ЛогаэдКак мы помним, не все античные стихотворные метры успешно переносятся на русскую почву. Счастливыми исключениями стали ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль, но остальные структуры греческого стихосложения находят отражение только в качестве имитаций. Таково положение логаэда. Рассмотрим, что представляет собой эта стихотворная форма и покажем, как она реализовалась в отечественной поэзии. В широком смысле логаэдами (от древнегреческого слова «logaoidikos» – «прозаически-стихотворный») называют стихи, написанные в силлабо-метрической традиции. Эту систему стихосложения считают переходным этапом между силлабической и полностью метрической системами. Стихи, созданные на основе силлабо-метрики, объединяли силлабический и метрический принципы: в них содержалось определённое количество слогов, при этом поддерживалась особая последовательность слабых и сильных мест в строке. В Древней Греции специфические логаэдические размеры носили имена своих создателей. Существовали сапфический стих, названный по имени поэтессы Сафо (Сапфо), алкеев стих, адоний, фалекий и т. д. Такими стихами писали песни, хоровые партии в трагедиях. Логаэдические метры применяли в своём творчестве такие авторы, как Асклепиад Самосский, Гай Валерий Катулл, Гораций и др. Ниже отрывок стихотворения Катулла в переводе А. И. Пиотровского: Будем жить| и любить|, моя| подруга! «К Лесбии». Размер этой строфы можно представить так: анапест | анапест | ямб | амфибрахий. Как видим, переводчик постарался сохранить ритмическую структуру оригинала. Понятно, что поскольку в русской силлабо-тонической системе нет слабых и сильных слогов, то точное перенесение логаэдических размеров невозможно. Поэтому в этой традиции под логаэдом стали понимать стихотворный размер, который образуется посредством сочетания нескольких неодинаковых стоп, например, анапестов, хореев и дактилей, в одном стихе. При этом в каждом стихе порядок стоп должен повторяться, иначе такой стих уже будет не логаэдическим, а тактовиком, дольником или акцентным стихом. Примеров употребления логаэда много в поэзии Серебряного века. Это легко объяснить тенденцией к отходу от устоявшейся системы и поиску новых способов стихосложения. Вот несколько стихотворений, где присутствуют логаэдические стихи: Губы| мои при|ближаются Мы, как| священно|служители, «В Дамаск», В. Я. Брюсов. Здесь видим повторяющееся из строфы в строфу сочетание хорей + амфибрахий + пеон II + ямб + ямб. Следующее произведение построено по схеме анапест + хорей + амфибрахий. По холмам| – круглым| и смуглым, По пескам| – жадным| и ржавым, По волнам| – лютым| и вздутым, «Ученик», М. И. Цветаева. Думается, можно считать логаэдическими и следующие стихи: Плавно | у ночи| с чела «На рассвете», А. А. Фет. В них, как видим, повторяется последовательность хореев, амфибрахиев и ямбов. Логаэд – интересное явление в стихотворной традиции. Стихи, написанные в рамках этого размера, можно встретить в творчестве А. А. Ахматовой, Р. И. Рождественского и других авторов. © Copyright: Елена Хвоя, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|