Нужен ли ребенку детский сад?

Наталья Исаева Стихи Детям: литературный дневник

Нужен ли ребенку детский сад?
Первые года жизни мы являемся биологическим «хвостиком» нашей мамы. Та зримая пуповина, которой мы были привязаны к ней в утробе, перешла в новое качество и потихоньку разматывается до срока 3 лет, а потом она опять перейдет на другой уровень, еще более тонкий, и до конца жизни, при хороших отношениях будет служить передатчиком от ребенку к маме его настроения, его состояния, его здоровья.


Мама для младенца поначалу представляет весь мир. Первый год малыш должен в буквальном смысле напитаться матерью, ее любовью, близостью, молоком. Если все это есть, то младенец усваивает одну простую вещь — мир добр ко мне, он меня любит, удовлетворяет все мои потребности, если мне плохо, то он сейчас же мне поможет. И впоследствии этот ребенок растет с доверием к людям, уверен в своей ценности и передает эти ощущения уже своим детям.


Ребенок с мамой


Развитие ребенка от 1 до 3 лет


Последующие два года — это продолжение первого. Идет невероятно интенсивное развитие ребенка в интеллектуальном плане, физическом, психическом. Эти три года по насыщенности, интенсивности развития человека не могут сравниться ни с одним последующим периодом в жизни. Фактически человек учится быть человеком. И если малыш видит, что мама рядом, она заинтересована в нем, она любит его, он важней для нее, чем другие ее занятия, он получает очень мощный толчок, ресурс любви, стимул, заряд на всю свою будущую жизнь. Он уясняет на глубинном уровне для себя, что мама — это преданный друг, ангел-хранитель, что быть мамой и быть с мамой хорошо, что он тоже хороший, потому что маме с ним хорошо. На взрослую жизнь у него хватит ресурсов, чтобы преодолевать проблемы и трудности, потому что в самые важные годы он получил их в сконцентрированном виде. Как видим, лучше и полезнее всего ребенку расти с мамой! А не с чужими тетями в саду. Вроде, очевидно. Но время вносит свои поправки…


Вспомним нас, советских детей, которых отдавали в ясли в годик, а то и раньше, чтобы вернуться матери к станку. Много ли мы получили ресурсов?! Напитались ли мы материнской любовью?! Нет ли у нас обид и непонимания со своими мамами? Хорошо ли мы себе представляем, что делать с маленьким ребенком? А ведь для этого не надо специального педагогического образования. Достаточно только любви и желания. Сегодня есть все возможности, но почему мамы все равно ведут малышей в ясли?


Наши мамы бросали нас по необходимости, система не терпит изгоев, а быть домохозяйкой в советское время означало быть тунеядкой. А вот матери, которые и сегодня тащат своих несмышленышей в 1,5 годика в ясли, хотя нет такой необходимости, руководствуются заложенной в них установкой: ребенок должен в 2 года идти в сад! Я так росла, и он тоже вырастет. Установки, как говорится, не вырубить из человека топором, если он впитал их с грудным молоком.


Какой стресс малыш получает от раннего похода в сад, можно понять, представив себе, что вы приехали в чужую страну, где вы никого не знаете, языком не владеете, многого еще не умеете. Насколько вас сюда определили, неизвестно, попали вы не по своему желанию, скучаете по Родине и близким. А вам надо выстроить отношения с большим количеством чужих людей, в краткое время научиться языку, а человек, от которого вы зависите, может оказаться совсем неприятным для вас. Куда кинуться, где искать помощь и утешение? Какой взрослый человек не впадет в депрессию от такого стресса?!


Стресс от детского сада


Что ребенок выносит из этого опыта как родитель? Он усваивает, что детей надо воспитывать в саду, а не в семье, он всегда стремится куда-то из семьи (символически «уйти в сад», потом в школу, потом в институт, потом на работу, всегда куда-то, но не в семью). К сожалению, на этом у нас построена вся система, и мало кто рискует ей противоречить.


Мамы, которые говорят, что 2-х-летнему малышу скучно дома с ней, и он просится к детям, по-моему, немного лукавят: не может быть малышу скучно рядом с мамой! Это ей, бедняжке, скучно, с ее высшим образованием, разносторонними увлечениями, массой незамужних подружек на работе. Тяжело, непривычно жертвовать собой и своими занятиями, мало поддержки от мужа, другие ценности предлагает общество. Тогда и не знаешь, чем заняться с ребенком дома, настраиваешь его на садик, рассказывая, как там будет интересно и хорошо, подспудно ощущая, а как мне будет здорово — вырваться, наконец, на свободу. Вот и результат — «пора в сад, ребенку уже 2, дома неинтересно, ему надо развиваться и учиться общению». Как будто развиваться рядом с мамой, близкими, в стенах своего дома невозможно. Еще как, только это стоит усилий. Научиться можно многому с ребенком, многие просто этого не понимают.


На самом деле, дети, которые сами с радостью бегут в садик, — это большая редкость. Меня они если не удивляют, то настораживают: значит, ребенку нечего терять дома и оплакивать ему нечего. Очень редко попадаются настолько уверенные и гиперобщительные дети в таком возрасте, чтобы спокойно они оторвались от мамы и спешили завоевать новые страны, когда вся детская натура просит еще ее участия.


Любите своих детей, растите вместе с ними, будьте счастливы!


P.S. Все прекрасно понимают, что возможность оставить ребенка дома есть не у всех. Прошу воспринять спокойнее. Это всего лишь статья как аргумент для сомневающихся, и очень неплохой. Каждому свое, но все равно любая мама переживает внутренне, разлучаясь со своим дитём, хоть чуть-чуть.



Другие статьи в литературном дневнике: