Просодия

Женя Портер: литературный дневник

ПРОСОДИЯ представляет собою в общей форме учение о звуках с той их стороны, которая активна в ритмическом отношении и играет соответствующую роль в стихе. Таким образом, к просодии относится учение о звуке, слоге, ударении, долготе слогов, интонации и паузах, одним словом, о ритмическом материале стиха вне специально-ритмических подразделений, как стопа, стих и пр. В учении о просодии находятся: фонемы, качество звука, акустика фонем, генетика их, акустический эффект, акустическая разность прозы, поэзии и пения, виды ударений (лексикологическое, синтаксическое, фразное), ритмические сегменты, формы ритма в стихе и прозе, взаимоотношения между долготой и ударностью, удлинения, высота фонем, ударение и интонация, экспрессия ударности, долготы и высоты. В специальном смысле слово просодия употребляется, как обозначение для соотношений долгот и краткостей в квантативном стихе.


Источник: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-6091.htm


"Литературная энциклопедия", или "Словарь литературных терминов" (издание, никогда не переиздававшееся и давно ставшее библиографической редкостью) в значительной мере сохраняет для современного читателя свою научную и общеобразовательную ценность. В нем содержатся объяснения 740 терминов из области теории литературы, лингвистической поэтики, эстетики и социологии художественного творчества. В создании словаря приняли участие ведущие гуманитарии послереволюционного времени - Н. Л. Бродский, Д. Д. Благой, В. Я. Брюсов, С. П. Бобров, В. В. Вересаев, Б. А. Грифцов, Н. К. Гудзий, В. А. Гордлевский, А. К. Дживелегов, Н. Н. Дурново, Е. Л. Ланн, А. М. Пешковский, Н. К. Пиксанов, И. Н. и М. Н. Розановы, Ю. М. и Б. М. Соколовы, А. М. Селищев, С. Б. Шервинский, Г. Шенгели, Р. О. Шор, Б. И. Ярхо и др.



Другие статьи в литературном дневнике: