***

Борис Голутвин: литературный дневник

Пока в Израиле пророки предсказывают грядущие бед ствия, афинский предводитель Перикл к 444 году до н. э. превращает Афины в один из военных, экономических и культурных центров эллинского мира. На протяжении 20 лет здесь процветают скульптура, поэзия, театр, фило софия и демократические идеалы. В 431 году до н. э. война со Спартой заканчивается победой западного соседа — царя македонцев Филиппа. В 404 году до н. э. Спарта побеждает Афины в войне, начатой в 431 году.
Филипп подчиняет себе Пелопоннес, а его сын Александр, воспитанник Аристотеля, жаждет достичь Индии, что он и делает в 327 году до н. э. В 323 году до н. э. Александр умирает в столице персов. Во всем своем великолепии и бессилии его империя распадается на три части — греческую, персидскую и египетскую. Время Греции проходит. Как уже было сказано, богатства остаются на Востоке. В Индии расцветает множество мелких арийских царств. В Китае начиная с 220 года до н. э. в течение 11 лет плодот ворного царствования император Цинь Шихуан-ди объеди няет страну, делает столицей город Сяньян, унифицирует письменность и строит Великую китайскую стену, прежде чем быть похороненным с четырьмя терракотовыми ар миями. С наступлением нашей эры новая династия Хань воспринимает идеологию конфуцианства, противостоит ко чевникам хунну и прокладывает Великий шелковый путь — первый торговый маршрут на Запад. На Западе Рим, фактически не завоевывая Грецию, вбира ет ее в себя и наследует греческую культуру. Основываясь на греко-иудейских ценностях, правда, находясь немного даль ше, Рим является грандиозной копией Афин, включая панте он богов и политическую систему. Помня об их поражении от македонцев и собственных поражениях от галльского предводителя Бренна, Рим снаряжает сильное сухопутное войско. Город контролирует всю Западную Европу, Северную Африку и Средиземное море. В 170 году до н. э. Антиох IV разоряет Иерусалимский храм, а в 125 году до н. э. Южная Галлия становится римской провинцией. Pax Romana достигает апогея, когда в 44 году до н. э. полководец Гай Юлий Цезарь, триумфально возвратив шийся с севера Галлии, допускает в Сенат представителей завоеванных народов и хочет, чтобы его провозгласили императором. Он преследует соперников вплоть до Египта, по возвращении откуда его убивают. В 27 году до н. э. пре емник Гая Юлия — Гай Цезарь Юлий Август — становится первым императором. Его наследники, озабоченные лишь подавлением волнений на границах империи, пресекаютвосстание египтян и заставляют замолчать всех несогласных, среди которых в 30 году оказывается равви из Иерусалима по имени Иисус. Так происходит со всеми непокорными. В 70 году римская армия разрушает Иерусалим и истребляет огромное количество евреев. Зарождается христианство. На первом церковном соборе в Иерусалиме в 48 году христиане (вначале союзники римлян против евреев, а за тем — сами став жертвой возбужденной ими ненависти) проповедуют язычникам иудейское послание с некоторы ми изменениями: Иисус Христос олицетворяет всех людей; Мессия наконец пришел, еврейский народ, сообщивший о его приходе, выполнил свою миссию и должен принять христиан ство; церковь представляет новый избранный народ; бедность и непричинение вреда — единственные пути к спасению души; любовь — условие вечности; материальные блага не являют ся дорогой к счастью, а прогресс не представляет интереса. Греко-иудейский идеал претерпевает серьезные изменения. Происходит слияние христианских, римских, греческих и иудейских идей: любовь Бога — самое ценное, что есть у людей; только церковь и подчиняющиеся ей правители мо гут накапливать богатства; при этом церковь должна помочь людям приготовиться к смерти и спасению души. Благодаря своей философии христианство стремительно набирает популярность среди жителей Римской империи. К тому времени оно уже могло привести к ослаблению ры ночного строя, свободе, братству, равенству, ненасилию, умеренности и смирению. Однако этого не произошло. Урок на будущее Какой бы влиятельной ни была религиозная доктрина, она все равно не сможет замедлить победное шествие инди видуальной свободы.Фактически никакие силы — ни религиозные, ни свет ские — не смогли надолго затормозить этот процесс. У Рима нет соперников, только враги — племена, при шедшие с Востока, привлеченные богатством и мягким кли матом средиземноморских территорий. Римская империя вынуждена тратить огромные средства на снаряжение ар мий для защиты своих границ. Рим должен контролиро вать солдат, говорящих на множестве языков и исповедую щих разные религии, решать логистические и финансовые вопросы. Император Марк Аврелий проводит 20 лет — с 160 по 180 год, — объезжая границы империи. Однако все напрасно: под натиском германских и славян ских племен, подталкиваемых к действиям тюрками и мон голами, Рим ослабевает и отступает, не выдержав соперни чества с другими городами империи (например, Византией). В 284 году император Диоклетиан пытается повысить налоги: у империи больше нет средств на финансирование обороны. Не помогает. В 313 году император Константин, стараясь получить поддержку народа и знати, издает Милан ский эдикт и разрешает христианство. И опять всё впустую: в 320 году, одержав победу над Максенцием, он сам прини мает христианство. В 395 году умирает император Феодосий, Римская империя разделяется на Западную и Восточную со столицами в Риме и Византии (впоследствии ставшей Константинополем) соответственно. Начинается время Вос точной Римской империи. Европа отдаляется от Азии. Многочисленные индоевропейские племена (готы, фран ки, вандалы, славяне, лангобарды, тевтонцы, викинги, гунны и монголы) сообща нападают на то, что осталось от Запад ной Римской империи. Захватчики хотят «превратиться» в римлян, по сути христиан, и греко-иудеев, впитав их куль туру и образ жизни. В 406 году толпы кочевников пересекают Рейн и вступают на земли Римской империи. Гунны оттесня ют вестготов к Риму, а вестготы отступают до тех пор, пока им не наносят сокрушительный удар. Конец все ближе: в 476 году последнего императора Запад ной Римской империи Ромула Августа свергает вождь герулов Одоакр. Западная Римская империя прекращает существо вание. Впервые на смену побежденной империи не приходит новая. Однако такое не единожды повторится в истории. Войны почти не затрагивают Восточную Римскую им перию со столицей в Константинополе. В Западной Европе епископы, принцы и города организуют небольшие автоном ные государства. В 496 году, как и многие другие западные правители, король франков Хлодвиг принимает христиан ство и захватывает остатки Западной Римской империи. Европа, кишащая разбойниками и багаудами, наполняется крошечными королевствами, галло-романскими поселени ями и монастырями — единственными местами, где себя можно чувствовать в безопасности. В это время в Азии, Америке и Африке исчезают целые империи, поскольку не удается-решить проблему нехватки природных ресурсов (например, майянский город Паленке). Иногда они выживают — если правитель переносит столи цу (например, крепость-дворец Амбер, перемещенная из Раджастхана в Джайпур). В Китае одна за другой меняются императорские династии, но страна остается раздроблен ной со времен правления династии Хань (начало III века). В 618 году династии Тан удается объединить страну: буддизм становится государственной религией, столица Сиань — самым населенным городом мира. Правление династии Тан заканчивается, и наступает эпоха пяти династий и десяти царств. Повсюду в мире империи становятся все более уяз вимыми и неуправляемыми. В 622 году в Аравии пророк Мухаммед переселяется из Мекки в Медину, его проповеди становятся все яростнееи убедительнее. Складывается Коран, зарождается ислам. Меньше чем через сто лет эта религия, превратившаяся в по литику и военную стратегию, потеснит устаревшие институ ции, как в свое время сделало христианство. Заканчиваются истории тысячелетних империй. Армии ислама, вооружившись новой религией, несут новую форму монотеизма; спустя несколько десятков лет верные последователи Пророка про возгласят и новую империю — нестабильную, почти кочевую. Чтобы финансировать свои армии, халифы, поначалу правя щие из Дамаска, а затем — из Багдада, впервые прибегнут к помощи банкиров — поголовно евреев, поскольку только их религия разрешает заниматься денежными спекуляциями. Исламские орды стремительно завоевывают Ближний Восток, Месопотамию, Египет, Северную Африку и Испанию, при нуждая местное население принять ислам. В 732 году их по бедоносное шествие прерывают при Пуатье войска франков. Мусульманская империя — Халифат — складывается вокруг подвижных институций, куда более эффективных, чем образования старых империй, чьими знаниями и богат ствами они пользуются. Столицы Халифата, который наряду с Китаем является одним из самых влиятельных государств в мире, располагаются в Багдаде и Кордове. Там, образуя горючую смесь, перемешиваются все знания, верования и продукты Халифата. Дороги становятся безопасными. Оживляются рынки Азии и Европы. Торговцы, ростовщи ки, мудрецы, музыканты, поэты, солдаты передвигаются из города в город, с ярмарки на ярмарку.


Ярмарки, города и нации
В IX веке на северных территориях исторической Западной Римской империи появляются первые христианские ярмарочные города, которые приходят на смену исламским ба зарам. Эти города — предвестники европейских государств. В 800 году Западная Римская империя возрождается в Гер мании, сначала под управлением Карла Великого, затем — Оттона и Фридриха. По соседству образуются два других государства (Франция — франками и Россия — викингами) и много княжеств вестготов в Испании, саксонцев в Герма нии и Фландрии, лангобардов в Италии. Эта история навсегда останется нашей: Франция, Россия, Италия, Испания и Англия до сих пор носят имена завоева телей тех времен, а Германия даже трех — в зависимости от языка, на котором мы произносим название этой страны. Кочевой народ с севера, викинги являются прародителями многих современных наций — датчан, шведов, французов, исландцев, англичан, русских и итальянцев. > В 960 году в период правления династии Сун единство Китая нарушается и восстанавливается только в 1115 году, в период правления династии Цзинь, которая объединяет страну перед угрозой военногр вторжения со стороны се верных княжеств. Ислам находится на пороге рыночного уклада. В Кордове, столице Халифата и самом большом европейском городе, люди говорят на арабском, думают на греческом и молятся на латыни, арабском и древнееврейском. Богатства стекают ся сюда отовсюду: золото из Африки, специи из Азии, зерно из Европы. В библиотеке халифа книг больше, чем у какого- либо европейского правителя. Китайская империя контролирует все азиатские моря. На своих великолепно оснащенных кораблях китайцы при возят специи в Европу для обмена на сельскохозяйственные и ремесленные товары. В середине XII века европейский ислам олицетворяет са мое могущественное государство мира. В Кордове, столицемусульманской империи, простирающейся от Андалузии до Ливии, собираются креативные элиты: банкиры, поэты, мудрецы, торговцы, начиная с Омара Хайяма и Ибн Геби- роля и заканчивая Моисеем Маймонидом и Аверроэсом. Мусульманские флотилии и армии сражаются с только что созданными войсками христианских монархов, отправля ющихся в крестовые походы, чтобы вернуть Святую землю и проложить торговый путь в Азию. В середине XII века Сиань — по-прежнему крупнейший город Азии. Париж — к тому времени самая густонаселенная европейская столица — не имеет никакой экономической и культурной власти. Наиболее влиятельным городом Ев ропы остается Кордова. В 1148 году ревнители веры, новые правители Кордовы, династия Альмохадов, пришедшие с юга Марокко, запре щают мусульманам изучать философию греков и изгоняют евреев и христиан из своей империи. В это же время на противоположном берегу Средиземного моря другие му сульманские правители отправляются отвоевывать Святую землю, оккупированную крестоносцами. Ислам триумфально шествует по Востоку, но не может распространяться дальше на Запад. Несмотря на свои науч ные достижения, мусульманская империя приходит в упадок, будучи не в состоянии следовать направлению, заданному торговым строем. Приходит в упадок и китайская империя. В мире происходят кардинальные изменения: две великие империи — китайская и мусульманская — выходят из игры, так как не способны соблюдать условия рыночного уклада. Индия, разделенная на множество процветающих княжеств, безразлична к остальному миру во всем, кроме разве что по купки предметов роскоши для принцев. У теснимой мусуль манским миром Византии больше нет ни сил, ни средств, чтобы стать центром торгового мира. стр. 41-48


В некоторых городах уже дышится свободнее: экономика и политика больше не подчиняются церковным и военным властям, к власти приходит новый класс торговцев и фи нансистов, для которых свобода и независимость превыше всего. Это сословие эксплуатирует рабов, крестьян, рабочих и ремесленников, а орудия труда являются средствами для получения власти. Новая элита вступает в союз с Церковью, становится меньше предубеждений против финансовых профессий. В то же время усиливаются церковные запреты в сексуальной области. стр. 49


От одного центра к другому В отличие от религиозного и военного укладов, в которых одновременно сосуществовали тысячи племен, королевств и империй, правили тысячи королей, поклонялись тысяче богов и говорили на тысяче разных языков, не обращая внимания на других или вступая с ними в войну, рыночный строй говорит на универсальном языке денег. Он молние носно формирует вокруг одного центра креативный класс (судовладельцы, промышленники, торговцы, инженеры, фи нансисты). Его представителям свойственна необыкновен ная страсть ко всему новому и открытиям. Экономический кризис или война приводят к тому, что центр перемещается в другой город. Рынок и демократия основаны на конкуренции, кото рая, в свою очередь, требует нововведений и выдвижения элит. Кроме того, капитал не может накапливаться в долгосрочной перспективе ни в фирме, ни в семье, по сути, недолговечных и ненадежных. Он накапливается в городе — сердце капитализма, который и поддерживает его жизнь. Конкуренция предполагает борьбу, поэтому в центре нужно поддерживать равновесие между рынком, демократией и силой. стр. 50-51


Шаг за шагом индустриализируется производство сель скохозяйственной продукции, а затем и ремесленной. Раб ство постепенно исчезает, ему на смену приходит наемный оплачиваемый труд. Производство энергии и информацион ный процесс автоматизируются. Из одного центра в другой переезжают инженеры, торговцы, банкиры, судовладельцы, военные, артисты, ученые. Независимые крестьяне, ремес ленники и рабочие превращаются в зависимых работников. Богатство сосредоточивается у ограниченного круга лиц. Больше всего прав у потребителей и горожан, работники попадают в ситуацию постоянно увеличивающегося от чуждения. По странной иронии движение от имперского строя к ры ночному сопровождается возвращением в кочевничество — от крестьянина к путешественнику. Кочевничество играло, играет и будет играть огромную роль в истории человече ства, по сути являясь фундаментом культуры — сегодня и особенно в будущем. стр. 52


сердцевинных» городов.


Брюгге, 1200-1350: первые шаги рыночного уклада


В конце XII века портовые города Фландрии и Тосканы, богатые плодородными землями, населены торговцами, имеющими корабли, а также мятежными рабами и крепост ными, изгнанными со своих земель. В этих поселениях, на ходящихся за пределами власти феодальной системы, нет правителя, который бы присваивал себе излишки. Крепост ные уже не являются единственной рабочей силой, а новый креативный класс — буржуазия — использует передовые технологии, позволяющие экономить усилия и максими зировать прибыль.
В находящихся по соседству деревнях появляется трех польный севооборот, конский хомут, водяные мельницы, механизируется процесс валяния, происходит индустриали зация продовольственного производства. Затем изобретают судовой руль, который крепится на ахтерштевене и позволя ет судам совершать маневры, еще немного позднее корабли оснащают пушками. Благодаря нововведениям эти городки, одновременно являющиеся портами, арсеналами и ярмарками, начинают лидировать в морской торговле. В регионах, которые они контролируют, деньги заменяют силу, наемные рабочие — крепостных, инвестирование — монументальное строи тельство, торговля — полицию. Развивается разделение труда, увеличивается производство сельскохозяйственной продукции, за счет чего цена на зерно, производимое в боль шом количестве, снижается. Все больше горожан могут позволить себе покупать зерно и шерстяные вещи разных цветов. Появляются первые ткацкие станки. У людей воз никает потребность в кредитовании. Небольшие еврейские общины, разбросанные по всему европейскому континенту, на протяжении 13 веков — единственные, кому вера позво ляла ссужать деньги под проценты, давали в долг принцам, торговцам и крестьянам в обмен на временное пристанище и создавали банковские системы. Смены сезонов уже недо статочно, чтобы задавать ритм городу. На дозорных башнях появляются колокола, до этого в течение шести веков ис пользовавшиеся исключительно для созыва верующих на молитву. У нового времени — новые хозяева. стр. 53-54


В начале XIV века Брюгге становится центром первой формы рыночного уклада — капитализма. Притом что это был небольшой город: в 1340 году на пике могущества он насчитывал не более 35 тысяч жителей. стр. 55


В Азии, где находятся основные богатства мира, продол жается имперская история: монгол Чингисхан, затем тюрк Тамерлан создают огромные империи, простирающиеся от берегов Тихого океана до предместий Вены. Они управляют с помощью силы и страха и представляют серьезную демо графическую и экономическую угрозу для остального мира. Европейцы готовятся к тому, что эти громадные армии вот- вот появятся на горизонте. Через какое-то время первая форма сдает свои позиции: нестабильная обстановка в Азии затрудняет и замедля ет торговлю на большом расстоянии. Изменение клима та (похолодание) отбивает у людей охоту путешествовать. В 1348 году от чумы, пришедшей в Европу из Турции через Средиземное море, вымирает треть европейского населения, торговое сообщение прекращается, порты Ганзейского союза и рынки Шампани опустошены. У Брюгге больше нет средств, чтобы поддерживать свой порт, который окончательно поглощает песок. В конце XIV века первое прекрасное «сердце» рыночного уклада медленно превращается в произведение искусства и уходит в историю. Еще на протяжении века город будет сохранять свое торговое значение на Севере Европы, но центр рыноч ного уклада переместится в другое место. В то время как Франция и Англия заняты разжиганием войны, которая продлится целые 100 лет, вокруг непримет ного итальянского города складывается вторая торговая форма и образуется новый центр — Венеция. стр. 55-56


Венеция, 1300-1500: завоевание Востока Как и Брюгге, Венеция — изолированный порт в окружении сельскохозяйственных территорий. Именно в недостатке заключается ее сила, на преодолении трудностей строится престиж, в дерзновении рождается роскошь. В то время Венеция — небольшое поселение на берегу Адриатического моря, идеально подходящее для перевозки серебра, месторождения которого обнаружили в Германии. стр. 56


В середине XIV века в Европе заканчивается смертонос ное шествие чумы, Брюгге окончательно приходит в упадок, а у европейцев вновь просыпается тяга к жизни и удоволь ствиям. Венеция становится «сердцем» рыночного уклада на целый век. Находясь под угрозой турецкого вторжения, город все же управляет торговлей между Европой и Вос током. стр. 57











Другие статьи в литературном дневнике: