Корпорация Бросайте читать

Lenas: литературный дневник

Где-то недавно попалась мне на глаза такая статистика или простой опрос, что пять лет назад не читала книг примерно треть взрослого населения нашей страны, а сейчас — почти половина. Опросы опросами, но, заглянув в библиотеку своего коммуникатора, я обнаружила последнюю добавленную книжку датированную две тысячи седьмым годом. Да и вообще, характерно уже то, что пришлось освежать память. Иными словами, я представляю те самые пятнадцать процентов, которые бросили читать за последние пять лет.


Если придираться к словами, выражение «бросить читать», низводящее акт приобщения к культурным ценностям до уровня вредной привычки, можно отнести на счет моей латентной озлобленности на ситуацию, не оставляющую мне времени и желания оставаться наедине с книгой. Но время и желание как раз иногда случаются, зато несколько абзацев художественного текста погружают меня в сон с искусностью профессионального гипнотизера. В сравнении с юностью все с точностью до наоборот — тогда подобным эффектом обладал любой нехудожественный текст, и лучшим снотворным общепризнанно являлся учебник.


Помню я и переломный момент, длящийся год или больше, когда художественная литература еще читалась, но уже без интереса, а специальная — профессиональная или какая-то общефилососфская — читалась уже, но еще с недоверием к странному и непонятному интересу к ней. Но это тоже прошло и довольно скоро: все сменилось действительно похожим на вредную привычку пристрастием к сетевым текстам: коротким, емким, динамичным и не обязательным к прочтению. В этой связи помнится второй переломный момент — на этот раз действительно момент, — когда однажды в метро я решительно переключилась из читалки в броузер и ловила на станциях сигнал, чтобы быстренько открыть две-три ссылки на очередной перегон...


И даже из себя не выйти толком,
И даже превратившись в пару книжек,
Окажешься поставленной на полку —
Не важно, выше прочих или ниже.


Когда-то мне хотелось быть такой же
Как все, а днем — а то и часом позже —
Ни на кого на свете не похожей,
Пускай за счет «ни рожи и ни кожи».


Когда-то обреченность даже шла мне,
Но правила меняются с годами,
И тот, кто исполняет нам желанья,
Заветных никогда не угадает...




Другие статьи в литературном дневнике: