Папуша Бронислава Вайс - цыганская поэтесса

Лукреция Альба: литературный дневник


Bronislawa Wajs, известная под цыганским именем Papusza (Papu;a), (1910, Люблин — 8 02 1987, Иновроцлав). Возглавила табор, осевший после 1949 г в Польше. Автор сборника стихов «Песни Папуши» (1956). Сборник 25 раз издавался в Польше; там же, в городе Гожув-Велькопольски, ей поставлен памятник. Биография Папуши легла с основу сюжета спектакля «Цыганская муза», поставленного театром «Романс». Ее именем названа одна из премий цыганоязычной литературы.


История сборника «Песни Папуши»
http://en.wikipedia.org/wiki/Bronis;awa_Wajs
Роль женщины в цыганском обществе не допускала отступлений от неписанных канонов поведения, которые у некоторых этнических групп очень строги. В среде кочевых польских цыган переписка с мужчиной считалась «развратным» поведением.
Папуша послала свою рукопись польскому писателю и критику Ежи Фицовскому, которую он, не спрашивая разрешения, опубликовал в журнале «Problemy», посчитав её стихи талантливыми. Проблема была в том, что стихотворения были сопровождены текстом, агитирующим за запрет цыганского кочевья. Публикация, во-первых, открыла цыганам факт переписки Папуши с мужчиной, и во-вторых, была позже воспринята ими как причина появления Закона об оседлости (1950), в результате которого цыган насильно заставили сменить образ жизни. Всё это послужило причиной отторжения и впоследствии признания осквернённой и изгнания Папуши из цыганского общества. Это причинило ей душевную боль настолько сильную, что она оказалась в конце концов в психиатрической клинике, где и умерла в 1987 г.
Впоследствии Ежи Фицовский написал о Папуше книгу.
Благодаря СМИ и поэтессе Лине Костенко широко распространился миф, что Папушу изгнали из-за того, что она писала стихи, что якобы запрещено женщине в цыганском обществе.


Биографические данные
http://stihi.ru/2011/10/06/7886
О Папуше известно, что она сама научилась грамоте, в отрочестве. Являлась узницей нацизма и общественным деятелем.
В 15 лет вышла замуж за арфиста Диониса Вайса, цыгана из того же рода, что и её отчим.
Согласно информации Кенрика и Паксона, 35 000 польских цыган из 50 000 были убиты в течение войны в Польше. Фицовский вспоминает в 1956, что цыгане, спасаясь, бросали все вещи, кроме музыкальных инструментов. Люди из рода Вайс прятались в волынском лесу, на холоде, голодные и охваченные ужасом. Этому событию посвящено самое длинное стихотворение Папуши («Кровавые слёзы — что мы сносили от германских солдат в Волыни (в 1943 и 1944)». Как показывает Фицовский, Папуша начала писать регулярно в 1950 г. То, что она писала и сочиняла в детстве, родственниками воспринималось как присущее иногда девочкам чудачество и признак легкомыслия.
На самом деле, Фицовский собрал лишь около трети стихотворений Папуши, но это достаточно уникальные и сильные произведения искусства, в которых отмечают чувство абсолютной честности, чистоты, подлинности «кочевой жизни на лоне природы».


Творчество


«Гили Романи Папушакрэ шэрэстыр утходы», 1956


Литература


Скэдыя А. Германе Романо альманахе. — М., 1934.
Polsie Tsigane, Р., 1974.
Rom som, Cigany klubj;nak havi t;j;koztat;ja, Bdpst, 1974-77.
Pie;ni Papuszy. Papu;akere gila. / Ficowski, Jerzy (ed.) — Wroclaw, 1956.
Ficowski, Jerzy The Gypsies in Poland. History and Customs. — Warsaw, 1985.
Kenrick, Donald S. / Puxon, Grattan The Destiny of Europe’s Gypsies. — L., 1972.
Бронислава Вайс (Папуша). Стихотворения. / Новая Польша. — 2005. — № 1.
Кенрик Д., Паксон Г. Цыгане под свастикой. — М., «Текст», журнал «Дружба народов», 2001.


http://romani.uni-graz.at/rombase/cgi-bin/art.cgi?src..
http://gipsylilya.livejournal.com/740376.html
http://tools.t30p.ru/?http://gipsylilya.livejournal.c..
http://wyborcza.pl/1,75475,14045399,_Papusza__w_konkursie_glownym_w_Karlowych_Warach.html



Другие статьи в литературном дневнике: