Бесконечность истины

Кедров-Челищев: литературный дневник

В "Феноменологии духа" Гегель в полной мере применил и опробовал метод, открытого им диалектического познания. Суть метода в гениальной формуле - истина не кончный вывод, а процесс бесконечного совершенствования Бога и человека - человека и Бога, а в синтезе (термин Гегеля) -Богочеловека. Продолжив учение Канта об антиномиях (противоположных началах) Гегель запустил этот вечный движитель-не двигатель, а именно именно движитель мысли. В данном труде это, прежде всего основополагающие антиномии- Мировой Дух и душа. Дух всемирен -душа единична, индивидуальна, личностна. Стало быть перед читателем две противоположности; но суть открытия Гегеля в том и заключается, что Мировой дух, будучи всеобщим и всепроникающим началом мира должен
постоянно воплощатся и находить себя в личности. В то же время душа - личность только тогда обретает себя и полноту своего я, когда вмещает в себя всю полноту Мирового духа. Таким образом абсолютно бессмысленно говорить о Духе и о душе в отдельности. Они существуют , как вечное единство и борьба кажущихся противоположных начал, которые едины в своем постоянном обретение еще большего совершенство. Таким образом Совершенство и совершенствование становятся в философском смысле синонимами.
Гегелевская диалектика прозрачна, духовна и матерьяльна.
Не может быть никакой материи без "интелигенции". "Интелигенция " по Гегелю это процесс постоянного обретения души. Интелигенция, как процесс это нисхождение Духа к личности и обретение того, что философ обозначил терминами: самость-яйность-самобытие. Это не значит , что когда то был момент безличностного бытия или бездуховнной личности. Бытие всегда личносьно, а личность всегда всемирна. Но, к сожалению , будучи всемирной и духовной по своей сути, личность сплошь и рядом ничего не знает о своей духовности и всемирности. Отсюда ущербность жизни, отчаяние , зло и ощущение бытия как небытия, жизни, как умирания и, даже, как смерти.
Законы мысли по Гегелю также непреложны и достоверны , как астрономические открытия Кеплера или закон всемирного тяготения Ньютона. Однако и здесь не может быть остановки, поскольку и абсолютная истина и относительные частные истины это непрерывный процесс. постоянное движение. И, действительно, за "интелегнтностью Ньютона прследовала "интелегентность " Эйнштейна, обрушившая представления об абсолютном времени и абсолютном пространстве, как о незыблемой реальности, заменив
их представлениями об относительном, зависящем от приближения к постоянной скорости света "пространственновременном континууме" или "хронотопе" (термин Михаила Бахтина от хронос-время и топос-пространство". Приходится лишь удивлятся насколько прав оказался Гегель, указавшем в "Феноменологии духа" на субьективность наших понятий о пространстве и времени и на субьективность самих этих понятий.
В конечном итоге, хотя у Гегеля нет и не может быть ничего конечного,Дух и душа -это два полюса одного явления и , в известной мере это разнополюсность Бога-Творца и человека-творения Божия. Так постоянно всю философию Гегеля олицетворяет его гениальная притча о Госодине -рабе своего раба. Так Гегель деликатно спорит с представлением о Господе, как неком господине своих рабов, проще говоря , людей. Появляется его знаменитя формула о господине, который обретает свюю свободу и становится действительно господином, когда освобождае своих рабов. Очевиден политический и метафизический смысл этой притчи! Благодаря Гегелю человечество обрелообрело философское обоснование необходимости свободы слова, свободы мысли и, вытекающих отсюда политических свобод . Это намного глубже учения философов эпохи просвещения: Руссо, Вольтера и Монтескье, которые видели необходимость свободы, но ссылались при этом на некий никогда не существовав ший общественный договор, где эти свободы якобы были обозначены. Гегель открыл свободу слова ,свободу, мысли и свободу Духа, как такового, как непреложные законы Творца, воплощенного в своем творении и творения, обретающего себя в Творце. Разум и законы разума существуют только в движении, а движение в субьекте это свобода. Не удивительно, что Гегель в поисках
наивысшей свободы протянул в "Феноменологии духа" свою нить Ариадны от понятия к сммволу. от символа к образу а от образа к поэзии. Поэзия, как высшее проявление свободы завершает его феноменологию духа, потому что метафора всегда открыта для дальнейшего движения, а истина по Гегелю , это не конечное высказывание, а процесс.
Не следует смешивать понятие мышление с понятием "интеллигенция, как процесс".
Мышление может быть рационально бесстрастным, но сам процесс мышления требует страсти. В этой установке великого философа чувствуется нечто исповедальное. Когда он пишет о человеке, как о ночи, созерцающей себя человеческими глазами, перед нами несомненно не только великий философ, но и великий поэт. Здесь и понятие и символ и образ предстают перед читателем, как нечто единое величественное, целое. Подобного рода вспышки метафор, которые я назвал бы метаметафорами есть и у Канта и у Спинозы и у Декарта, не говоря уже об античных поэтофилософах: Платоне и Сократе.
Главная метаметафора Гегеля дана в "Науке логикИ", где он своим диалектическим методом охватываем две бесконечности: бесконечность жизни и бесконечность смерти.
В основу тропа положена сказание о Сократе, который по свидетельству Платона и Ксенофонта велел ученику начертать два круга охватывающего обьем полученных знаний. Сначала ученик начертал малый круг, внутри которого находились знания до обучения у Сократа. Затем большой-символизирующих обьем знаний полученных за время обучения. После этого Сократ спросил у своего ученика- где же больше граница с ещё не познанным. Естественно, что линия окружности большого круга была намного больше. А значит , чем больше знаний, тем больше непознанного. Гегель явно имеет в виду этот троп, когда дает два определения абсолютного бытия и абсолютного небытия. Всё очерчивается и ограничивается своей противоположностью. Жизнь смертью , а смерть жизнью. "Итак абсолютное бытие это небытие. Итак абсолютное небытие это бытие". Гениальность этой метаметафоры грандиозна и несомненна. В "Феноменологии духа " всё пронизано такой же бесконечноконечной конечнобесконечной структурной организацией. Большой круг-Мировой дух , вмещая всё теряет свою индивидуальность. Всё теряет себя во всём. Это блистательно сформулировал покровител Шелинга русский поэт Тютчеев. "Час тоски невыразимой
Всё во мне и я во всём"
Казалось бы причём тут тоска, есди вмещаешь в себя весь мир. Но растворяясь в мире теряешь свою индивидуальность . личность. Поэтому у Гегеля бесконечность мира или Мирового духа находит свой приют и осознает себя только в личности. Но личность будучи конечной по своей природе не может быть с обой если не вместит в себя всю бесконечность мира.Человек только в Боге может быть самим собой, а Богочеловечность есть неотьемлемое свойство Мирового духа.
Философский проект Гегеля, а "Феноменология духа" это несомненно проект духовного переустройства мира и человека, оказал и будет оказывать громадное воздейсвие не только на философию, но и на мир в целом. В явное единоборство с Гегелем вступили в дальнейшем его ученики и последователи. Как это часто бывает, от основного ствола древа познания ветки стали разрастаться в разные, противоположные стороны. Макс, Ницше, Шопенгауэр повлекли мысль человечества в своих направлениях.Маркс в сторону политэкономики,революционной смене формацмй и технологии революций, Ницше к своему любимому философскому монстру-сверхчеловеку, Шопенгауэр к небытию, к ирроциональной мировой воле, к метафизике небытия. И всё таки в основе всех этих философских проектов "Феноменология духа". Уникальность этого гениального труда в том, что это одновременно прект для человечества и для каждого человека. Он рассчитан на постоянное совершенствование, развитие и полностью исключает возможность мысленного застоя. Скорей всего это труд не столько для прошлого сколько для настоящего, будущего и вечного.



Другие статьи в литературном дневнике: