В. Пинковский

Ирина Ачкасова 2: литературный дневник

Быть упоминаемой как «известная» (connue)
сразу после писательниц, определяемых как «знаменитые» (c;l;bres), например Ж. Санд (Slama, 1992, p. 91),
это значит автоматически попадать в категорию авторов второго ряда и даже, обозначая более узко, «малых романтиков», число которых измеряется десятками, потому что лирическое творчество Тастю полностью укладывается во временной отрезок – 1820-1850 гг., определяемый современными французскими историками литературы
как «излияние поэзии романтизма», как нечто вроде поэтического «взрыва» (une sorte d’explosion), когда поэтические сборники были крайне многочисленны (Darcos, 2013, p. 262). Однако столь общая, к тому же вкусовая по содержанию характеристика поэта не даёт возможности понять его значение, его место в литературном процессе
эпохи, а следовательно – и «вписать» его в историю литературы.



Уже первый сборник Тастю был оценён критикой весьма благожелательно. Анонимный автор рецензии
в “Le Figaro” сравнивает дарование поэтессы с талантом Андре Шенье и отмечает, что, несмотря на заметное
в разных стихотворениях влияние Мильвуа, Делавиня и Ламартина, А. Тастю «удаётся сохранить свою оригинальность» (Po;sies par Madame…, 1826). Сравнение начинающего автора с А. Шенье, который был «открыт» романтиками через четверть века после смерти на гильотине (стихи поэта были опубликованы в 1819 г.) и сразу признан
«своим», более чем комплиментарно; стоит вспомнить, что стиль такого крупного романтика, как А. де Виньи,
называли «смесью Расина и Шенье» (Larroument, 1906, с. 194). Отметим попутно, что сравнение А. Тастю с выдающимися литераторами не является редкостью: А. Растуль включает её в круг поэтов-женщин, достойных
названия «новых Плеяд» (Rastoul, 1833, p. 95); исследователь XXI века прямо называет А. Тастю и самую значимую поэтессу романтической эпохи М. Деборд-Вальмор «сёстрами в поэзии» (Paliyenko, 2020, p. 94).
Ещё один рецензент первого сборника поэтессы, скрывшийся за инициалом А. (1826), не проходит мимо
значимой особенности творчества Тастю в целом и лирического в частности – стремления писать в разных
жанрах. Ещё в одном издании – обзоре поэтических новинок середины 1820-х гг. – отмечена «гибкость» таланта поэтессы, что позволяет ей использовать «бесконечно разнообразные формы» (Chroniques de France…,
1828, p. 509). Заметим, что и современная исследовательница отмечает практически те же самые качества
(множество метрических моделей в поэзии Тастю) (Marzouki, 1997).
Вторая (и последняя) книга лирики поэтессы встретила не менее благожелательный приём. Критика признавала незначительные новшества в текстах, скорее принуждённая находить некоторые изменения, поскольку
«между первой и второй книгами протекли десять лет», но в итоге констатировала: «Этот новый сборник воспроизводит достаточно часто те же сюжеты, что и первый…» (Latour, 1835, p. 280). Читатели также не увидели
в книге чего-то неожиданного. По словам М. Ф. Робера, после выхода второй книги Тастю «перестала быть избалованным ребёнком (l’enfant g;t;) публики» (Robert, 1887, p. 23).



Другие статьи в литературном дневнике: