Анализ. 4. сюжеты бывают разные.Ну что ж, начнём. Как и договаривались - с сюжета. Точнее - с "сюжета". Того, что абсолютное большинство читателей понимают под этим словом. Обратимся опять к нашему источнику общей мудрости - нашему языку. Если почитать-послушать тексты, где встречается слово "сюжет", можно понять, что сюжеты бывают а) острые; б) тупые; в) нулевые (синоним - никакие). Потому что тексты называют остросюжетными, бессюжетными и просто тупыми. Справедливости ради заметим, что это не совсем общая классификация: сюжеты типа а) и в) в тексте обнаруживают профессионалы, то есть те, кому за их разговоры о текстах что-нибудь платят. А вот сюжеты типа б) - открытие сугубо народное, и наличие такого сюжета в тексте может выявить каждый желающий, то есть попросту - любитель. Собственно, это и не особый тип вовсе, а просто оценка: "тупой сюжет" - это сюжет недостаточно острый. Замечу также, что нулевые сюжеты любители также склонны относить к тупым. Сказанное означает, что обычным, наиболее понятным видом сюжета для читателя сегодня является сюжет острый. Все остальные сюжеты воспринимаются на его фоне как отклонение, утрата остроты. На примере острого сюжета и попробуем понять, что же это такое вообще. Обычно полагают, что для острого сюжета необходимо большое количество событий. Точнее даже, не просто "большое количество", а "большое количество на единицу времени". В этом есть доля истины, но разве мало текстов, где события сменяют друг друга так, что следить за ними не успеваешь, а сюжет всё равно тупой? Более чем достаточно. Значит, для острого сюжета нужно что-то ещё. Это "что-то" и составляет суть сюжета. Мы говорим "событие". А что это такое? Событие - это изменение состояния. Стоял и упал - событие. Лежал и встал - событие. Любил и разлюбил - событие. Если острый сюжет - это быстрая смена событий, то можно сказать, что это - быстрая смена состояний. Но чтобы понять, каковы эти состояния, необходимо знать, КТО в них находится. Нужны персонажи, которые в этих состояниях станут пребывать - и с которыми будут происходить события. Так вот, любой хороший сюжет - и острый в том числе - должен включать в себя такую последовательность событий, в которых могут оказаться персонажи. Замечательные сюжеты - это последовательности, в которых персонажи не могут не оказаться. Ну, а гениальные - это последовательности, в которых персонажи оказаться не могли, но тем не менее оказались. Как в самом коротком анекдоте на русском языке. Помните его? Ну да. "Родил". Замечу, что гениальные сюжеты оказываются очень близки сюжетам плохим, потому что в плохом сюжете персонажи тоже попадают в последовательность событий, для них невозможную. Например, когда детектив расследует убийство, уничтожая всех свидетелей по делу. Так вести себя может герой боевика - но не детектив. Однако в гениальном сюжете эта несуразица получает какое-то оправдание, так что мы верим в неизбежность именно такой последовательности событий; в плохом - автор просто не может совладать с персонажем, заставляя его делать то, что хочет сам автор. Так вот, для острого сюжета необходимо, чтобы сменяющие друг друга события приводили персонажей от одного понятного состояния к другому. Если же состояния персонажа, по большому счёту, ничем не отличаются друг от друга, и он, допустим, тупо мочит всех подвернувшихся под руку - или наоборот, если они меняются так, что вывести одно состояние из другого невозможно, и герой от тупой мочки внезапно переходит к столь же тупому спасению всех и вся - сюжет быстро теряет свою остроту. Разумеется, сказанным не исчерпываются правила построения острого сюжета - тут можно вспомнить и обязательные неожиданные повороты, и загадки, и незаметные вначале, но существенные второстепенные детали... Но мы пока учебника по сюжетосложению не пишем, нам надо понять лишь, что такое сюжет. Ограничимся временно таким пониманием: сюжет - это смена состояний персонажей. Но как же быть с бессюжетными текстами? Ведь в них вроде бы нет никаких событий, а есть только чистые состояния. Хрестоматийное фетовское "Шёпот. Лёгкое дыханье. Трели соловья..." - что тут меняется? Одно сплошное "сейчас", насыщенное эмоциями, ощущениями и символами ощущений... Но ведь в самом начале было сказано: это - нулевой сюжет. Вообще мы часто будем пользоваться этим определением - "нулевой", так что стоит сказать о нём поподробнее. Слово это ввели в филологическое употребление лингвисты, называя так формы, которые не имеют никакого материального выражения; обнаружить их можно только потому, что они отличаются отсутствием чего-то. Так, пешеходные светофоры (красный - зелёный) избыточны: они имеют один лишний сигнал, так как можно было бы обойтись только одним цветом - включено-выключено. Так вот, "выключено" - это нулевой сигнал. Позднее идею "нулевой степени" развил французский критик Ролан Барт, который называл так выражения, которые воспринимаются как не-выражения, выражения, которые "не выражают". Каждый из нас ежедневно сталкивается с "нулевыми выражениями" - пробелами, которые стоят между словами. Сами они ничего не значат. Но как читать без них? Так вот, нулевой сюжет - это сюжет без движения, без смены событий. Чистое соотношение персонажей. Собственно, из цепочки таких "нулевых" сюжетов можно выстроить все остальные сюжеты. Как это делается - посмотрим в следующий раз. А пока повторю: сюжеты бывают разные. К хоть какому-то представительному списку мы и близко не подошли. Но сделали важный шаг: поняли, из чего складываются сюжеты. КАК складываются - следующий вопрос. Полный текст: http://www.ruthenia.ru/annalystxt/ANALYSTXT1.htm © Copyright: Женя Портер, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|