***

Борис Голутвин: литературный дневник

Краткая история будущего / Жак Аттали: . — СПб.: Питер, 2014.— 288 с. ISBN 978-5-496-00750-4


Предисловие.
Ведь история подчиняется законам, понимая которые, можно предвидеть ее ход и управлять им. стр. 8


Если в ближайшем будущем ситуация не изменится, деньги покончат со всем, что может помешать их торжеству, включая сами государства, которые они постепенно уничтожат. Это касается и США. Американское сверхмогущество сойдет на нет, а миром будут управлять несколько региональных правительств. Рынок станет единым законом для всех, поро див неприкосновенную всемирную гиперимперию рыночных богатств и новых форм собственности, баснословных состо яний и крайней бедности. Природа будет нещадно эксплуа тироваться. Всё станет частным, включая армию, полицию и судебную власть. Человек превратится в артефакт для про изводства и продажи, а затем станет бесполезным и исчезнет. Если человечество, отшатнувшись от такого будущего, прервет глобализацию силой, наступит варварская эпоха, и мир погрязнет в разрушительных войнах, а государства, религиозные объединения, террористические группировки и пираты, используя новейшее оружие, будут истреблять друг друга. Такой ход событий я называю гиперконфликтом. Эта война может положить конец человечеству. Если, наконец, приостановить, но не прекратить гло бализацию, ограничить, но не уничтожить власть рынка, если демократия воцарится везде на планете, но при этом будет обладать реальной силой, если ограничить импер скую власть над миром — тогда может появиться новый свободный мир, в котором будут царствовать лояльность, ответственность и взаимное уважение. Такой мир я на зываю гипердемократией. В условиях гипердемократии появится единое мировое демократическое правительство и несколько региональных центров власти. Каждый человек с помощью новейших технологий сможет бесплатно поль зоваться всеми богатствами, жить в достатке, справедливо распоряжаться рыночными благами, сохранять продоволь ственные излишки, беречь окружающий мир и оставить его пригодным для жизни следующих поколений. В конце концов, вобрав в себя всю мудрость мира и поколений, мы начнем жить по-новому и созидать вместе. стр. 8-9.


Я верю в по беду гипердемократии к 2060 году. Это будет высшая форма организации человечества, конечное воплощение двигателя истории — свободы. стр. 9


Все начнется с демографического потрясения. Если не произойдет крупных катастроф, к 2050 году численность населения Земли приблизится к отметке в 9,2 млрд, что на 3 млрд больше, чем сегодня. Продолжительность жизни в раз витых странах приблизится к 100 годам, а показатель рож даемости застынет на пороговом уровне воспроизводства населения. Человечество будет стареть. Население Китая ста нет на 155,8 млн больше, чем сейчас, Индии — на 428,8 млн, Нигерии — на 104 млн, Бангладеш — на 65 млн, США — на 135 млн, Франции — на 6 млн, а Германии и России уменьшит ся — на 9 млн и 31 млн соответственно. Население планеты удвоится и на две трети будет жить в городах, вдвое вырастет количество потребляемой энергии и сельскохозяйственной продукции. Так же вдвое увеличится численность трудоспо собного населения, и более двух третей детей появятся на свет в двадцати самых бедных странах мира. стр. 12.


В начале XII века появляется рыночная демократия. Гео графический охват рыночных отношений расширяется: их центр сначала с Ближнего Востока перемещается к Среди земному морю, затем — к Северному морю, Атлантическому океану и в настоящее время — к Тихому океану. Вот девять центров рыночной демократии в хронологической после довательности, начиная с XII века и по сегодняшний день: Брюгге, Венеция, Антверпен, Генуя, Амстердам, Лондон, Бо стон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес. Нынешние Китай и страны Ближнего Востока являются активными участниками этой рыночной системы. стр. 14


мир на некоторое время станет полицентрическим, и им будут управлять десять ре гиональных правительств. Это второй этап будущего. Затем, к 2050 году, рынок, по своей сути безграничный, поглотит демократию, институционально ограниченную определенной территорией. Государственные образования ослабеют. Нанотехнологии позволят снизить потребление энергии. Произойдут изменения в сфере здравоохранения, образования, безопасности, суверенитета. Появятся новые средства наблюдения за человеком — для измерения соб ственных показателей здоровья и контроля над их отклоне нием от нормы. Каждый будет сам себе доктор, преподаватель и контролер. Экономика станет разумнее расходовать воду и энергию. Самоконтроль превратится в высшую форму сво боды, а страх несоответствия нормам будет ее ограничивать. Прозрачность и открытость информации станет обязатель ной: люди, скрывающие свое происхождение, социальное положение, состояние здоровья или уровень образования, априори будут вызывать подозрение. Продолжительность жизни увеличится, власть сосредоточится в руках пожилых людей, которые предпочтут жить в долг. Государства ослабе ют перед лицом корпораций и городов. Гиперкочевники будут управлять гиперимперией — открытой империей без четких границ и определенного центра. Это третий этап. Люди перестанут доверять друг другу. Корпорации не бу дет интересовать национальность. Бедные выйдут на рынок наряду с представителями других слоев населения. Законы заменят на контракты, судебную систему — на арбитраж, полицию — на наемников. Возникнут новые порядки. Пред ставления и спортивные состязания станут частью индустрии развлечений и будут транслироваться для жителей, практически не выходящих из дома. Остальные — инфрако чевники, представители беднейших слоев населения — будут скитаться на задворках в поисках пропитания. Управление миром перейдет в руки страховых компаний, устанавли вающих свои законы, которым должны будут подчиняться государства, корпорации и люди. Соблюдение этих законов будут контролировать частные силовые структуры. Ресурсы истощатся, и появится много роботов. Время, включая са мые интимные часы жизни, будет целиком подчинено целям рынка. В один прекрасный день каждый сможет заниматься самолечением, изготавливать себе протезы для разных ча стей тела, а затем и клонироваться. Человек превратится в артефакт, потребляющий артефакты, каннибала, пожира ющего себе подобных, жертву диких племен. Задолго до упадка американской империи и ухудшения климатических условий начнется невероятное количество войн из-за передела территорий: правительства, пираты, наемники, преступники, религиозные движения соберут ар мии, изобретут новые средства для наблюдения, устрашения и нападения, используя последние достижения электроники, генетики и нанотехнологий. В условиях гиперимперии все будут соперниками. Люди станут бороться за нефть и воду, за право занять или покинуть территорию, навязать свою веру или законы, подчинить других, уничтожить западные страны. В мире воцарится военная диктатура, сочетающая черты армии и полиции. Разгорится жесточайший гипер конфликт, который, возможно, положит конец человечеству. Однако вполне вероятно то, что к 2060 году, до того мо мента, когда человечество должно будет сгинуть под градом бомб, а американская империя, гиперимперия и гиперкон фликт исчерпают себя, новые альтруистические и универ салистские силы возьмут в свои руки власть над миром,находящимся в экологическом, этическом, экономическом, культурном и политическом кризисе. Эти силы восстанут против слежки, действующих правил и эгоизма. Постепенно на планете установится равновесие между рынком и демо кратией — гипердемократия. Новые мировые силы с по мощью передовых технологий организуют общественную жизнь, ограничат потребление товаров, искажения есте ственной жизни и расточение природных ресурсов. В обще стве воцарятся альтруизм и взаимная ответственность, люди получат доступ к знаниям. Станет возможным рождение универсального разума, который сможет соединить все со зидательные способности человечества и превзойти их. Сложится новый тип экономики — «отношенческий», в ус ловиях которого товары и услуги производятся без расчета на выгоду. Поначалу данная экономика будет конкурировать с рынком, а затем уничтожит его так же, как он несколько веков назад уничтожил феодализм. Рынок и демократия станут расплывчатыми понятиями из прошлого, отжившими свое явлениями, которые людям будущего станет так же трудно понять, как нам каннибализм и человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся в да лекие времена. * * * Все вышесказанное может показаться карикатурой, пре увеличением и своеволием, но цель этой книги — убедить вас, что это не так. И дело не в том, что я хочу видеть такое будущее. Данная книга написана для того, чтобы наше буду щее не стало похоже на то, чего я так опасаюсь, и чтобы мы уже сегодня задумались об альтернативах. стр. 15-17


Глава 1. Очень долгая история.
На протяжении всей истории бок о бок существовали три власти: религиозная, которая определяла время для молитв и сельскохозяйственных работ, а также доступ к загробной жизни; военная, отвечавшая за организацию охоты, оборо ны и ведение войны; рыночная, которая занималась произ водством, финансированием и коммерциализацией плодов человеческого труда. Каждая из этих трех сил подчиняла себе время с помощью инструментов для его измерения: астрономическими обсерваториями, песочными часами и таймером. стр. 20


Всю историю человечества можно представить как последо вательность трех видов политического строя: ритуальный строй, в котором власть носит сущностно религиозный характер; имперский строй, где власть осуществляется за счет военной мощи; рыночный строй, при котором власть принадлежит группе лиц, контролирующих экономику. За ветная цель каждого строя — религия, территория и инди видуализм соответственно.
Когда законность старой власти ставится под сомнение, устанавливается новый порядок с новым распределением правящих сил, новыми ценностями и методами распределе ния избыточного продукта, а также соотношением геополи тических сил: хозяин превращается в раба, солдат заменяет священника, торговец — солдата. стр. 21


Перед вами история трех общественных систем, начиная с античных времен, от их рождения до упадка. Зная дей ствующие закономерности, на основе фактов, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными, можно вывести законы истории. И уже их использовать для составления прогнозов на будущее.


Кочевничество, каннибализм и сексуальность.
Чтобы вывести законы истории, нужно абстрагироваться от того, что мы знаем о человечестве. Это позволит по нять простую вещь: людьми всегда движет одна и та же сила — стремление к постепенному освобождению от любых ограничений.


В итоге выживают приматы, лучше приспособленные к активным передвижениям, развиваются не затрудняющие перемещения охота и собирательство. стр. 22


Питаться самой жизнью, чтобы не умереть, — хороший урок для современности. стр. 25


Время империй Шесть тысяч лет назад поселения и племена, занимающие большие территории, начинают объединяться в царства. Сакральное отступает перед силой, жрец — перед воином. Люди обязаны нести трудовую повинность, главная цель — собрать как можно больший урожай. Вещи теряют инди видуальность, превращаясь в артефакты, которыми можно просто обмениваться. Порабощение большинства — не пременное условие для свободы меньшинства. Правитель царства — это и государь, и военачальник, и жрец, и повели тель времени и силы, Человекобог. Он единственный может быть захоронен в именной могиле, других предают земле без каких-либо отличий. С появлением правителя возникает по нятие личности, с появлением власти и диктатуры человек начинает мечтать о свободе. стр. 31


В это же время в Египте первый западный правитель, оставивший свой след в истории, — Менее — объединяет царства Верхнего и Нижнего Египта и приказывает строить памятники в свою честь. Индоевропейцы и тюрки образу ют цивилизации в Северной Индии и Месопотамии; тюрки и монголы возводят города-государства в Месопотамии (Ур, Шумер, Ниневия, Вавилон). Изобретение клинописи позволяет им оставить сведения об одной из первых кос могоний — Эпос о Гильгамеше, представляющий собой размышление о желаниях как о двигателе истории. Он стал основой для большинства священных текстов данного ре гиона. В Индии примерно в это же время появляются Упа нишады — поэтическое выражение нового взгляда на мир и новой этики отказа от желаний. Так формируются две космогонии. В 2400 году до н. э. в Египте по приказу фараона Хеопса строится пирамида, которая по сей день носит его имя. Арийцы, монголы, индоевропейцы (скифы, затем — сарма ты) и тюрки (хунну и хазары) строят (на Средиземном море, в Китае, Сибири, Центральной Азии и Северной Индии) города с дворцами, домами и крепостями, наполненные про изведениями искусства, оружием, украшениями и живущие согласно ритуальным церемониям, управляемые бюрокра тическим аппаратом. Схема та же — сильнейший контроли рует распределение продуктовых излишков. В Китае, к тому времени самом заселенном и активном торговом регионе планеты, возникает металлургия, китайские мастера делают декоративные черепаховые панцири с иероглифически ми надписями. Под влиянием философии пяти элементов и гексаграмм из Книги Перемен зарождаются категории инь и ян. В письменных источниках того времени упоминается Желтый император — легендарный правитель и мифический персонаж, основоположник династии Ся. стр. 32


В 1792 году до н. э. Хаммурапи оставляет после себя свод законов — незадолго до того, как хетты вторглись в Вавилон. В Китае устанавливается династия Шан, под чьей властью возводятся дворцы и городские стены, из готавливаются изделия из бронзы, ритуальные сосуды и гадательные черепаховые панцири с иероглифцческими надписями. Индоевропейцы (тохары) дали Китаю боевые колесницы, обеспечив его техническое превосходство над всей Центральной Азией. В 1674 году до н. э. Египет прихо дит в упадок под натиском гиксосов — воинственных ази атских племен, обладавших колесницами, запрягавшимися лошадьми. Они вторглись в Нижний Египет и основали новую династию фараонов. стр. 33


Глава 2. Краткая история капитализма.
В XII веке до н. э. на берегу Средиземного моря среди существующих империй зарождаются первые островки рынка и демократии. Спустя две тысячи лет они оформятся в рыночный строй. стр. 36


Греко-иудейский идеал: новый и прекрасный По легенде, в 1400 году до н. э. Кносс исчезает под нати ском микенцев. Господствовавшая до сих пор циклическая картина мира была перевернута изобретательными среди земноморцами — греками, финикийцами, евреями. Они разделяют увлечение прогрессом, метафизикой, движением, всем новым и прекрасным. Чтобы противостоять соседям, греки в корне изменяют конструкцию водных судов, вооружение, гончарное про изводство. Меняется и их космогония. Финикийцы, на селяющие Сирию на берегу Средиземного моря, в целях улучшения торговли с соседями изобретают первый алфа вит, с помощью которого можно транскрибировать другие языки. В это же время племя пастухов, называвшее себя евреями, покидает Месопотамию и отправляется на землю обетованную Ханаан, уготованную для них их Богом, еди ным и универсальным. Для этих народов человеческая жизнь превыше всего, все люди равны (за исключением рабов и иноземцев), бед ность — несчастье, а окружающий мир непременно нужно покорить, обустроить и улучшить в ожидании пришествия Спасителя, который должен изменить существующий по рядок вещей. Впервые будущее человечества представля ется в лучшем свете, по сравнению с прошлым. Впервыематериальные блага рассматриваются как способ прибли зиться к божественному. Так зарождается идеал рыночного строя — греко-иудейский идеал, впоследствии ставший эта лоном для западного мира. Он существует до сих пор. В 1200 году до н. э. финикийцы основывают Тир, Сидон, Утику, Кадис. Евреи уходят из Ханаана в Египет. В Пело поннесе и Аттике два пришедших из Азии народа (дорийцы и ионийцы) строят несколько городов. Среди них Спарта — сельскохозяйственный город, в котором трудится много рабов-иностранцев, и Афины — небольшой торговый порт на берегу моря. Спартанцы — оседлые крестьяне — превра щаются в военный народ, опасаясь восстания своих рабов, а афиняне — мудрецы, торговцы и моряки — строят огром ный флот, обороняясь от соседей. стр. 37-38


В 1200 году до н. э. израильские племена, возвратив шись на свою землю из Египта, начинают выбирать судей. В 1000 году до н. э., чтобы противостоять филистимлянам, они отказываются от этого и устанавливают монархию Са ула, Давида, а затем — Соломона, которая впоследствии (в 931 году) раскалывается на два царства. Афинские торговцы решают закрепить права на близле жащие земли и, преследуя свои интересы, становятся пра отцами демократии и денег. Демократия ниспровергает династические империи. За деньги можно купить любую вещь. Демократия и деньги лишают власти жрецов и воинов — она переходит в рукиторговцев. А вот рабы нужны при любом общественном укладе, поэтому они будут играть немаловажную роль еще на протяжении длительного времени. Греко-иудейский идеал гласит: свобода — конечная цель, соблюдение морального кодекса — условие выживания, богатство — дар небес, бедность — зло. Индивидуальная свобода и торговый строй неотделимы друг от друга, они идут нога в ногу вплоть до наших дней. К 850 году до н. э. финикийцы дорабатывают свой ал фавит, который мы используем до сих пор. Арамейские племена поселяются в Сирии, в то время как- совсем рядом, в Израильском царстве, проповедуют пророки Амос, Исайя и Осия. стр. 38-39


Месопотамия — место непрекращающихся сражений и движения народных масс: в 722 году до н. э. ассирийцы под предводительством царя Саргона захватывают Сама рию и выдворяют израильский народ в Ассирию, после чего в 630 году до н. э. сами окажутся изгнаны мидийцами, а из раильтяне вернутся на свои земли. В следующие два века происходит много важных собы тий: отзвуки многих из них будут слышны еще долгое время и определят принципы индивидуализма. В 594 году до н. э. Солон издает в Афинах первую в истории демократическую конституцию. В 585 году до н. э. вавилонский царь Навухо доносор разрушает Иерусалим и переселяет евреев, на сейраз — в Вавилон. В 538 году до н. э. с гор спускаются новые племена — персы под предводительством царя Кира, кото рые устремляются к плодородным землям Месопотамии. Они захватывают Вавилон и переселяют евреев обратно в Израиль, потом завоевывают всю территорию от Месопо тамии до Египта, положив в 525 году до н. э. конец истории двухтысячелетнего египетского царства. В это же время китайский мудрец Лао-Цзы заявляет, что счастье заключа ется в бездействии и что настоящая свобода — возможность не зависеть от своих желаний. Богатый индийский принц Гаутама отказывается от собственного титула и становится просветленным — Буддой, вдыхая новую жизнь в древнее учение — индуизм. Позже в Китае Конфуций объясняет, что счастье заключается в том, чтобы соблюдать приличия, уважать семью, традиции, иерархию и предков. Настает переломный момент, последствия которого мы ощущаем до сих пор и будем ощущать еще очень долго: Азия хочет освободить человека от его желаний, в то время как Запад — наделить человека свободой для их исполнения. Восток рассматривает мир как иллюзию, а Запад считает его единственным местом, где можно творить и быть счастли вым. Восток верит в переселение душ, Запад — в их спасение. В 510 году до н. э. Рим становится республикой свобод ных граждан, а крошечные Афины, ко всеобщему удивле нию, дают отпор бесчисленному войску персидской импе рии, которое поочередно завоевывает все греческие города Передней Азии. Афины при помощи спартанцев обращают в бегство персидское войско: царь Дарий, почитатель ве ликого греческого философа Гераклита, разбит в битве при Марафоне в 490 году до н. э.; десять лет спустя его наслед ник Ксеркс терпит поражение в битве у острова Саламин. В первый раз, но не в последний один город противостоит целой империи. стр. 39-40






Другие статьи в литературном дневнике: