О воспитании

Влад Бороздин: литературный дневник

Бесконечные споры о потерянных поколениях, пустопорожние словопрения о воспитании детей.
Читаю выдержки из заметок выдающегося филолога, культуролога, искусствоведа Дмитрия Лихачёва и нахожу предельно ясные ответы:

Основная задачи жизни: сочетание развивающихся технологий с гуманизмом. Не выплеснуть из цивилизации душу, этого божьего дитяти. Не превратить его в злобного уродца.


В семье, школе должно быть как можно меньше директив, и как можно больше сотрудничества. Хуже не придумаешь, когда учитель, воспитатель, подобно постовому полицейскому, регулирует движение мысли, чувств детей. Тем самым он ставит себя выше их, не признаёт за ними личностей, пусть формирующихся, но личностей!
Самое эффективное воспитание – не навязчивое, не воинственное, а уважительное, не побоюсь этого слова – учтивое. Бездарность стремиться поучать.


Любой детский лепет несёт отблеск пробивающегося к самостоятельной жизни лучика мысли.


Знание истории своей жизни, истории семьи крайне необходимо для человека. Оно воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит на свете. Помимо этого – возникает чувство ответственности за спокойствие матери, за осуществление ожиданий отца, за безмерную любовь бабушки. И это всё вместе взятое есть основа личного будущего, залог того, что истинные жизненные традиции не оскудеют, не будут забыты, а позволят вписаться молодому поколению в современную жизнь.


Вспомнились в этой связи слова Виктора Астафьева: «Ребят рожали для мирного крестьянского труда и назначение их было создавать жизнь, растить хлеб, любить всё сущее вокруг».
Просто и глубоко.



Другие статьи в литературном дневнике: