Бунтарский дух в смирительной рубашке

Сплиногрыз: литературный дневник

19 ноября фильму «Пролетая над гнездом кукушки» исполняется 50 лет


1963 год. Рэндл Макмерфи (Джек Николсон), осужденный за растление 15-летней девочки, в попытке избежать наказания в виде принудительных работ оказывается в психиатрической клинике. Он еще не осознает, во что вляпался — если на тюремной ферме его срок имеет точную дату окончания, то в психушке его будут держать столько, сколько пожелают. Жизнь в окружении душевнобольных (подавляющее большинство из которых находится здесь добровольно) могла бы быть вполне сносной, если бы не медсестра Рэтчед (Луиза Флетчер), установившая тотальный контроль над пациентами. Рэтчед видит в дебошире Рэндле, который то все сигареты у соседей в карты выиграет, то выездную экскурсию на рыбалку без спросу устроит, угрозу установленному порядку — и своей власти.


Когда дебютный роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» увидел свет, американское общество переживало масштабные пертурбации. Начало 1960-х — это разгар борьбы с сегрегацией, уже виднеются предпосылки сексуальной революции, а в жизни нонконформистов плотно входят психоделики, которые и сам молодой писатель, по его словам, успел хорошенько распробовать благодаря участию в экспериментах ЦРУ. Идеи о противоборстве системе, сломе прежних устоев и старых иерархий только сгущали атмосферу бунта и перемен — настолько плотную, что самые прожженные хиппи могли пощупать ее руками.


В этой бурной контркультурной среде книга о неравном сражении человека и институции приобрела культовый статус практически моментально


Всего через год Кирк Дуглас, на тот момент уже несокрушимый столп Голливуда, купил права на адаптацию романа для Бродвея и киноэкрана. В спектакле звезда успела сыграть главную роль, а вот с фильмом вышла проволочка. Дуглас хотел, чтобы картину снял проживавший в
Праге режиссер Милош Форман, с которым он познакомился во время восточноевропейских гастролей. К середине 1960-х молодой кинематографист из Восточного блока успел прославиться во всем мире дебютным «Черным Петром» и получил номинацию на «Оскар» за «Любовные похождения блондинки». Актер отправил Форману копию романа Кизи, однако та, по-видимому, застряла на границе. Представитель Чехословацкой новой волны затем и сам попал в молох коммунистических цензоров, а с началом Пражской весны с родины вынуждено эмигрировал.


Так прошло почти целое десятилетие. Дуглас, которому было за пятьдесят, уже не тянул на роль наглого балагура-бунтаря. Права на ленту у него выпросил сын Майкл, будущая звезда фильмов «Уолл-стрит» и «Основной инстинкт». После нескольких замен в режиссерском кресле Дуглас-младший и другие продюсеры еще раз предложили фильм Форману — говорят, что без согласования с отцом, а исключительно из собственных соображений. Режиссер-эмигрант позже прояснил, что его выбрали из-за согласия на относительно невысокий гонорар.


А главная роль в итоге досталась Джеку Николсону, который признавался Форману, что тоже некогда пытался приобрести права на экранизацию романа, «однако его обставил этот дедуля Дуглас». Николсон к началу съемок уже и сам стал контркультурной иконой благодаря ролям в «Беспечном ездоке» и «Пяти легких пьесах». Однако именно в «Пролетая над гнездом кукушки» публике впервые открылся весь богатейший спектр Николсона как актера. Его бунтарь Макмерфи — личность откровенно одиозная, даже психически неуравновешенная, но при этом способная вызывать симпатию. Которой, конечно, не возникло бы, не будь в фильме противовеса в виде антагонистки в исполнении Флетчер.


Сестра Рэтчед по сей день остается одним из главных антагонистов в истории кинематографа


Мягкая и едва заметная суровость персонажа, глубоко погрузившего когти в голову каждого пациента палаты, жутка сама по себе, но «Пролетая над гнездом кукушки» всегда был чем-то большим, нежели просто критикой психиатрических институций и тиранов, пользующихся в них полной безнаказанностью. Сестра Рэтчед представляет собой авторитарную фигуру в принципе — для битников 1960-х она находила отражение в консервативном американском обществе, для Милоша Формана она стала зеркалом коммунистической партии.


И роман, и киноадаптация оглашали наступление эпохи бунта, время смены ценностей. Оба произведения выражали желание противостоять авторитарным системам и статусу кво, признавая при этом трагическую бессмысленность этой борьбы. Макмерфи обречен, но благодаря его примеру окружающие задаются вопросами о том, что такое свобода, какова ее цена и как ее могут по-тихому отобрать.


Образ шутовского борца с системой затем надолго засядет в поп-культуре
Чак Паланик внаглую спишет структуру «Пролетая над гнездом кукушки» для своего «Бойцовского клуба». Нового киношного Макмерфи на сломе тысячелетий затем сыграет
Брэд Питт, но и впоследствии отголоски этого образа не раз будут мелькать в различных Джокерах и эджлордах всех сортов.


Сам фильм Формана, впрочем, вошел в анналы истории уже после премьеры, став триумфатором премии «Оскар». Лента завоевала все пять главных наград от «Лучшего фильма» и «Лучшего актера/актрисы» до «Лучшего сценария» и «Режиссера года». Тогда это был второй подобный случай в киноакадемии — первым таким триумфатором 40 годами ранее стала картина «Это случилось однажды ночью» с Кларком Гейблом. В следующий раз все пять главных наград завоевало «Молчание ягнят» в 1991 году, и с тех пор ничего подобного на премии «Оскар» не происходило.
19 ноября 2025 Культура
© Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура») Лента.ру


PS:


Тема бунтаря против системы, помещённого в психушку, проходит красной нитью через творчество целой плеяды классиков литературы и кино. Высоцкий в шутливой форме спел под гитару на ту же тему.
Что ещё тут можно добавить? Разве что: Макмерфи – ни разу не Че Гевара, гранаты не той системы...


Но "Побег из Шоушенка" мне нравится больше. И Шурик в "Кавказской пленнице» не так уж и смешон, как кажется после первого просмотра.




Другие статьи в литературном дневнике: