О любви к себе

Людмила Скрябина: литературный дневник

Я постоянно слышу от окружающих о том, что надо любить себя. Порою слышу то же самое и от верующих. «А как же тогда возлюбить ближнего своего как самого себя!» - говорят они. Но ведь Господь нигде не заповедовал нам – возлюбить самих себя. Я думаю, что любовь к себе заложена в нас от природы. Никто сознательно, если он, конечно, не психопат, не мучает себя, но всякий о себе заботится.
Нам надо научиться не любить себя, а отвергаться себя. И в любви к ближнему как к самому себе я как раз вижу отвержение себя ради любви к другому.
Один пастырь из Сербии говорил о том, что самое страшное в нас – самолюбие. Оно от того, что мы не знаем себя… Мы думаем, что мы очень хорошие.
«Наша душа,- пишет иерей Андрей Ткачёв, - одета в помыслы. Мысли – это нити, из которых соткана одежда души. И человек думал, что он одет богато. Одет в мягкий, светлый, ниспадающий волнами шёлк. А оказалось, что одет он в рубище, ткань которого соткана из грязных нитей. Добрая половина грязи на этом рубище – помыслы осуждения, высокомерия, презрения к ближним».
Ещё я у кого-то прочитала, кажется, у схиархимандрита Иоакима (Парра), что наше внимание во время молитвы порхает туда-сюда, как комарик, от того, что мы всё время думаем о себе.
Чем живёт наша молодёжь?! Большинство ищет денег, удовольствий, дешёвой славы… Её можно понять. Без Бога нет смысла быть неэгоистичным. Без Него у человека нет ни желания, ни возможности полюбить другого как самого себя. Паническая миграция – показатель этого. Причём многим из тех, которые по(у)бежали не грозила мобилизация. У моей доброй приятельницы сынок – способный айтишник с дыркой в сердце - сначала метнулся в Грузию, потом чего - то испугался, оказавшись там. Вернулся в Екатеринбург, бросился в Турцию… Таких много. Когда любишь себя, зачем спасать Родину?! Спасай себя. Нет, не осуждаю. Ведь человек думает, что он живёт здесь и сейчас, и за гробом ничего нет. А те, кто по повестке или по совести оказались в мариупольском или бахмутовском аду, вдруг неожиданно для себя поняли, что есть нечто, что мы здесь по любви к себе, в повседневных суетных интрижках, увидеть и понять не можем.



Другие статьи в литературном дневнике: