Этюд шестой. о, сколько нам открытий чудных...

Анатолий Артюшкин: литературный дневник

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
А.С. ПУШКИН.


Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
С.Я. МАРШАК.



Открывать новые страны- с этим непреодолимым желанием, навеянным приключениями Робинзона Крузо, «Таинственным островом» Ж. Верна, «Двумя капитанами» В. Каверина, сталкивается в детстве каждый.
Вот и мы, мальчишки с восьмого дома (Баку, по ул. лейт. Шмидта), обмакнув в воду два куска хлеба, посыпав их сахарным песком, отправлялись на целый день в парк Кирова, чувствуя себя вдали от дома взрослыми и самостоятельными. Раздолье парка делало интересной игру детворы того времени – в казаки-разбойники. С площадки у памятника С.М. Кирову любовались мы потом панорамой города и бухтой, находили вдали свой дом даже балконы, гурьбой спускались домой, полные впечатлений и тем для разговоров на целую неделю.. А вечерами вскакивали иногда в последний вагон трамвая и мчались до последней остановки в сторону Баилова или т.н. Чёрного города.
Помнится, в конце 49-го мы, трое одноклассников из шестого пятого 8-ой школы, (классный руковод- Анна Израиловна Минкевич), решили отправиться летом, как сказали бы сейчас, в тур-поход через степи, а потом леса, на север. По своим инициалам назвали группу таинственно- «АСДВАТ» (Авакимов Сергей, Дывыдов Владик, Артюшкин Толя). Собирались вечерами, обсуждали подробно, что возьмём с собой в дорогу, вычерчивали на карте маршрут, разучивали азбуку Морзе. И…много лет спустя попадался мне на глаза листочек с точками и тире, как сладкое воспоминание о несбывшемся. Мог ли я тогда предположить, что новое мне открыть всё-таки удастся и не один раз, что произойдёт это через много лет в удивительной и сказочной стране НАУКЕ. А тогда рельсы, поезда, самолёты вызывали во мне непонятное волнение.
Летом сорок второго, когда мы всем аэрофлотским домом ехали в Бининский аэропорт связывать заградительные сети, когда отец, бортмеханик ЛИ-2, рассказывал, как им поручали сбрасывать грузы нашим войскам в горах, когда отец давал подержать в руках настоящий револьвер, я был уверен, что тоже стану лётчиком. К сожалению моей мечте не суждено было сбыться- самое большое, на что я могу рассчитывать, это только любоваться, как взлетают и садятся самолёты, да надеяться, что мне достанется по авиабилету место у окна.
Только в одном отношении я не могу считать себя обделённым. Удивительное ощущение первым узнавать новое мне испытать посчастливилось. И в такие мгновения вспоминалась почему-то, может быть, самая первая увиденная в детстве иллюстрация, поразившая меня, как я теперь думаю, своей фантастичностью- человек выглядывает из-за сферы Земли и видит другие миры.
В той мере, в какой я знаком сегодня с историей науки, я не могу не знать, насколько высоко ценится информация о новом в науке, тем более полученная, как говорится, из первых рук, Поэтому, даже рискуя быть обвинённым в претенциозности, я попытаюсь восстановить в памяти те мысли, которые приходили во время моих диалогов с миром невидимок на языке кривых, о тех поистине потрясающих ощущениях, испытывая которые, сознаёшь, в чём заключаются смысл и счастье жизни.
Но сначала подробнее о кривых. Многие, вероятно, видели кривые электрокардиограмм- я во множестве получал подобные и каждая точка на моих кривых отражала, сколько содержится растворённого кислорода в образце, или какова кислотность его на данный момент времени.
В микробиологии существует много факторов, которые могут повлиять на ход кривой, но если вы задались целью изучить какой-то один, или сначала один, то многое упрощается и ваш эксперимент приобретает сходство с игрой, с рыбалкой или охотой. Только нужно знать правила игры, знать, на что сегодня клюёт и быть умелым в обращении с ружьём.
А теперь я опять воспользуюсь приёмом, к которому уже прибегал ранее и приглашу занять моё место в лаборатории Бакинского филиала ВНИИ ВОДГЕО утром 15 июня 1976г. Пусть у вас, как у меня тогда, на уме будет только одно- выяснить как можно подробнее отношение имеющихся у вас образцов бактерий к фенолу. С фенолом вы, наверное, знакомы- это карболка, имеющая весьма неприятный запах. Для бактерий это тоже не сахар, в высоких концентрациях карболка их убивает, а вы начните с самых малых.
Вот вы вносите в ваш образец с микробной взвесью, полученной на спиртах, всего 10 мг на литр одного из фенелов. На кривой дыхания появится ступенька, которая будет означать, что микроорганизмы начали использовать фенол в качестве источника питания. Когда кривая начнёт возвращаться к исходному значению, по секундомеру вы будете знать, сколько времени потребовалось, чтобы «съесть» внесённую дозу фенола, а лучше сказать, окислить. Зная время , вы легкоопределите скорость окисления, а если образней, то аппетит. А знать такие вещи необходимо. Ведь это парадокс, что о процессах, происходящих в организме Вселенной, о пульсарах, чёрных дырах мы порой осведомлены больше, чем о простейших реакциях, происходящих в нас самих. А ведь от таких реакций зависит очень многое и даже время, в течение которого мы изучаем Вселенную, удивляемся её глубине, никогда не в состоянии её представить. Но…продолжим эксперимент.
Первая доза фенола внесена в 9ч. 15 м., а реакция закончилась в 9ч.50м. Отсюда время реакции 35м., а скорость около 17 мг. на л. в час. Вы пока спокойны, потому что не знаете, что вас ожидает. В 1975г. я на этом закончил опыт и перешёл к другому образцу. Но человеку свойственно разнообразить свои интересы и вопросы и потому мы усложним опыт, внеся следующую дозу фенола вместе со спиртом.
Здесь явас оставлю и завершите вы эксперимент самостоятельно. По окончании реакции со второй дозой вы снова измеряете скорость и величина её, 45 мг. л.ч. вас несколько удивляет. Вы продолжаете опыт и удивление растёт- 112мг.л.ч. Теперь для вас, знаю по себе, не существует ничего, кроме вашего образца, самописца и кривых, потому что скорость непонятно почему быстро нарастает- 123, 180, 206, 267,…326, 344…400мг! Вы знаете о существовании изобретения, авторам которого удалось окислить в течение суток 300 мг фенола. У вас в течение часа- 400. Да, у вас опыт идёт при несколько повышенной температуре, но всё равно ваши кривые не укладываются в сознании. Рушатся ваши представления о привычном. Не знаю, как поступили бы вы, но поверьте, трудно было удержаться от архимедовского "Эврика!". А вдобавок я отбил телеграмму с просьбой о дооснащённости перспективных экспериментов. Мне было лестно получить письмо академика Е.Н. Мишустина, упомянутоен мною, тем более, что опыты эти послужили предпосылкой для получения любопытнейших кривых в опытах с анилином и орто-ксилолом, составив предмет двух изобретений. Примерно такое же ощущение, когда кругом идёт голова, испытал я в апреле 1979-го. Внеся в образец с микробной взвесью соль меди (3 мг на литр) я обнаружил в нём на следующий день в нём около 500 мг! органических кислот.
Да, своими чудесами, своими тайнами хороша наука и притягательна!



Другие статьи в литературном дневнике: