В рамках веселого цинизма

Елена Наильевна: литературный дневник

"В фильме "О чем говорят мужчины" Камиль интересуется, почему ему иногда с похмелья прям вот хочется какую-нибудь гадость съесть - беляш промасленный или чебурек вокзальный.
Ростислав в ответ предполагает: "Может, потому что ты мудак?"
И глупомудрый Камиль выдает замечательный ответ: "Да? Я как-то не подумал. Хорошая версия. Многое объясняет".
(Мне, кстати, с похмелья тоже часто хочется именно того же - ну, да ладно).
Эффективная государственная идеология должна обладать теми же свойствами, что и работоспособная научная версия. Она должна объяснять как можно больший круг явлений. Как минимум, тех явлений, которые существуют и развиваются на ее территории. Иначе она неэффективная государственная идеология.
И вот как бы ни относиться к сегодняшнему кошмару на территории Украины, стоит заглянуть в истоки этого кошмара, с точки зрения мудака.
Бог со всем тем, что было в этом суверенном государстве до 2014 года. До 2014 года все было вроде как понарошку, в рамках веселого цинизма и взаимного раблезианства. Капитал делал вид, что единомыслит с пассионариями, потому что больше единомыслить было не с кем (в том числе и по нашей вине), пассионарии довольствовались теми рамками, которые задавал им капитал, потому что за это довольствие неплохо платили.
На майдане это соглашение нарушилось. Капитал заигрался, а пассионарии решили действительно объяснить своей убогой хуторской националистической идеологией всю Украину. Одессу объяснить. Донбасс объяснить. Крым объяснить. Севастополь, блин, объяснить. Обрядить всю эту сложную, красивую, богатую страну в вышеванки и заставить кричать "Слава Украине!"
Любой, у кого есть друзья среди севастопольцев, скажет: украинизировать Севастополь - это все равно что украинизировать Париж.
Страна в такое объяснение не поместилась. Дальнейшая логика была уже неотвратима - убогая хуторская националистическая идеология пошла путем насилия. Хватило на Одессу. Хватило на Харьков. Хватило на Мариуполь. Но на всю Украину не хватило.
Все остальное - лишь закономерные последствия. Жестокие, чудовищные, но предсказуемые последствия. Даже преступные с обеих сторон последствия. Но закономерные.
"Царство, которое разделилось внутри себя, не устоит" (Мф 12:25).
А ведь нужно было все-то - признать реальность. Еще лет 25 назад. Не переделывать людей, а просто согласиться, что они разные. Отказаться от унитарного государственного устройства в пользу федерализации. Ну, или хотя бы легитимизировать более мягкие политические рамки. Замечательная страна бы получилась. Сильная, устойчивая, надежная.
Вот в Бельгии тоже разные люди живут. И в Швейцарии. И в Канаде. И что было бы с Бельгией, если бы фламандцы решили переделать франкоязычных жителей Валлонии? Кстати, как бы на это посмотрела соседняя Франция? А что стало бы со Швейцарией, если бы там в результате переворота захватили власть, к примеру, итальянцы и решили бы сделать итальянцами швейцаронемцев и швейцарофранцузов? Про Канаду я вообще молчу - их южный сосед точно бы не стал терпеть такие эксперименты.
Украина за 30 лет не смогла найти версию, которая многое объясняет.
Может быть лет через 100."


Дмитрий Соколов - Митрич



Другие статьи в литературном дневнике: