Торжество светлой памяти Апостолов Христовых29 июня христианский мир праздновал Торжество Святых Апостолов Петра и Павла. В Православных церквях, придерживающихся юлианского календаря (по старому стилю) вспоминают о подвиге всехвальных первоверховных Апостолов сегодня — 12 июля. Пётр был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, был его ближайшим учеником и сопровождал его повсюду. Симон, так звали его в миру, был бесхитростным и искренним человеком — простым рыбаком. Отличительной особенностью его характера были пылкий, ревностный нрав и удивительное образное мышление, — он часто выступал с речами, которые заставляли людей подниматься и следовать за ним. Именно ему, самому горячему из своих учеников, единственному увидевшему в Нём Сына Бога Живаго, Христос пообещал вручить символические "ключи от рая" (Царствия Небесного): «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Ев. от Матфея; ст. 19-20). Вот как толкует это наставление Учителя Иоанн Златоуст: «Видишь ли, как Христос этими двумя обещаниями возводит Петра к высокому о Нём мнению, как открывает Себя и показывает истинным Сыном Божиим? Он обещает даровать ему то, что собственно принадлежит одному Богу, именно: разрешать грехи, соделать Церковь непоколебимою среди всех волнений, и простого рыбаря явить крепчайшим всякого камня, когда восстанет на него вся вселенная… Тот же самый Пётр, который после стольких чудес оказался таким слабым, что даже отрёкся Иисуса и убоялся простой служанки, — когда совершились уже крестные страдания, когда он увидел ясные доказательства воскресения и когда ничто уже его не соблазняло и не устрашало, тот же Пётр с такою непоколебимостью защищал учение Духа, что, не смотря на все угрожавшие ему опасности и тысячи смертей, сильнее льва устремлялся на народ иудейский…» Небесами называет Господь добродетели человеческие, ключами же — труды нравственные. Ибо только через усилие воли, как бы при помощи "отпирающих ключей", мы входим в каждую из добродетелей. Если же мы только знаем доброе, но не делаем, то имеем только ключ ве́дения и остаёмся вне, и связаны будем на Небесах, ибо только прилежный разрешён в добродетелях. Для того в своей Нагорной проповеди Христос обозначает, что есть грех для человека, чтобы не оказались мы связанными узами собственных грехов, когда предстанем перед вратами в Царство Небесное. "Вязать" и "разрешать" часто употреблялось у иудеев в смысле "запрещать" и "дозволять", и это — дело владеющего "ключами". Вязать — значит не прощать, а разрешать — прощать. «Итак твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли», — говорит впоследствии Пётр Иудеям (Деян.2:36,41). Вскоре присоединились к Петру и прочие апостолы — так созидалась Церковь Христова. В католической церкви Пётр считается первым Папой Римским. С "ключами от рая" стали изображать его иконописцы, и потому мы привыкли видеть его стоящим у врат Рая и прощающим прегрешения наши, но о ключах иных говорил Господь, он говорил о Духе Святом — Благодати Божией. Таинственной духовной силе — энергии, которая, исходя от Бога, оживотворяет, укрепляет, врачует душевные немощи, очищая совесть и освобождая человека от тиранства страстей. Она преображает чувства огорчения и озлобленности в чувства радости и миролюбия. Она успокаивает мятущиеся мысли, помогая человеку увидеть цель своего земного существования. За последующей мифологией библейских сюжетов, за всем этим искусственным внешним живописным фасадом, затушёвывается главная суть — та цена, которую пришлось заплатить проповедникам-пионерам Церкви Христовой за укоренение Истины Божией в умах людей, развращённых непрекращающейся борьбой за господство, власть и материальные блага. И не взирая на многовековое переиначивание и попирание, Слово Христа живо и несёт Свет человечеству. С благоговейным трепетом сердца своего, в знак почтения и благодарности, приносим мы дань уважения великому, самоотверженному подвигу последователей-первопроходцев веры христианской — истинного воинства Христова, которое не мечом, а Словом, заповеданным любимым Учителем закладывали основание для новой эры человечества. © Copyright: Данилина Лика, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|