Этюд седьмой... чем выше, ценней мгновенья

Анатолий Артюшкин: литературный дневник

Чем выше, ценней мгновенья,
А что позади- контрастней,
Вершина! Ключ вдохновенья,
И мир нам открыт прекрасный!


Из слов, будто из глины,
Решил я кувшин слепить-
Будет в дороге длинной
Кто-нибудь истину пить.


Аппетит приходит во время еды, а мысли- при размышлении. Ещё неслколько штрихов и этюд седьмой будет звершён. Мы расстанемся, дорогой читатель, может быть, только на время, необходимое для того, чтобы отановитья, оглядеться. И перечитывая уже написанное, я ловлю себя на мысли, что сегодня некоторые фрагменты этюдов изложил бы иначе. Даже название дал бы другое- "Войди в мой мир". В этом, повидимому и состоит глубинная сущность творчества- искать и стремиться к лучшему. Так уж получилось, этюды печатались урывками в дни, когда я имел возможность сесть за машинку. Поэтому я обходился без черноиков, бессознательно следуя примеру, а лучше сказать, импровизационной манере Нади Рушевой, творчество которой ещё долго будет удивлять нас и приводить в волнение подобно кругам, расходящимся от затонувшего камня, камня драгоценного.
Не знаю, читатель, а может быть, и не узнаю, каким вам показался мой мир, но слово, нанизанное на мысль и мысли, собранные воедино т.е. рукопись, а ещё лучше книга в моём представлении самое ценное, чем нужно дорожить. Уединение с книгой, может быть, даёт нам наивысшее наслаждение, испытать которое просто и дано всякому, кто стремится познать суть вещей и явлений, смысл жизни.
Есть много книг, которые я мечтаю увидеть причаленными к моей библиотеке и жить надеждой встречи с ними уже уже счастье. Где-то бороздят океан жизни "Корабли мысли" и "Воздушные фрегаты", недостающие первые тома "Альманаха библиофила". Какую роль сыграли книги в моей жизни? Несколько приподнятое, если не романтическое отношение к жизни во всём, и к науке, не есть ли в какой-то степени отражение того, что одной из первых книг, привлекших моё внимание в нашем доме, был томик А. Грина? "Капитанская дочка" А.С. Пушкина, "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого, подарок на день рождения "Мы из Игарки", а зтем запоем А. Чехов, Джек Лондон, Н.В. Гоголь, Марк Твен, изумительный "Пикквик", искрящиеся юмором и перечитанные множество раз диалоги и фразы Ильфа и Петрова, О.Генри, Джером, Я. Гашек вперемежку с В.В. Маяковским, М. Лермонтовым, а вспомнить ли всё?- вызывали в душе моей такое сопереживание, так будили мысль, будто герои и авторы этих книг жили где-то совсем рядом и совсем недавно...А читая произведения М. Горького,Ф.М. Достоевского, нельзя не задаться вопросом- какой жиизненный опыт надо было иметь, как глубоко надо было заглянуть в пропасть жизненных коллизий и вечных вопросв, чтобы создать творения на все времена?!
А незабвенный Дон Кихот? Это племя и сегодня сражается за подлинные человеческие ценности, с ветряными мельницами, вращающимися вхолостую. За доброту, приподненность чувств, против зла явного, или прикрытого многоликой демагогией.
Сильное воздействие на меня всегда оказывала настоящая поэзия, отличающаяся, на мой взгляд, тем, что ей нельзя дать точного определения, как нельзя дать в физике точные коолрдинаты электрона- он здесь и в то же время его здесь уже нет. Эту неуловимость, волшебство воздействия свойственны вообще любому настоящему искусству. Увлечённые игрой талантливого актёра, мы словно проваливаемся куда-то во времери и пространстве и почти живём чужой жизнью.
Порой зазвучит мелодия и словно чья-то добрая рука берёт твоё сердце в плен, из которого не хочется освобождаться. Просто поражаешься, прочитав- "Раскрыл я с тихим шорохом глаза страниц, и потянуло порохом со всех границ". Да, это В.В. Маяковский. Здесь и образ просто сказочный, здесь будится сразу множество ассоциаций и почти ощущаешь запах пороха. Это как гипноз, и вот в чём чудо, написано скорее всего обыкновенной ручкой. И перечитывая А.С. Пушкина, А. Блока, С. Есенина, современных писателей, трудно отделаться от мысли, что вряд ли взволнует когда-нибудь нашу душу машинная поэзия самой умной ЭВМ последнего поколения. Тысячекратно усиливая наши возможности, нас заменить они, увы, не смогут. Во всяком случае в науке и искусстве, где нужно обладать душой и чувством БЛИЗОСТИ ОТКРЫТИЯ.
Избранный мною жанр этюдов позволяет перейти к собственным литературным опытам разных лет, рассчитывая из-за давности лет на некоторое снисхождение. В номере многотиражки им. С.М. Кирова (Баку) от 22 января 1959г. под рубрикой "Нам ли, молодым, не смеяться!" состоялось моё первое покушение на чувство юмора, а удалось ли оно, судить вам.


К О С М И Ч Е С К А Я Э Н Ц И К Л П Е Д И Я


АСТРОНОМИЯ- Наука, переживающая вторую молодость.
АТЛАС- Своего рода документ Земли. У Луны его пока нет.
БРИТВА- Даже на Марсе, если топоришься на свидание, опасная.
ВЕК- У кого шагреневый, у кого- резиновый.
ГОСТЬ- Кто на луне будет первым? (редакция 2009)
ДРУГ- Собака в космосе.
ЕСТЬ- Ещё одна планета!
ЖУРНАЛ- И в сухом наощупь может быть вода.
ЗОНТ- Ширма для влюблённых.
ИДЕЯ- Циолковского сбылась!
КИТ- К сведению некоторых студентов биофака, не рыба.
ЛУНА- Приятно будет послушать на ней её же сонату.
МЕЧТА- Сбылась и помчалась в космос.
НАПЛЫВ- Посетителей на выставку хависит от наплыва чувст у них.
ОРБИТА- Не у всякого спутника жизни такая же постоянная, как у спутника Солнца.
ПЯТНА- Не портят репутацию Солнца.
РЕКЛАМА- Иная манит и обманет.
СОЛЬ- С ней и пища и шутка вкусней.
ТРЕПЕТ- Состояние студента со шпаргалками.
УВЫ- Возглас стоящих на грани войны.
ФИЛЬМ- Смотрится с удовольствием, если возгласы несутся только с экрана.
ХОД- Неосторожный лучше в шахматах, чем в политике.
ЦВЕТОК- И один может сказать больше целого натюрморта.
ЧУЛОК- Может пойти, если девушка даже стоит.
ШТАМП- Иногда ставится не только на документах, но и на киностудиях.
ЭКЗАМЕН- Тема для беседы, если нет хвостов.
ЮБИЛЕЙ- Событие, в которое не надо превращать всю жизнь.
ЯНВАРЬ- Начинается последней буквой алфавита и первой искусственной планетой.


И З З А П И С Н О Й К Н И Ж К И.


Актёр так вошёл в роль, что остался в ней и за кулисами.
Лекция обещала быть многолюдной- ведь молодёжь любит потанцевать.
В кинотеатре сегодня очень много детей. т.к. "Дети до 16 тлет не допускаются".
При первой же встрече он сказал ей "люблю", зная, что второй не будет.
Он не любил много говорить только на уроке английского.
Гвоздь, которым программу концерта прибили к стене, был единственным в ней.
Драматург никак не предполагал, что сцена сна в его пьесе станет массовой.
На концерт стоило пойти, но стоило дорого.
На полотне был изображён заяц и говорили, что художник вложил в него всю свою душу.
Из университета он вышел совершенно преображённым, поскольку у выхода потерял очки и галстук.
Когда он вышел из себя, ему предложили выйти из зала.

Анатолий АРТЮШКИН, студент биофака.


Спустя полвека и зная, каким успешным оказался "улов" автора в Науке (ДАО- "ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ АМФОРА ОТКРЫТИЙ"), можно предложить для выбирающих жизненный путь наличие чувства юмора и склонность к ассоциативному мышлению в качестве теста для определения, стоит ли посвятить ей свою жизнь. (Добавлено 18.09.09. в 18-00)/






Другие статьи в литературном дневнике: