане НЕ ОЦЕНИВАЕТ стихи, а только определяет наиболее показательную оценку, полученную конкурсантом.


В случае равенства медианы у двух и более участников
а) более высокое место занимает участник, у которого больше баллов, полученных от конкурсантов.
б) Если количество баллов одинаковое, то занимает более высокое место участник, у которого больше количество ПЗС.
в) Если равен и этот показатель, то более высокое место занимает участник, у которого больше баллов полученных от гостей конкурса.
г) Если равен и этот показатель, то конкурсанты занимают одно место.




6) Любой участник, не проголосовавший два раза подряд на конкурсах Сада Рёандзи Конкурсы, на следующие конкурсы допущен не будет.




Сроки голосования будут определены дополнительно.




По итогам голосования будут объявлены победители и призёры конкурса.
1 место – 300 стихобаллов
2 место – 200 стихобаллов
3 место – 100 стихобаллов


Ведущий конкурса Курума Такуми.


Первый пост для вопросов ведущему.



Маленькая просьба. Жмите на "понравилось", когда пишете рецензию, чтобы через рейтинг узнавали о конкурсе.
Будет больше читателей, будет больше участников.
Спасибо!


...



старая кошка
тепло на коленях
былое величие
===================
Видите ли... в хайку (состоящую в основном из двух независимых смысло-частей) уж более часто получается так, что первая часть всегда динамична, а вторая - статическая. Но. Статическая эта последняя часть ввиду короткого звучания, которое создаётся непритязательны авторами. Обычно это сухая форма винительного падежа. Это звучание одной струны электрической гитары, когда она отсоединена от усилителя - звук короткий и глухой. Ну или это в лучшем случае звучание одной струны полуаккустической гитары. Хорошая танка звучит в конце струной аккустической гитары - звук колоритный и долгий. То есть, это динамическое благородное звучание, это соответственная ассоциация, это богатая тема для образной ассоциации.
===================
Как-то, зазывая знакомых в Сад Реандзи, объяснял технику собственным упрощенным "очучением":
все три строки хайку образуют, если их записать в одну строчку, предложение(часто перечислительное), которое имеет определенный смысл.
Кроме того:
первая и вторая строка имеют свой СОБСТВЕННЫЙ смысл;
первая и третья строка имеют свой СОБ. смысл;
вторая и третья строка имеют свой СОБ. смысл.


Этакий "синдром" слоенного пирога, где начинка, как самый основной компонент преподнесенного блюда - это вкус(смысл), и все иные требования хайку в эту "начинку" входят - иначе начинка будет подвержена критике.


.=================
Попробуйте написать "табуированно", то есть, как бы не подходила по смыслу контекста,
любая грамматическая однородная рифма или бедная приблизительная, та же: может/дороге,
нужно суметь сказать себе ТАБУ и даже не рассматривать такую рифму в качестве варианта,
а ведь вариантов наше сознание подбрасывает всегда множество, дело за выбором.
На то он и "Великий и Могучий".
Попробуйте написать от "обратного", то есть от концевой рифмы.
Не подбирать её в последнюю очередь, когда строчка уже сложилась, а как бы
нанизывать смысл на уже найденное глубокое созвучие.
Действительно, в этом случае смысл может уйти далеко от первоначально задуманного,
но и в этом свой интерес и своё удовольствие, близкое к сакральности палиндрома,
когда автор ничего не может придумать, но только зафиксировать.
Так что же имеется в виду под "глубоким созвучием-рифмой?"
Не будем далеко ходить, когда выше практический пример:
.
...... ДИфиРАмБЫ
посре.ДИ отРАВЫ
.
... ПОДНиМ А Я ГЛАЗ
исПОДНеМ нАпрЯ ГЛАСь
.
Это авторские составные изобретательные рифмы, но они сложны и к их восприятию
большинство читателей пока не готовы.
Однако существует не менее весомый приоритет, а именно РАЗНОРОДНОСТЬ.
Как, например, у вас: напросясь/глаз, правда здесь вступает в своё право главный
приоритет классического стихосложения -- максимальная фонетическая точность.
и тогда в моём варианте мы читаем: напряГЛАСь / ГЛАЗ
Далее в иерархии предпочтений стоят рифмы слов, стоящих в разных падежах, числах
и нарицание, например: суЕТЕ / сЕТЕй (здесь ещё и йотирование)
Вообще, редкой малоисследованной рифмы столько, что не на один век хватит,
поэтому мне смешны утверждения, мол, "всё вторично".
Это сюжеты, так или иначе все вторичны, потому и смотреть нужно не О ЧЁМ написано, но КАК!
.
Не знаю насколько "интересно и полезно" для вас вышеописанное.
Большинству, скорее НЕТ, чем ДА.
"Я пишу, как дышу -- отстаньте со своими "замороками", - говорят они.
"Главное в стихотворении душа, а рифма придёт через года" - "шедевр" отношения к поэзии.
Есть хорошая афганская мудрость: "Что понимает буйвол в аромате розы?"
Как объяснить дальтонику красоту радужного спектра?
Конечно, любое стихосложение имеет своё право и каждый "свой жанр в душе имеет",
простым людям -- простые удовольствия, они всегда будут в подавляющем большинстве.
Вся история мировой ПОПСы -- яркое тому подтверждение.
О


Гольгертс


Просто посчитайте слоги. В пятистопном ямбе в вашей схеме рифмовки должно быть:
11 слогов в нечётных строчках
10 слогов в чётных строчках
На шестистопный ямб (соответственно 13 и 12), я бы вам переходить не советовал. Такую строку непросто
плотно насытить и авторы, зачастую, используют так называемые слова "заплатки"
междометия, частицы, излишние повторы местоимений и прочее...
Ну, и две эти неточные рифмы попробовать заменить не уходя далеко от смысла,
вы же за это "ратуете" прежде всего? Действительно, порой приходится менять
целую строфу, в данном случае катрен, но таков он "Гамбургский счёт" стихосложения,
которое не стыдно будет потом показать поэтическим снобам, хотя бы.
О


Стопа в ямбе состоит из двух слогов с ударением на втором.
Схематично: _ ! _ ! _ ! _ ! _ ! (_)
.
Вообще, это азы. Впрочем, можно сносно играть на инструменте и не зная нот.
Однако все эти "самородки" так или иначе кому-нибудь подражают, сочинить
самостоятельно
что-либо масштабное они навряд ли способны.



http://renatar.livejournal.com/259881.html



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2015. ***
  • 30.03.2015. ***
  • 29.03.2015. ***
  • 27.03.2015. ***
  • 26.03.2015. ***
  • 25.03.2015. ***
  • 24.03.2015. ***
  • 23.03.2015. ***
  • 22.03.2015. ***
  • 21.03.2015. ***
  • 20.03.2015. ***
  • 19.03.2015. ***
  • 18.03.2015. ***
  • 17.03.2015. ***
  • 16.03.2015. ***
  • 15.03.2015. ***
  • 13.03.2015. ***
  • 12.03.2015. ***
  • 11.03.2015. ***
  • 10.03.2015. ***
  • 09.03.2015. ***
  • 08.03.2015. ***
  • 07.03.2015. ***
  • 06.03.2015. ***
  • 03.03.2015. ***
  • 02.03.2015. ***
  • 01.03.2015. ***