***

Борис Голутвин: литературный дневник

Специальное послание Конгрессу по вопросам образования.
29 января 1963 года
Конгрессу Соединенных Штатов Америки:


Образование - это краеугольный камень в арке свободы и прогресса. Ничто так не способствовало увеличению силы и возможностей этой нации, как наша традиционная система бесплатного, всеобщего начального и среднего образования в сочетании с широкой доступностью высшего образования.


Для человека двери школы, библиотеки и колледжа ведут к самым богатым сокровищам нашего открытого общества: к силе знаний, к обучению и навыкам, необходимым для продуктивной занятости, к мудрости, идеалам и культуре, которые обогащают жизнь, и к творческому, самодисциплинированному пониманию общества, необходимому для хорошей гражданской позиции в сегодняшнем меняющемся и сложном мире.


Для нации повышение качества и доступности образования является жизненно важным как для нашей национальной безопасности, так и для нашего внутреннего благополучия. Свободная нация не может подняться выше, чем стандарт совершенства, установленный в ее школах и колледжах. Невежество и неграмотность, неквалифицированные рабочие и бросившие школу - эти и другие недостатки нашей системы образования порождают недостатки нашей социальной и экономической системы: правонарушения, безработицу, хроническую зависимость, растрату человеческих ресурсов, потерю производительной силы и покупательной способности, увеличение пособий, поддерживаемых налогами. Потеря дохода всего за один год из-за безработицы превышает общую стоимость двенадцати лет обучения в средней школе. Таким образом, неспособность повысить эффективность образования - это не только плохая социальная политика, но и плохая экономика.


На рубеже веков только 10 процентов взрослого населения нашей страны имели среднее или высшее образование. Сегодня такое образование стало обязательным условием для получения все большего числа рабочих мест. Тем не менее, почти 40 процентов наших молодых людей бросают школу, не закончив ее; только 43 процента наших взрослых закончили среднюю школу; только 8 процентов наших взрослых закончили колледж; и только 16 процентов наших молодых людей в настоящее время заканчивают колледж. Как сообщил мой Консультативный комитет по науке, одним из самых серьезных дефицитов рабочей силы является нехватка докторов наук в области инженерии, естественных наук и математики; только половина одного процента нашего поколения школьного возраста получает степень доктора наук во всех областях.


Наша страна стремится к увеличению инвестиций в экономический рост, и недавние исследования показали, что одной из самых выгодных таких инвестиций является образование, на которое в последние годы приходится около 40 процентов роста и производительности страны. Это инвестиции, которые приносят существенную отдачу в виде более высокой заработной платы и покупательной способности обученных работников, в виде новых продуктов и технологий, создаваемых квалифицированными умами, и в виде постоянного расширения хранилища полезных знаний нашей страны.


В новую эпоху науки и космоса улучшение образования необходимо для того, чтобы придать новый смысл нашей национальной цели и силе. За последние 20 лет человечество получило больше научной информации, чем за всю предыдущую историю. Девяносто процентов всех когда-либо живших ученых живы и работают сегодня. Огромные пространства неизвестного исследуются каждый день в военных, медицинских, коммерческих и других целях. И наконец, извилистый ход холодной войны требует наличия граждан, которые понимают наши принципы и проблемы. Для этого нужна квалифицированная рабочая сила и мозговая мощь, чтобы сравниться с силой тоталитарной дисциплины. Для этого нужны научные усилия, демонстрирующие превосходство свободы. И для этого необходим электорат в каждом штате с достаточно широким кругозором и достаточной зрелостью суждений, чтобы безопасно провести нацию через все, что ждет ее впереди.
Одним словом, с любой точки зрения, образование имеет первостепенное значение как для национальных интересов, так и для каждого человека. Сегодня нам необходим новый стандарт совершенства в образовании, сочетающийся с максимально полным доступом к образовательным возможностям, позволяющим каждому гражданину развивать свои таланты в максимально возможной степени.


Наша забота как нации о будущем наших детей - и растущие требования современного образования, которые лучше всего может удовлетворить федеральное финансирование - делают необходимым расширение федеральной помощи образованию за пределы существующего ограниченного числа специальных программ. Мы больше не можем позволить себе роскошь бесконечных дебатов по всем сложным и деликатным вопросам, поднимаемым каждым новым предложением о федеральном участии в образовании. Безусловно, все это трудные проблемы - но наша страна достигла своего нынешнего лидерства не за счет избегания трудных проблем. Мы находимся на том этапе истории, когда мы должны столкнуться с этими проблемами и решить их.


Государственные и местные органы власти и частные институты, чутко реагирующие на индивидуальные и местные обстоятельства, замечательно служат и более масштабным национальным целям. Они написали замечательный отчет о свободе мысли и независимости суждений; и в последние годы они выделяют резко возросшие ресурсы на образование. Общий объем национальных расходов на образование почти утроился в 1940-х годах и более чем удвоился в 1950-х годах, достигнув в 1960 году уровня почти 25 миллиардов долларов. В пропорции к национальному доходу это означает рост с чуть более 4 процентов в 1940 году до почти 6 процентов в 1960 году, что соответствует увеличению общих усилий более чем на 40 процентов.
Но всего этого оказалось недостаточно. И федеральное правительство - несмотря на растущее признание образования как общенациональной проблемы, и несмотря на растущие финансовые трудности, с которыми сталкиваются штаты, общины и частные учреждения, неся это бремя - явно не выполнило свои обязанности в сфере образования. Оно не предложило достаточной помощи нашей нынешней системе образования, чтобы справиться с ее неадекватностью и преодолеть ее препятствия.


Я не говорю, что федеральное правительство должно взять на себя ответственность за образование. Это нежелательно и неосуществимо. Вместо этого его участие должно быть избирательным, стимулирующим и, по возможности, переходным.


Столетний опыт работы колледжей, предоставляющих гранты, показал, что федеральное финансовое участие может способствовать прогрессу и росту образования без федерального контроля. В последнее десятилетие опыт работы с Национальным научным фондом, с Актом об образовании в области национальной обороны и с программами помощи школьным округам, находящимся под федеральным влиянием, показал, что федеральная поддержка может принести пользу образованию, не приводя к федеральному контролю. Федеральная роль заключается в определении национальных целей в области образования и в оказании помощи местным властям, властям штатов и частным структурам в строительстве дорог, необходимых для достижения этих целей. Федеральная помощь позволит нашим школам, колледжам и университетам быть более стабильными в финансовом отношении и, следовательно, более независимыми.


Эти цели включают следующее:
--Во-первых, мы должны повысить качество обучения во всех наших школах и колледжах. Мы должны стимулировать интерес к обучению, чтобы уменьшить тревожное число учащихся, которые бросают школу или не продолжают обучение на более высоких уровнях. Для этого необходимо больше и лучше учителей - учителей, которых можно привлечь и удержать в школах и колледжах только в том случае, если уровень оплаты труда будет более адекватно отражать стоимость предоставляемых ими услуг. Это также требует, чтобы наши учителя и преподаватели были оснащены наилучшими учебными материалами и программами. Они должны иметь в своем распоряжении методы обучения, проверенные тщательными научными исследованиями процесса обучения и тщательными экспериментами.


--Во-вторых, наша система образования сталкивается с серьезной проблемой количества - удовлетворения потребностей нашего растущего населения и растущих образовательных ожиданий для наших детей, которые все мы разделяем как родители. В 1962 году в наших школах и колледжах обучалось почти 50 миллионов человек - более чем на 50% больше, чем в 1950 году. К 1970 году число учащихся в колледжах почти удвоится, а число учащихся в средних школах увеличится на 50% - категории, в которых стоимость образования, включая оборудование, в несколько раз выше, чем в начальных школах.


--В-третьих, мы должны уделить особое внимание расширению возможностей и стимулов для всех американцев развивать свои таланты в максимальной степени - завершить образование и продолжать саморазвитие на протяжении всей жизни. Это означает предотвращение отсева учащихся из школ, улучшение и расширение специальных образовательных услуг, обеспечение лучшего образования в трущобах, бедствующих и сельских районах, где уровень образования учащихся намного ниже нормы. Это означает расширение возможностей для желающих и интеллектуально способных учащихся продвигать свое образование на уровне колледжа и аспирантуры. Это означает повышенное внимание к профессионально-техническому образованию, которое долгое время было недостаточно развито как по эффективности, так и по масштабам, в ущерб нашим рабочим и нашему технологическому прогрессу.


В поддержку этих трех основных целей я предлагаю сегодня комплексную, сбалансированную программу по увеличению инвестиций федерального правительства в образование своих граждан - программу, направленную на расширение образовательных возможностей потенциально каждого американского гражданина, независимо от возраста, расы, религии, дохода и уровня образования.


Эта программа была сформирована для достижения наших целей на основе трех основополагающих принципов:


A. Оценка всего спектра образовательных проблем, рассматривая образовательные возможности как непрерывный процесс на протяжении всей жизни, начиная с дошкольной подготовки и заканчивая начальной и средней школой, колледжем, высшим образованием, профессиональным образованием, профессиональной подготовкой и переподготовкой взрослых, а также такими общинными образовательными ресурсами, как публичная библиотека;


B. Избирательное применение федеральной помощи, направленное на укрепление, а не ослабление независимости существующих школьных систем и направленное на решение наших самых насущных проблем и задач в области образования, включая повышение качества, подготовку учителей, особые проблемы трущоб, депрессивных и сельских районов, нуждающихся учащихся, нехватку кадров в таких областях, как наука и инженерное дело, а также нехватку учебных заведений; и


C. Более эффективное применение существующих законов, как это отражено в моих недавних рекомендациях по бюджету.


Для того чтобы можно было рассмотреть весь спектр образовательных потребностей в целом, я передаю в Конгресс вместе с этим посланием единый, всеобъемлющий законопроект об образовании - Акт об улучшении национального образования 1963 года. Ибо образование не может быть легко или разумно разделено на отдельные части. Каждая часть связана с другой. Колледжи зависят от работы школ; школы зависят от колледжей в плане преподавателей; профессионально-техническое образование не отделено от общего образования. Этот законопроект напоминает о позиции Джефферсона: "Никто не может сомневаться в моем рвении к общему образованию народа. Я никогда не предлагал жертвовать начальным образованием ради высшего". Давайте будем неуклонно следить за всей системой".


Для того, чтобы его полное отношение к экономическому росту, к новому веку науки, к национальной безопасности, к человеческой и институциональной свободе могло быть проанализировано в надлежащей перспективе, этот законопроект следует рассматривать в целом, как сочетание элементов, предназначенных для решения проблем, которые не имеют единого решения.


Это не партийная мера - и она не включает и не отвергает все те черты, которых давно добивались различные образовательные группы и организации. Это попытка запустить разумную и сбалансированную программу, опирающуюся на усилия многих прошлых Конгрессов и предложения многих членов обеих палат и обеих политических партий. Это исключительно образовательная программа, не пытающаяся решить все другие сложные внутренние проблемы. Она явно реалистична с точки зрения стоимости - и она явно необходима для роста и безопасности этой страны.


I. РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ


В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ


Наша нынешняя американская система образования была основана на принципе, что возможность получить образование в этой стране должна быть доступна для всех - а не только для тех, кто способен платить. В прошлом это означало бесплатные государственные начальные и средние школы в каждой общине, затем колледжи Лэнд Грант, государственные и муниципальные колледжи, профессиональное образование, а в последнее время - переквалификацию рабочих мест и специализированных преподавателей для студентов с особыми образовательными проблемами.


Теперь настоящая приливная волна студентов неумолимо надвигается на наши высшие учебные заведения, где ежегодные расходы на одного студента в несколько раз превышают стоимость обучения в средней школе, и где эти расходы должны нести в значительной степени сам студент или его родители. Пять лет назад выпускной класс средних школ составлял 1,5 миллиона человек; через пять лет их будет 2,5 миллиона. Будущее этих молодых людей и всей страны в значительной степени зависит от их доступа к высшему и послевузовскому образованию. Ибо эта страна оставляет свои высшие почести только для одного вида аристократии - той, которую отцы-основатели называли "аристократией достижений, возникающей из демократии возможностей".
Более половины родителей, имеющих детей школьного возраста, ожидают, что они будут учиться в колледже. Но только одна треть поступает. Около 40% поступивших в колледж не оканчивают его, и лишь небольшое число продолжает обучение в аспирантуре и профессиональной школе. Отсутствие адекватной помощи студентам играет большую роль в этой тревожной ситуации.


Федеральная помощь студентам колледжей не является чем-то новым. С 1944 года более 3 миллионов ветеранов Второй мировой войны и Корейского конфликта получили 6 миллиардов долларов из федеральных фондов, чтобы помочь им учиться в колледже.


Кроме того, программа кредитования студентов колледжей в рамках Закона о национальном оборонном образовании помогла более чем 300 000 студентов в более чем 1500 учебных заведениях, которые взяли в долг почти 220 миллионов долларов. За 4 года работы программы неплатежи составили всего 700 долларов, а уровень погашения кредитов более чем в два раза превышает требования закона.


Но какой бы эффективной ни была эта программа, она не выполнила свою первоначальную цель - гарантировать, что "ни один способный студент не будет лишен возможности получить высшее образование из-за финансовой нужды". Институциональный потолок федерального взноса в размере 250 000 долларов в год ограничивает кредитные средства по крайней мере в 98 из ныне участвующих в программе учебных заведений. Установленный законом ежегодный потолок федеральных ассигнований в размере 190 миллионов долларов ограничивает размер программы. В результате, помощь получают лишь около 5 процентов студентов, обучающихся в колледжах-участниках. Кроме того, возможность прощения долга для преподавателей становится менее привлекательной и менее значимой, поскольку из программы исключаются те, кто продолжает преподавать в колледжах, частных школах или на военных постах за рубежом. Эта проверенная программа должна быть расширена и усилена.


Необходимы и другие виды помощи. Для студентов, которые не могут соответствовать финансовым критериям программы кредитования NDEA, программа страхования кредитов - опираясь на методы, хорошо зарекомендовавшие себя в FHA и других федеральных программах - будет стимулировать банки и другие учреждения предоставлять больше кредитов на образовательные цели.


Более того, многие студенты из семей с ограниченным доходом не могут и не должны нести тяжелое бремя долгов. Во время учебы в колледже они должны в основном полагаться на доход от работы. Для таких студентов федеральное правительство должно - как оно это делало во времена Национальной администрации по делам молодежи - помочь колледжам предоставить дополнительные возможности для работы студентов образовательного характера.


Серьезным препятствием для увеличения числа выпускников является отсутствие адекватной финансовой помощи для студентов выпускных курсов. Только 1 500 стипендий ежегодно выделяется в рамках программы National Defense Education Act, от которой зависит срочное увеличение числа преподавателей колледжей и аспирантов, изучающих другие дисциплины, необходимые для развития и безопасности страны. Национальный научный фонд имеет широкие полномочия по предоставлению стипендий и учебных грантов, но его программа также была ограничена из-за ограниченных ассигнований. Консультативный комитет по науке при президенте предсказал, что резко возрастающий спрос на инженеров, математиков и ученых-физиков потребует увеличения выпуска докторов наук только в этих областях в 2,5 раза, до 7 500 ежегодно к 1970 году, а также значительного увеличения числа ежегодно присуждаемых степеней магистра. Во всех областях потребность в докторантах превышает их предложение. Особенно остро нехватка ощущается в сфере преподавания в колледжах, где при нынешних темпах к 1970 году стране будет не хватать 90 000 обладателей докторских степеней. Очевидно, что национальным интересам противоречит ситуация, когда число аспирантов ограничивается финансовыми возможностями тех, кто способен и заинтересован в получении высших степеней. Программы стипендий могут облегчить финансовое бремя и, что наиболее важно, стимулировать и поощрять более полную реализацию и использование наших человеческих ресурсов.


Благосостояние и безопасность нации требуют, чтобы мы увеличили наши инвестиции в финансовую помощь студентам колледжей как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры. В соответствии с нынешними потребностями и нашими традициями максимальной самопомощи, я рекомендую Конгрессу принять законодательство, чтобы:


I. Продлить программу студенческих займов, предусмотренную Законом о национальном оборонном образовании, либерализовать льготы по возврату займов для преподавателей, повысить потолок общего объема ассигнований и устранить ограничение на суммы, доступные отдельным учебным заведениям.


2. Уполномочить новую дополнительную программу федерального страхования коммерческих кредитов, предоставляемых банками и другими учреждениями студентам колледжей на образовательные цели.


3. Учредить новую программу трудового обучения для нуждающихся студентов колледжей, неспособных нести слишком тяжелое бремя кредитов, предоставляя до половины заработной платы студентам, нанятым колледжами на работу образовательного характера, например, в качестве ассистентов лаборантов, библиотекарей или научных сотрудников.


4. Увеличить количество стипендий, предоставляемых Управлением образования в рамках Закона о национальном оборонном образовании, с 1 500 до 12 000, включая стипендии на летнюю сессию.


5. Уполномочить проведение тщательного исследования и оценки потребности в стипендиях или дополнительной финансовой помощи студентам бакалавриата, с тем чтобы любые дальнейшие действия, необходимые в этой области, могли быть рассмотрены следующим Конгрессом.


6. Кроме того, как часть этой программы по увеличению финансовой помощи студентам, рекомендации по бюджету Национального научного фонда на 1964 год, которые уже находятся на рассмотрении Конгресса, включают предлагаемое увеличение на 835 миллионов для увеличения количества стипендий и новых грантов на обучение для аспирантов с 2 800 в 1963 году до 8 %о в 1964 финансовом году.


II. РАСШИРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Помощь студентам будет бесполезной, если не будет хватать аудиторий. Давно предсказанный кризис в сфере высшего образования уже наступил. В течение следующих 15 лет, даже без дополнительной помощи студентам, число учащихся в колледжах будет увеличиваться в среднем на 340 000 человек в год. Если мы хотим принять более 7 миллионов студентов колледжей к 1970 году - удвоение в течение десятилетия - потребуется 23 миллиарда долларов на строительство новых зданий, что более чем в 3 раза превышает количество, построенное за предыдущее десятилетие. Это означает, что если мы не хотим лишить нашу молодежь возможности получить высшее образование, американские колледжи и университеты должны расширять свои учебные помещения гораздо быстрее, чем это позволяют их нынешние ресурсы.


Во многих колледжах студенты, имеющие современные общежития и жилые помещения - благодаря Закону о жилье в колледжах - теснятся в устаревших, переполненных аудиториях, лабораториях и библиотеках. Даже сейчас уже слишком поздно предоставлять эти помещения, чтобы соответствовать резкому увеличению числа учащихся в колледжах, ожидаемому в течение следующих двух лет. Дальнейшее промедление усугубит и без того критическую ситуацию.


Поэтому я рекомендую как можно скорее принять программу по предоставлению кредитов государственным и некоммерческим частным высшим учебным заведениям для строительства остро необходимых учебных помещений.


Сотни тысяч молодых людей серьезно ограничены в возможности получить высшее образование, поскольку в их родном районе нет колледжа. Исследования показывают, что вероятность поступления в колледж у выпускника средней школы, который живет в пределах 20-25 миль от колледжа, на 50 процентов выше, чем у студента, живущего за пределами расстояния до колледжа. Отсутствие колледжей во многих населенных пунктах приводит к тому, что некоторые из наших наиболее перспективных молодых талантов, к сожалению, теряются. Эффективным методом решения этой конкретной проблемы является создание двухгодичных общественных колледжей - программа, которая должна быть предпринята без промедления и которая потребует федеральной помощи для строительства соответствующих объектов.


Поэтому я рекомендую программу грантов штатам на строительство государственных общественных младших колледжей.


Существует особенно острая необходимость в подготовке на уровне колледжа технических специалистов для помощи ученым, инженерам и врачам. Хотя в идеале на одного ученого или инженера должно приходиться 2-3 техника, наши учебные заведения сегодня не выпускают даже одного техника на каждых трех выпускников научных и инженерных специальностей. Эта нехватка приводит к неэффективному использованию профессиональной рабочей силы - занятию крайне необходимого времени и таланта для выполнения задач, которые могли бы выполнить другие - расточительство, которое нельзя терпеть, когда потребность страны в ученых, инженерах и врачах продолжает расти. Если не уделить внимание этому вопросу, то это будет препятствовать достижению целей программ подготовки выпускников и аспирантов, упомянутых ниже.


Поэтому я рекомендую программу грантов для помощи государственным и частным некоммерческим учреждениям в подготовке научных, инженерных и медицинских техников по двухгодичным программам на уровне колледжа, покрывая до 50% стоимости строительства и оснащения, а также эксплуатации необходимых учебных помещений.


Особую актуальность имеет расширение возможностей для подготовки инженеров, ученых и математиков. Консультативный комитет по науке при президенте недавно сообщил, что беспрецедентное ускорение в получении продвинутых степеней немедленно необходимо для увеличения нашего национального потенциала в этих областях. Необходимы дополнительные помещения, более многочисленные факультеты и новые институты. Поэтому я рекомендовал в предлагаемом бюджете на 1964 год, который уже находится на рассмотрении Конгресса, усилить программу грантов Национального научного фонда для высших учебных заведений с целью расширения и улучшения научного оборудования для аспирантов и студентов.


Поскольку сегодня в колледжах и университетах наблюдается тенденция к сокращению лекций и увеличению самостоятельного обучения, библиотека колледжа и университета становится еще более важной в жизни наших студентов. Сегодня, как сообщает Американская библиотечная ассоциация, почти все библиотеки колледжей остро нуждаются в дополнительных книгах, периодических изданиях, научных отчетах и подобных материалах, чтобы удовлетворить растущее число студентов и преподавателей. Кроме того, им нужны здания, оборудование и публикации, чтобы обслуживать свои академические сообщества, как государственные, так и частные.


Я рекомендую разрешить выделение федеральных грантов высшим учебным заведениям на приобретение библиотечных материалов и строительство библиотек на широкой географической основе, отдавая приоритет тем из них, которые наиболее остро нуждаются в расширении и улучшении.


Расширение высококачественного высшего образования и исследований во всех областях необходимо для национальной безопасности и экономического роста. Средства увеличения предложения высококвалифицированных профессиональных кадров для удовлетворения быстро растущих потребностей преподавания, промышленности, правительства и исследований заслуживают нашего интереса и поддержки.


Нам нужно гораздо больше центров подготовки выпускников, и они должны быть лучше распределены географически. Три четверти всех докторских степеней присуждаются горсткой университетов, расположенных в двух штатах. Остальные штаты с половиной нашего населения производят только одну четвертую часть докторов наук.


Новые отрасли промышленности все больше тяготеют к сильным учебным и исследовательским центрам или внедряют в них инновации. Вполне возможно, что бедствующим регионом будущего станет тот, в котором отсутствуют центры последипломного образования и исследований. В национальных интересах поощрять создание этих критически необходимых центров передового обучения, особенно в тех регионах страны, где их сейчас нет.


Я рекомендую ввести в действие федеральную программу грантов, управляемую Министерством здравоохранения, образования и социального обеспечения, для развития и расширения новых центров последипломного образования. Я также призываю выделить увеличенные средства, запрошенные в моем бюджете на 1964 год, на расширение программы Национального научного фонда по грантам на развитие науки, что также будет способствовать укреплению аспирантуры.


Наш опыт в рамках Закона об образовании для национальной обороны в отношении современных языковых и территориальных центров показал, что федеральная помощь может стимулировать развитие интеллектуальных талантов. Они заслуживают нашей постоянной поддержки, с гарантией того, что ресурсы будут доступны для упорядоченного расширения в соответствии с наличием преподавательских талантов.


Я рекомендую продлить и расширить существующую программу по современному иностранному языку для государственных и частных высших учебных заведений.


III. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Основным источником знаний являются исследования. Промышленность уже давно осознала эту истину. Здравоохранение и сельское хозяйство доказали ценность систематических исследований и разработок. Но исследования в области образования были поразительно скудными и часто игнорировались. В настоящее время на такие исследования выделяется лишь доля одного процента от общих расходов страны на образование. Ужасно, что так мало известно об уровне эффективности, сравнительной ценности альтернативных инвестиций и специализированных проблемах нашей системы образования - и что она отстает, иногда на целых двадцать или даже пятьдесят лет, в использовании результатов исследований и движении в ногу с человеческими знаниями во всех областях, включая само образование.


Наивысший приоритет должен быть отдан укреплению наших исследовательских усилий в области образования, включая значительное расширение программ по улучшению содержания курсов, которые правительство поддерживает, особенно через Национальный научный фонд. Необходимо предпринять два взаимосвязанных действия:


1. Я рекомендовал ассигнования в бюджете на 1964 год для существенного расширения программы Национального научного фонда по материалам курсов естественных наук и математики и программы образовательных исследований Управления образования.


2. Я рекомендую принять закон о расширении Закона о совместных исследованиях, чтобы разрешить поддержку центров многоцелевых образовательных исследований, а также программ развития и демонстрационных программ; и расширить типы образовательных учреждений, имеющих право проводить исследования.


Второй шаг к улучшению качества образования - это подготовка учителей. Качество образования в первую очередь определяется качеством учителя. Однако каждый пятый учитель в США либо не прошел сертификацию в своем штате как квалифицированный преподаватель, либо не смог закончить 4 года обучения в колледже. В области английского языка от 40 до 60 процентов учителей средних школ не имеют даже минимального требования - закончить колледж по этому предмету. Поэтому неудивительно, что во многом из-за неудовлетворительного преподавания в начальной и средней школе наши колледжи и университеты вынуждены ежегодно тратить более 10 миллионов долларов на коррекционные курсы английского языка.


Отсутствие качества и подготовки учителей в других областях вызывает не меньшую тревогу. Более двух третей из 1,6 миллиона наших учителей получили высшее образование более 5 лет назад. Однако за последние 5 лет были достигнуты значительные успехи - не только в области физических, биологических, инженерных и математических наук, но и в специализированных отраслях общественных наук, искусства и гуманитарных наук, а также в самом искусстве преподавания.


Кроме того, у нас нет достаточного количества подготовленных учителей для 6 миллионов детей и молодежи с ограниченными возможностями, включая 1,5 миллиона умственно отсталых и еще 1,5 миллиона с очень серьезными социальными и эмоциональными проблемами. Только в специальных классах, где преподают специально обученные учителя, эти дети могут подготовиться к реабилитации, трудоустройству и участию в жизни общества. Однако менее одной четвертой части этих детей имеют доступ к необходимому им специальному образованию, в основном из-за нехватки квалифицированных специальных учителей, преподавателей колледжей, научных сотрудников и руководителей. По оценкам, только для умственно отсталых требуется 75 000 специальных учителей - на 55 000 больше, чем имеется в настоящее время.


Программы поддержки подготовки учителей Национального научного фонда и Управления по образованию продемонстрировали свою ценность.


Поэтому я рекомендую:


-что программа Национального научного фонда по подготовке институтов для учителей в области естественных наук, математики, инженерии и социальных наук должна быть расширена, чтобы обеспечить повышение уровня знаний и навыков 46 000 учителей, как это предусмотрено в моих рекомендациях по бюджету на 1964 год;


-чтобы был принят новый закон, (а) расширяющий полномочия педагогических институтов, финансируемых Управлением образования, которые сейчас ограничены школьными консультантами и учителями иностранных языков, на другие академические области; (б) санкционирующий программу проектных грантов, чтобы помочь колледжам и университетам улучшить их программы подготовки учителей путем совершенствования академических курсов и персонала, поощрения отбора и удержания наиболее талантливых будущих учителей, а также привлечения и подготовки учителей из новых источников, таких как отставные военные или женщины, чьи семейные обязанности позволяют им преподавать; и (c) разрешить предоставление грантов на обучение через колледжи и университеты для учителей и других работников образования, нуждающихся в специальной подготовке, уделяя особое внимание подготовке учителей умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями, учителей одаренных или культурно отсталых детей, учителей грамотности для взрослых, библиотекарей и исследователей в области образования.


IV. УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Улучшение научных исследований и подготовка учителей недостаточны, если хорошие учителя не хотят преподавать. Тем не менее, нынешние тарифные сетки в некоторых случаях слишком низки на начальном этапе, чтобы конкурировать с другими должностями, доступными для выпускников колледжей. Почти во всех случаях они слишком низки в верхней части, чтобы удержать наших лучших молодых учителей. Без достаточного стимула сделать преподавание карьерой на всю жизнь, учителя с ценной подготовкой и опытом, но с тяжелыми семейными обязанностями слишком часто разочаровываются и уходят из профессии. Их дети могут никогда не попробовать поступить на работу. Хотя в последние годы зарплата учителей в стране в целом повысилась, все еще есть районы, где начальная зарплата ниже $3 000.


Кроме того, хорошие учителя нуждаются в хороших школах. В прошлом году более 1 500 000 детей находились в переполненных классах, а еще около двух миллионов учились в условиях, явно не отвечающих санитарным нормам и требованиям безопасности. Во многих районах отсев учащихся или образование экономически неблагополучных, культурно обездоленных, физически или умственно отсталых и одаренных детей требует специально разработанных программ, которых просто нет.


Я не первый, но надеюсь, что и не последний президент, который вынужден обратить внимание на эти ненужные недостатки. Это национальные проблемы, пересекающие государственные границы и заслуживающие национального внимания. В нашем мобильном населении - где каждый год каждая пятая семья переезжает, иногда через улицу, но часто через границу штата - у каждой семьи есть причины сделать преподавание в каждом штате более полезной и продуктивной профессией, и помочь каждому штату укрепить государственное начальное и среднее образование, особенно в тех школьных округах, которые финансово не в состоянии идти в ногу со временем.


Однако давайте признаем тот факт, что федеральное правительство не может предоставить всю финансовую помощь, необходимую для решения всех упомянутых проблем. Вместо общей помощи, которая в лучшем случае может создать небольшую волну в огромном океане, наши усилия должны быть избирательными и стимулирующими, поощряя штаты удвоить свои усилия в соответствии с планом, который будет постепенно сокращать федеральную помощь в течение четырех лет.


Поэтому я рекомендую четырехлетнюю программу, предусматривающую выделение 1,5 миллиарда долларов на оказание помощи штатам в проведении в соответствии с их собственными государственными планами выборочных и неотложных улучшений в сфере государственного начального и среднего образования, включая: (1) повышение начальной и максимальной заработной платы учителей, а также повышение средней заработной платы учителей в экономически неблагополучных районах; (2) строительство классных комнат в районах критической и опасной нехватки; и (3) инициирование пилотных, экспериментальных или демонстрационных проектов для решения специальных образовательных проблем, особенно в трущобах и депрессивных сельских и городских районах.


Я также рекомендую продлить действие программ Закона о национальном оборонном образовании, которые способствуют повышению качества начального и среднего образования. Гранты на программы тестирования, наставничества и консультирования должны быть расширены и продолжены после истечения срока действия в 1964 году. Эта программа имеет большое значение для выявления зарождающихся проблем, препятствующих обучению, и для развития талантов нашей молодежи. Помощь N.D.E.A. на оборудование для лабораторий естественных наук, математики и иностранных языков - что необходимо для адекватных образовательных программ с использованием новых разработанных методов обучения - также должна быть продолжена после 1964 года.


Наконец, что касается начальных и средних школ, я рекомендую продолжить на четыре года действие тех частей федеральных законов о затронутых территориях, срок действия которых истекает 30 июня 1963 года. В настоящее время эти законы помогают примерно 4000 школьных округов, расположенных в каждом штате, в которых обучается одна треть всех учащихся начальных и средних школ страны. Было построено почти 60 000 крайне необходимых классных комнат стоимостью $1,15 млрд. для размещения более 1 700 000 учеников; бюджеты школ пополнились более чем на $1,7 млрд. В 1964 финансовом году действие нынешних положений будет продлено. Ограниченные изменения существующих положений, которые вступят в силу с 1965 года, позволят преодолеть некоторые несправедливости, продемонстрированные прошлым опытом. Кроме того, к юрисдикциям, имеющим право участвовать в программе, следует добавить округ Колумбия.


V. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Начиная с военного времени администрации президента Вудро Вильсона, Конгресс признал национальную необходимость широкого распространения профессионального образования. Несмотря на то, что с 1917 года национальные законы о профессиональном образовании часто пересматривались и расширялись, они больше не являются адекватными. Многие некогда привычные профессии сократились или исчезли, а в результате экономического роста и перемен появились совершенно новые отрасли и рабочие места. Сложности современной науки и техники требуют подготовки на более высоком уровне, чем когда-либо прежде.


По этой причине 2 года назад я попросил министра здравоохранения, образования и социального обеспечения созвать экспертный и представительный комитет для анализа и оценки нынешних законов о профессиональном образовании и выработки рекомендаций по их модернизации. Отчет этого комитета показывает необходимость предоставления новых возможностей обучения - по профессиям, которые имеют отношение к современной Америке - 21 миллиону молодых людей, которые сейчас учатся в начальной школе и выйдут на рынок труда без диплома колледжа в 1960-х годах. Эти молодые люди - представляющие более 80 процентов населения в возрасте от 16 до 21 года - выйдут на рынок труда в то время, когда потребность в неквалифицированной рабочей силе резко уменьшится. В равной степени необходимо обеспечить обучение или переподготовку миллионов работников, которым необходимо освоить новые навыки или обновить навыки и технические знания.


Необходимы как бюджетные меры, так и принятие нового законодательства. В своем бюджете на 1964 год я рекомендовал выделить средства, которые позволили бы удвоить число работников, подлежащих обучению по программам Закона о развитии и обучении рабочей силы. За время своего существования эти программы подготовили более 18 000 мужчин, женщин и подростков, не посещающих школу, которые проходят обучение по специальностям, где есть работа.


Кроме того, я рекомендую принять законодательство, чтобы:


(a) Расширить объем и уровень программ профессионального образования, поддерживаемых Управлением образования, заменив Закон о профессиональном образовании 1946 года новым законом о грантах, направленным на удовлетворение потребностей людей всех возрастных групп в профессиональном обучении профессиям, где они могут найти работу на современных разнообразных рынках труда, и


(b) Предоставить возможности трудоустройства и обучения безработной молодежи в проектах по охране природы и местной общественной работе. Детали этого последнего предложения содержатся в отдельном законопроекте - Законе о возможностях трудоустройства молодежи - и будут рассмотрены в более позднем послании, которое будет направлено в Конгресс.
По этой причине 2 года назад я попросил министра здравоохранения, образования и социального обеспечения созвать экспертный и представительный комитет для анализа и оценки нынешних законов о профессиональном образовании и выработки рекомендаций по их модернизации. Отчет этого комитета показывает необходимость предоставления новых возможностей обучения - по профессиям, которые имеют отношение к современной Америке - 21 миллиону молодых людей, которые сейчас учатся в начальной школе и выйдут на рынок труда без диплома колледжа в 1960-х годах. Эти молодые люди - представляющие более 80 процентов населения в возрасте от 16 до 21 года - выйдут на рынок труда в то время, когда потребность в неквалифицированной рабочей силе резко уменьшится. В равной степени необходимо обеспечить обучение или переподготовку миллионов работников, которым необходимо освоить новые навыки или обновить навыки и технические знания.


Необходимы как бюджетные меры, так и принятие нового законодательства. В своем бюджете на 1964 год я рекомендовал выделить средства, которые позволили бы удвоить число работников, подлежащих обучению по программам Закона о развитии и обучении рабочей силы. За время своего существования эти программы подготовили более 18 000 мужчин, женщин и подростков, не посещающих школу, которые проходят обучение по специальностям, где есть работа.


Кроме того, я рекомендую принять законодательство, чтобы:


(a) Расширить объем и уровень программ профессионального образования, поддерживаемых Управлением образования, заменив Закон о профессиональном образовании 1946 года новым законом о грантах, направленным на удовлетворение потребностей людей всех возрастных групп в профессиональном обучении профессиям, где они могут найти работу на современных разнообразных рынках труда, и


(b) Предоставить возможности трудоустройства и обучения безработной молодежи в проектах по охране природы и местной общественной работе. Детали этого последнего предложения содержатся в отдельном законопроекте - Законе о возможностях трудоустройства молодежи - и будут рассмотрены в более позднем послании, которое будет направлено в Конгресс.



VI. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Образование не должно и не должно заканчиваться после окончания школы любого уровня. Все большее число американцев признает необходимость и ценность непрерывного образования. Бухгалтер, продавец, торговец, квалифицированный и полуквалифицированный рабочий, все заинтересованные в самосовершенствовании, должны иметь возможность получить современные знания и навыки. Только один из восьми американцев прошел хотя бы один курс обучения в колледже. При этом в государственных университетах и колледжах, которые предлагают большинство дополнительных или заочных курсов, обучается менее полумиллиона человек. Из-за недостаточного финансирования и недостаточной материальной базы эти колледжи могут предложить лишь очень ограниченную программу обучения взрослых.


Я рекомендую принять закон, санкционирующий выделение федеральных грантов штатам на расширение курсов повышения квалификации в колледжах и университетах штатов. Несмотря на высокий уровень наших возможностей для получения образования, почти 23 миллиона взрослых американцев не имеют образования на уровне восьмого класса. Они представляют собой ошеломляющие экономические и культурные потери для своих семей и всей страны. Я вновь рекомендую включить в этот всеобъемлющий законопроект программу помощи всем штатам в организации курсов грамотности и базового образования для взрослых.


Публичная библиотека также является важным ресурсом для непрерывного образования. Но 18 миллионов человек в нашей стране все еще не имеют доступа к услугам местных публичных библиотек, а еще более 110 миллионов имеют лишь недостаточное обслуживание.


Преклонный возраст, недостаток места и отсутствие современного оборудования характеризуют здания американских публичных библиотек в 1963 году. Темпы их замены едва заметны: 2 процента за десятилетие. В настоящее время для библиотек нет фондов Карнеги - как не было их и в течение 40 лет.


Здание публичной библиотеки обычно является одним из старейших правительственных сооружений, используемых в любом населенном пункте. Например, в одном процветающем среднезападном штате 30 процентов всех зданий публичных библиотек были построены до 1910 года, а 85 процентов - до 1920 года. Многие другие штаты находятся в аналогичной ситуации.


Я рекомендую принять закон о внесении изменений в Закон о библиотечном обслуживании, разрешив трехлетнюю программу грантов как для городских, так и для сельских библиотек, как на строительство, так и на эксплуатацию.


VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На протяжении всех лет жизни нашей страны американский народ - в партнерстве со своими правительствами - продолжал настаивать на том, что "средства образования должны всегда поощряться", как утверждал Континентальный конгресс в Северо-Западном ордонансе. По сути, образование всегда является и должно быть местной ответственностью, так как оно лучше всего развивается в низовых звеньях нашей демократии. Но в нашу эпоху экономического роста, увеличения численности населения и технологического прогресса усилий государства, местных властей и частных лиц недостаточно. Эти усилия должны быть подкреплены национальной поддержкой, если мы хотим, чтобы американское образование дало максимум индивидуального развития и национального благосостояния.


Необходимость этой программы не зависит от хода холодной войны. Совершенствование образования необходимо для развития нашей нации независимо от того, что делают другие. Тем не менее, стоит отметить, что Советский Союз признает, что усилия в области образования в 1960-х годах будут иметь большое влияние на мощь, прогресс и статус нации в 1970-х и 1980-х годах. Согласно недавнему отчету, подготовленному для Национального научного фонда, советские высшие учебные заведения выпускают в 3 раза больше инженеров и в 4 раза больше врачей, чем в США. Отставая от нашей страны по совокупному годовому количеству выпускников высших учебных заведений, Советский Союз поддерживает ежегодный приток научно-технических специалистов, более чем в два раза превышающий наш собственный. В то же время они практически ликвидировали неграмотность: с начала века доля лиц с образованием выше 7-го класса увеличилась в 23 раза. Преданности этой нации образованию, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы.


Предлагаемая программа является разумной и в то же время далеко идущей. Она предлагает федеральную помощь без федерального контроля. Она обеспечивает экономический рост, развитие трудовых ресурсов и прогресс в достижении наших образовательных и гуманитарных целей. Она поощряет рост знаний, навыков, отношения и критического интеллекта, необходимых для сохранения нашего общества. Он поможет сохранить Америку сильной, безопасной и свободной. Я настоятельно рекомендую его Конгрессу для принятия первоочередных мер".


ДЖОН Ф. КЕННЕДИ



Другие статьи в литературном дневнике: