О сборнике произведений номинантов...

Людмила Скрябина: литературный дневник


О сборнике произведений номинантов национальной литературной премии «Поэт года» в номинации «Дебют» 2020


В. привёз 3-ю книгу «Дебют 2020». Прочитала в течение двух дней и содрогнулась. Художественный уровень – «ниже плинтуса». Мне стыдно… Окажись я в Большом жюри, ни одного из пятидесяти семи представленных здесь авторов, не нашла бы достойным премии и звания «Поэт года». Бедное жюри! Им придётся читать эту белиберду! Да простят меня, недостойную, пятьдесят семь авторов. Впрочем, не обязательно читать всё: достаточно в авторской подборке прочитать одно стихотворение, чтобы не читать все остальные. Наверное, жюри так и делает!
Всех этих более полусотни авторов можно было бы опубликовать под одним псевдонимом Бодяшкин. Опубликованные стихи напомнили мне творчество известных литературных персонажей: лавренёвской Марютки из повести «Сорок первый», капитана Лебядкина, известного почитателям творчества Ф. М. Достоевского. Будь жив Александр Иванов, какой бесценный материал нашёл бы он здесь для своих пародий!
Открывает сборник подборка стихотворений Михаила Бородина. Приведу одно из них полностью с многозначительным названием «Истина»:
Она как дама:
Холодна и невесома.
Она лишь одна
Мне дарит чувств истому.


Что говорить:
Быть холоду и у меня в сердце,
Она смогла меня пленить,
Быть в холоде, закрыв к другим дверцу.


Встаю с зарёй,
Повторяю слово: жизнь обман.
Мне учесть всех царей,
Это лишь насмешка.


Кто говорит,
Что истина в вине.
Тот дорог мне – как близкий,
И пусть он судьбой унижен.


Я вижу череду и дат фатальное нытьё,
Они мне холодят и душу.
Не будет с истиной житьё,
Свет истины родит стужу.
Каково?! Кто-нибудь что-нибудь понял?! Видимо, речь идёт о прекрасной незнакомке, которую автор спьяну принял за истину.Тогда почему: «она как дама»?! Она и есть дама! Очень много холода в первых двух строфах: «холодна», «быть холоду», «быть в холоде», воистину, «свет истины родит стужу!» Знания русского языка столь же велики, сколь и познание истины, почему-то «жизнь - обман» - у автора является словом, а не предложением. Не менее удачно и следующее стихотворение того же автора, которое так и называется «Удача»:
Что горе, что удача-
Всегда, неровен час,
Важна чувств подача,
Быть может, нужен верный глаз.
… … … …
Человек, который пишет такие стихи, и считает, что их можно публиковать и даже выдвигать на соискание национальной литературной премии «Поэт года» воистину ходит «бок о бок с удачей»:
Хожу бок о бок я с удачей,
Теперь как страсть она.
Хотя не стал богаче.
Такая вот стезя.
Приведу ещё один гениальный стих Татьяны Тютиковой:
Мы о жизни забываем строгой,
Как будто не за что её любить.
В беде благодарим скорее Бога,
Людей, что рядом, обижаем жизнь.


Она нам ближе всех подружка,
О нас с тобою знает наперёд.
А мы с ней обращаемся, как с пивом в кружке:
Смахнём слегка, забрызгав пеной рот.


А зря, с такой махиною тягаться –
Возьмёт за шиворот и кинет в грязь,
Не нужно в ней нам как попало отражаться.
Подумаешь, какой нашёлся князь.
<…>
Опять ничего не смогла я, скудоумная, понять в этом стихотворении. Поняла только, что тут какая-то аллюзия, связанная с поговоркой «из грязи да в князи».
Марина Цветаева говорила, что «поэт – это тождество глагола и души», а душа, как и в целом человек, – триипостастна: воля, чувства, разум, следовательно, поэзия – это тождество глагола и чувства, глагола и мысли, а воля плюс талант как раз то, что создаёт это тождество. Наверное, и мысли, и чувства у авторов, представленных в этом альманахе есть, - да вот только где-то под спудом, - бьются, бедные, в каких-то несуразных словах. Какое уж тут тождество?! Наверное, действительно, кто-то похищает у людей мысли или слова для их выражения…
«Кто похищает мысли у людей? - пишет Наталья Куянцева, -
Прозрачный невесомый соловей?
Или кукушка наглая в лесу
О сокровенном звуком вскроет неба полосу?»
Гениальные строчки!
Вот ещё несколько шедевральных строф:
Я хочу быть лучше, я хочу быть чище,
Я хочу построить город на пепелище.
Где взять помощников и сил?
Вдруг одному не хватит жил?
… … … …
(Сергей Ястребов)
***
Девушек красивых стало больше,
И куда ни глянь, почти цветник,
Отчего трясётся в жилах звонче
Красотой наполненный родник.
… … … …
(Виктор Александрович Ковалёв)
***
Приведу несколько потрясающих стихов полностью:
Загуляла душа
Сергей Невзначай
Потерялась душа моя в поле,
По бескрайним степям загуляла.
Отхлебнула хмельного раздолья,
Что всегда бесконечно мало.


И заслушавшись тишиною дали,
Леса шелестом, звоном опушек.
Отпустив все тревоги, печали,
Обранила (именно обрАнила) тело, что душит.


И поднявшись в бирюзу неба,
Сорвалась в малахиты долов.
Нивой став уродившего хлеба,
Родниками и дорогою к дому…
Похоже, стихотворение воистину написалось «невзначай» в соответствии с литературным псевдонимом автора!
Ещё одно удивительно талантливое стихотворение Регины Распутиной. Озаряя
Озаряя чью-то жизнь,
Не останешься без света.
Став врагами продажных отчизн,
Учись строить жизнь свою в гетто.
Помогая будь, готовым к атаке.
Спину укутай в железо.
Только зло скормите собаке.
Не бойся, на гору я лезу.
Слёзы прячьте за бронью улыбки.
Раскаяние выбросьте в море.
Вы в болоте как рыбки.
Нет кислорода – и горе.
Надежда – дама последняя.
Ей, наверно, сто лет.
Я как машина соседняя.
Обида и зависть – привет.
… … … …
Дальше примерно столько же, примерно такай же чуши. Кто озарял или что озаряло автора?! Догадайся сам, кто это прочитал. Интересно, выпускающий редактор эти стихи вообще хотя бы просматривал?!
А вот строчки из стихотворения про парк, в котором во время войны был крематорий:
И здесь ни одной
Ни осталось могилы,
Здесь души сгорали
И здесь же вопили,
Просили, молили –
О нас не забудьте,
Мы тоже любили,
Мы тоже любили и Аве Иисусе…
А вот заключительные строфы из стихотворения без названия Юлианны Фатьяновой:
Мы перестали улыбаться,
Мечтать о чём-нибудь большом,
Любить и искренне смеяться,
И делать глупости вдвоём.


Мы потеряли наши чувства,
Мы пленники чужих идей,
Как будто силой плоскогубцев
Нас оторвали от своей.
Отчего нас оторвали, сколько ни старалась, понять не смогла. Я думаю, что многие читатели не согласятся с автором в том, что мы перестали «делать глупости», конечно, мы много чего «перестали», но чего не перестали точно, так это «делать глупости вдвоём».
Не могу не привести здесь замечательное стихотворение Андрея Андреевича Николаева, который поставил себе страшный диагноз «Безнадёжно болен»:
Я пью коньяк, закусывая льдом,
Смотрю на мир осоловелым взглядом.
Мне так гораздо проще
Переносить озноб
И зной, и бред, и спазмы, и маразм.
<…>
Мне нравится потеть
И тяжело дышать,
Ходить по лезвию ржавой, старой бритвы:
Биться в безнадёге
О железную кровать
С желаньем выйти из неравной битвы.


Я верю, что есть случай…
Верю в оригами…
И хочется увидеть
Людей не в белых масках.
Не надо только жалости с вонючими цветами:
Налейте мне коньяк.
Мне это не опасно!
Очень сочувствую автору этого прекрасного стихотворения. Наверное, он так тяжело болен от того, что верит в оригами. Остаётся только пожелать ему поверить в Того, Кто силён исцелить его от этого страшного заболевания. А коньяк, скажу я Вам, дорогой читатель, опасен всем, и автор, думаю, не исключение.
Вообще строчка «и зной, и бред, и спазмы, и маразм» могла бы послужить великолепным эпиграфом ко всему изданию произведений номинантов.
Нет, конечно, процентов 10 из здесь опубликованного можно назвать поэзией, например. Стихотворение «Лимерики» Ирины Богдановой, стихи Натальи Старченковой, «Паб» Конрада Клинча… Но в целом обидно «за современную русскую литературу!» И даже как-то страшновато после прочтения всего Альманаха звучат слова Дмитрия Кравчука, председателя Оргкомитета премии «Поэт года»: «Серия альманахов с произведениями номинантов премии – это огромный пласт самой новой литературы, написанной нашими современниками из всех регионов России и зарубежья. Среди них много талантливых авторов, которыми всегда была богата наша страна < ….> Оргкомитет премии постарался собрать в этой книге произведения авторов, творчество которых заслуживает внимания. Право Большого жюри – решать, кто из них станет финалистом премии и будет удостоен титула «Поэт года». Но в любом случае все номинанты премии, произведения которых изданы в этом альманахе, представляют современную русскую литературу – такую же необъятную и очень разную, как и вся Россия».
Думаю, что Дмитрий Кравчук не читал этого альманаха, да и вряд ли будет читать его. Там, где начинается коммерция, литература заканчивается.
В заключение своего литературно-критического опуса хочется привести стихотворение, посвящённое Сергею Есенину, одного из наиболее ярких «представителей современной русской литературы», номинанта премии «Поэт года» Валерия Моисеева:
Эх, Серёга, Серёга, Серёга…
Как судьба с тобой наша похожа…
Я такой же бабник, такой же нахал.
Русь- матушку никому не продал…
В бухгалтерии так же читаю стихи…
И дают мне постоянно взаймы.


Вот поэтому я номинант…
Денег нет, чтобы стал лауреат…
Может, господа номинанты, поможем брату нашему, скинемся на лауреата. Лично я готова помочь.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.01.2021. О сборнике произведений номинантов...
  • 08.01.2021. ***
  • 04.01.2021. ***
  • 01.01.2021. 31. 12 20