София Парнок

Ларинька Ларими: литературный дневник

Жизнь моя, ломоть мой пресный!
Бесчудесный подвиг мой!
Вот я — с телом бестелесным,
с музою глухонемой...
_
Стоило ли столько зёрен
огненных перемолоть,
чтобы так убого чёрен
стал насущный мой ломоть?
_
Господи! Какое счастье
душу загубить свою,
променять вино причастья
на кастальскую* струю!
***
"Любила", "люблю", "буду любить".
А глаза-то у гостьи волчьи.
Так дятел дерево глухо долбит
День и ночь, день и ночь неумолчно,


Так падает капля, пока не проест
Гранита, так червь точит душу...
У каждого грешника в мире свой крест,
А мне - эти речи слушать.


- Не кощунствуй, пожалуйста!
Лучше пей, сквернословь!
Не по страсти - по жалости
Узнаётся любовь.


"Люблю!" - повторяет зубастым ртом,
Повторяет и смотрит в оба.
Так глухо падает первый ком,
Ударяясь о крышку гроба.


Как перед грозою, воздух затих
Такой тишиной нестерпимой...
"Той казнью, которой казнила других,
Сама же ты будешь казнима".
***
Мне кажется, нам было бы с тобой
Так нежно, так остро, так нестерпимо...
Не оттого ль в строптивости тупой,
Не откликаясь, ты проходишь мимо?


И лучше так! Пускай же хлынет мгла
И ночь разверзнется ещё бездонней -
А то я умереть бы не могла:
Я жизнь пила бы из твоих ладоней!


Какие б сны нам снились наяву,
Какою музыкой бы нас качало -
Как лодочку качает у причала!..
Но полно. Проходи. Я не зову.
***
Когда перевалит за' сорок,
Поздно водиться с Музами,
Поздно томиться музыкой,
Пить огневое снадобье, -
Угомониться надобно:
Надобно внуков нянчить,
Надобно путь заканчивать,
Когда перевалит за сорок.


Когда перевалит за сорок,
Нечего быть опрометчивой,
Письма писать нечего,
Ночью бродить по дому,
Страсть проклинать подлую,
Нечего верить небыли,
Жить на седьмом небе,
Когда перевалит за сорок.


Когда перевалит за сорок,
Когда перевалит за сорок,
Мы у Венеры в пасынках,
Будь то в Москве иль в Нью-Йорке,
Выгнаны мы на задворки...
Так-то, бабушка Софья, -
Вот-те и вся философия,
Когда перевалит за сорок!
***


_
До революции София Парнок считалась одной из ярчайших поэтесс Серебряного века. Её высоко ценили Ахматова, Брюсов, Волошин, Ходасевич.
Но в годы советской власти Парнок перестают печатать, в самый плодотворный творческий период её отлучают от читателя, вытесняют из литературы, и к середине 20-х годов уже мало кто помнил её имя. Одной из причин такого замалчивания было то, что она позволяла себе открыто говорить в стихах о том, о чём говорить было не принято, что считалось оскорблением нравственных норм. Парнок сравнивали с древнегреческой поэтессой Сафо, с которой её сближало не только духовное поэтическое родство. Как и Сафо, она всю жизнь любила женщин, это было источником вдохновения и темой многих её стихов. При этом Парнок меньше всего хотела эпатировать публику. Просто ощущала такую внутреннюю свободу, что не видела причин для камуфляжа. Лучшие стихи Софии Парнок достигают такого поэтического уровня, что не нуждаются ни в каких охранных грамотах.


*Кастальский ключ это из древнегреческой мифологии. Покровитель искусств бог Аполлон однажды воспылал страстью к нимфе, которую звали Касталия, но она
его любовь отвергла. Спасаясь от Аполлона, она бросилась в ручей и в нем исчезла. Тогда в память о Касталии бог искусства наделил этот источник волшебным свойством — каждый, кто пил из него, становился поэтом. *


http://rupoem.ru/parnok/all.aspx
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1196/
http://nmkravchenko.livejournal.com/22741.html


Ночью ураган,
На рассвете тишина.
То был сон цветка.


И еще одно стихотворение:


Мой ловец стрекоз,
О, как же далеко ты
Нынче забежал...


Вроде просто, а на самом деле...
Первое написано куртизанкой О-Кику. Она убила своего возлюбленного и отравилась сама. Но на нее яд не подействовал. Перед казнью она написала эти строки.
"Цветок" - это она сама, потому что "кику" значит хризантема. "Ураган" - это ее страсть, "тишина" - предстоящая казнь, а "сон" - человеческая жизнь...


Второе написано великой поэтессой Тие на смерть своего маленького сына...
Борис Акунин "Алмазная колесница"
http://forum.mlove.ru/topic7409.html


Сидеть со всеми - пьянствовать и вдруг вспорхнуть на ветку.
Никто не удивился бы и выпили б за то,
что птицей быть приятнее, за золотую клетку
и чтобы был на блюдечке накрошенный батон...
(с)



Другие статьи в литературном дневнике: