Образы эльфов в русской литературе наброски

Елена Ривьер: литературный дневник

Вера Камша «Хроники Арции»


2.



…Итак, эльфы изображены высокими, красивыми; во внешности отмечаются «эльфийские голубые глаза» (у Рене). Эстель Оскора отмечает: «Эльфы были прекрасны, но в них ощущалось что-то обреченное, исчезающее, изломанное…» (Несравненное право». (Страницы не указываю, т.к. читаю в электронном варианте через e-book»).



Эльфы не подвержены старению, однако, живущие среди людей, они выглядят старше (так Роман – Рамиэль, попавший к людям в младенчестве, выглядит старше Эмзара, своего отца, однако при этом умирать от старости, спустя несколько сотен лет, не собирается).


Так эльфы представляются вполне человекоподобными, если исключить присущую только им магию (какая именно магия - описывается в романе): Рамиэль сотни лет скитается среди людей, поражая их красотой, пением, знанием волшебства, которое для мира Арции характерно, но не более того.


У Камши эльфы – исчезающий народ. Большинство людей ее мира-фэнтези не верит в нелюдей, но не это главное: почти все эльфы ушли в иное измерение. Оставшаяся горстка живет на болотах, скрываясь от людей. Есть еще и «темные»: к ним попадает Рене, который дает слово не разглашать тайну их существования и местонахождения.


Эльфы по Камше –пришельцы в этом мире, большинство из них не хочет вмешиваться в его дела, однако, вмешательство уже произошло и предстоит другое: иначе погибнут все…


…Пожалуй, невмешательство и отразилось в «обреченности, изломанности»: эльфы живут практически вечно, не изменяясь, в то время как менялись все остальные и все остальное. Чтобы не погибнуть, эльфам пришлось действовать. (Наверное, это говорит о том, что полное невмешательство в мире, где ты есть, невозможно: мир движется, так или иначе меняя все. И как при этом остаться совершенно неизменным?)…


Астен, эльф, брат Эмзара, высказывает весьма спорную мысль: «…бессмертие почти то же самое, что небытие, потому что я устал от пустоты, от бессмысленности, от покоя. Человеческая жизнь коротка, но она ЕСТЬ, вернее, МОЖЕТ БЫТЬ, если ею распорядиться как следует. А что такое моя жизнь, жизнь моих соплеменников? Ее словно бы и нет. Исчезни мы, никто не заметит. Мы существуем, и, опять-таки, это касается только нас». Мысь представляется спорной, потому как не в длине жизни дело, а в ее качестве. Эльфам только что спешить некуда, отсюда и кажущаяся бездеятельность, отсутствие стремления к развитию вообще. Но, тем не менее, развитие есть. Сосуществование же с иными расами может сделать неизбежным не только развитие, но и – более кардинально – изменение.



…Вопрос о старении достаточно интересен и в современной науке. Открываются неизвестные гены, отвечающие за нестарение организма, замечается связь изменения организма с убеждением или неубеждением индивида в способности меняться и прочие весьма занимательные вещи…


В фэнтези традиционно эльфы живут как минимум долго. Камша поддерживает эту традицию, отметив при этом связь старения эльфа с его нахождением среди людей, то есть причины изменения – в представлениях самого эльфа, считающего себя долгое время человеком, или же в чем-то другом? Автор «хроник» умалчивает об этом…



Другие статьи в литературном дневнике: