***

Борис Голутвин: литературный дневник

"А вы что думали? Памятник Грозному поставили, а опричнины не будет?.. ))"©
Странная логика у г-на Наварского, по этой логике в Великобритании, вот уже слишком 140 лет, с момента установки первого памятника О. Кромвелю, должны лететь с плахи головы королей и идти гражданская война.


"И не волнуйтесь вы так за Украину. Жители Украины и без вас разберутся и с бандеровцами и донецкими урками…"©
Что касается наших интересов на Украине - их не может не быть, поскольку у нас под боком, после государственного переворота в 2014 году, возникло и активно действует нацистское государство, возглавляемое убийцами, которое проводит неприкрытую и агрессивную политику против мирного населения Юго-Востока. Кроме того, есть вероятность, что нынешнее нацистское руководство Украины изменит статус нейтрального, в "блоковом" отношении, государства, на членство в НАТО, что означает прямую угрозу нашей национальной безопасности и риску вовлечения России в вооружённый конфликт с западной коалицией, либо перманентные провокации с вооружёнными формированиями нацистской клики на границах Крыма или Ростовской области. Не говоря уже о "голубой" мечте представителей российского либерального сообщества устроить"майдан" на Красной площади. Поэтому наш интерес соотносится исключительно с инстинктом самосохранения. Помните, как у В.С. Гроссмана: "Фашизм и человек не могут сосуществовать. Когда побеждает фашизм, перестает существовать человек, остаются лишь внутренне преображенные, человекообразные существа. Но когда побеждает человек, наделенный свободой, разумом и добротой, – фашизм погибает и смирившиеся вновь становятся людьми". Поэтому русские люди, при поддержке Русского мiра (но не политического руководства России, которое встроено в глобальную систему управления, как это показывает затянувшийся конфликт на Юго-Востоке), на Донбассе взяли в руки оружие, не дожидаясь пока их загонят в гетто, чтобы сначала уничтожить морально, а потом и физически, как это было в нацистской Германии с Вашими соплеменниками, поначалу не придававших значения уже теоретически разработанной политике "расовой гигиены", в "изысканиях" Х. Чемберлена, А. Гитлера, А. Розенберга, etc. Поэтому, русские люди на Донбассе не хотят создавать что-либо похожее на Юденраты; не хотят составлять списки посылаемых на смерть и испытывать гнетущее, отравляющее дальнейшее существование, чувство вины от спасения своей жизни, за счёт жизней других.(1) Не говоря уже о том, что отдельные еврейские сообщества и организации(2) выражали свою горячую и всестороннюю поддержку нацистскому режиму. Полагаю, к чему привела подобная "соглашательская" политика напоминать излишне.


А вот мы с вами… ((©
Что с нами? Разберётесь? И кто это "мы"?


(1)
1.5.8
Из выступления Председателя Юденрата Вильнюсского гетто Я. Генса
Господа, я просил вас собраться сегодня, чтобы рассказать вам об одном из самых страшных моментов в трагической еврейской жизни — когда евреи ведут на смерть евреев. Мне хочется на этот раз говорить с вами откровенно. Неделю тому назад пришел к нам Вайс* из СД с приказом от имени СД поехать в Ошмяны. В Ошмянском гетто насчитывалось около 4000 евреев, и невозможно было держать там так много людей... Надо было отобрать тех, кто был бесполезен для немцев, надо было увести их и расстрелять. Первыми должны были пойти дети и женщины, мужей которых в прошлом году забрали "хапуны". Вслед за ними надо было забрать женщин и многодетные семьи. Получив этот приказ, мы ответили: "Слушаемся!". Еврейская полиция во главе с С.Десслером поехала в Ошмяны. Через 2—3 дня она...доложила в гебитскомиссариат, что, во-первых, женщины, у которых в прошлом году забрали мужей, теперь работают, а во-вторых, что в гетто нет семей с 4—5 детьми. В самых больших семьях — двое детей и всего в нескольких — трое. (Я забыл сказать, что послать на смерть нужно было не менее 1500 человек.) Мы сказали, что не можем обеспечить такого количества, и начали торговаться. Когда г-н Десслер прибыл с этим донесением из Ошмян, число приговоренных снизили до 800. Когда в Ошмяны поехал я с Вайсом, число еще раз снизили, теперь до 600. В действительности положение было иным. Мы боролись за 600, а тем временем вопрос о женщинах и детях отпал. Остался вопрос о стариках. Действительно, в Ошмянах было собрано 406 стариков. Эти старые люди были принесены в жертву. Когда Вайс пришел в первый раз и заговорил о женщинах и детях, я сказал ему, что прежде всего следует отдать стариков. Он ответил: "Старики так или иначе умрут этой зимой, а количество людей в гетто надо сократить сейчас".
Еврейская полиция спасла тех, кто должен был остаться живых. Тех, кому жить оставалось недолго, мы отобрали, и пусть пожилые евреи простят нас... Они стали жертвами ради других евреев и ради нашего будущего. стр. 166-167


1.6.7
Из свидетельских показаний М. Дворжецкого, бывшего узника Вильнюсского гетто, на судебном процессе Эйхмана (Иерусалим, 1961 г.)
Немцы выдавали нам различные удостоверения, которые менялись, как в калейдоскопе, чтобы сбить нас с толку, ввести в заблуждение, ослабить бдительность и волю к сопротивлению. Вначале нам выдали удостоверения, потом выяснилось, что есть два вида удостоверений – с фотокарточкой и без фотокарточки. Если ты задержан с удостоверением с карточкой, ты остаёшься в живых. Если задержан с удостоверением без карточки, ты под подозрением. Позднее ввели удостоверения со штампом «фахарбайтер» (специалист) – они защищали больше...Всегда была погоня за самым «хорошим» удостоверением, приходилось быть начеку, чтобы знать, когда кончается срок действия одного удостоверения и появляется другое, лучшее.
Затем наступили дни жёлтых удостоверений, «лебенсшайн» - удостоверений жизни. Обладатель такого удостоверения, как уверяли немцы, останется в живых. Потом выдали удостоверения для членов семьи, для жены и двоих детей, не больше... Позже появился «Паспорт гетто» и, наконец, выдали это удостоверение, которое каждый должен был носить на груди, как собака... Кусочек жести, на котором был номер человека, надпись «Виленское гетто» и буква М (мужчина) или W (женщина) – чтобы не ошибиться...
Если человек не мог достать для себя и для членов своей семьи надёжное удостоверение, перед ним было два пути – первый быть схваченным, но жители гетто не хотели попасться; тогда они строили укрытия, их называли «малина» (от слова на иврите мелуна – «конура»)... Был создан целый подпольный город. Каждый дом строил для себя укрытие – в подвале, на чердаке, под колодцем, под чуланом, рядом с уборной. Эти бункеры соединялись друг с другом, и можно было перейти из одного бункера в другой... Если обнаруживали человека без надёжного удостоверения, у него был один путь – в Понары .
Вопрос. Помните ли вы случай, когда человек пришёл домой и сообщил матери:
«Мама, я должен был сделать удостоверение для тебя или для жены»?
Ответ. Да, я помню. Это была мучительная проблема в гетто.Выдавали одно жёлтое удостоверение, и можно было записать жену и двоих детей. Но если у человека есть жена и мать – он сам должен выбрать, кого он записывает.
... Вопрос. Каждый еврей получал такое удостоверение?
Ответ. Нет, только тот, кто уже имел удостоверение, свидетельствовавшее, что он работает по специальности, которую признали полезной. «Неважными» считались учителя, писатели, журналисты. «Важными» - сапожники, портные, меховщики, которые могли приносить пользу армии. Было несколько врачей, чтобы лечить жителей гетто. Но те, кто занимался духовной или интеллектуальной деятельностью – учитель, раввин, резник, судья, писатель, журналист – не считались важными и не могли получить удостоверение жизни.
... Человек приходил домой и говорил матери: «У меня есть удостоверение, и я могу записать или тебя, мама, или жену. Одной из вас придётся прятаться в бункере. Быть может, судьба улыбнётся ей, может, нет». И если у меня трое детей, я могу записать только двоих, а третьего я вынужден отдать немцам. Я помню случай, когда человек подошёл к матери и сказал: «Мама, скажи мне, что делать. Ты благословила наш брак, а теперь я должен выбрать: или ты, или жена». И мать ответила: «Написано в нашей священной Торе: «Да оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей... Жена предназначена тебе небом, ты должен создать семью. Я отказываюсь от жизни. Дай жизнь ей». И она благословила сына, его жену и его детей. стр. 222-223


(2)
1.3.11
Прошение Общегерманского Союза евреев-ветеранов 19 октября 1933 г. Д-ру Ламмерсу, Государственному секретарю канцелярии Рейхсканцлера, Берлин
Уважаемый г-н Государственный секретарь,
Согласно нашей беседе с Вашим Превосходительством, состоявшейся 28 апреля, я в письме от 6 мая 1933г., адресованном рейхсканцлеру, воспользовался свободой выражения желаний и мыслей, касающихся урегулирования положения немецких евреев внутри Германского государства. В этом письме я пытался описать искреннее желание нашего Союза служить немецкому народу и немецкому государству и наметить путь, который мог бы повести в этом направлении. Имея в виду внешнее положение Германского Рейха, которое возникло в связи с выходом Германии из Лиги Наций и отзывом Германской делегации с Конференции по разоружению, я хотел бы высказать полное одобрение нашим Союзом этих энергичных шагов, которые после длительного периода открывают новые возможности для равноправия Германии. Одновременно я также заявил, что наш Союз предоставляет свои кадры в распоряжение Правительства Рейха... Члены нашего Союза сегодня, как и 19 лет тому назад, желают быть полностью мобилизованными для службы Отечеству, если настанет час, когда это потребуется. Я прошу Ваше Превосходительство проинформировать Рейхсканцлера о нашей декларации верности и о нашей готовности.
С уверениями в моем чрезвычайном уважении я ожидаю благосклонности Вашего Превосходительства Ваш покорный слуга Др Левенштейн, Капитан кавалерии (в отставке), Председатель Союза . стр. 102-103


1.5.5
Аб Мише
Из книги «Посреди войны. Посвящения» (Отрывок из интервью автора с Б. Клебански (Б. К.) – участницей восстания в Белостокском гетто)
Б.К. У Бараша была концепция, что работай, будь полезный для немцев и будешь жить. Это мысль немецкая: арбайт махт фрай . А евреи... Хотя они столько веков жили под гнётом, не было такого опыта, который бы их насторожил. Знали, что всегда можно как-то выжить: давать взятки, откупиться чем-то... Ведь ни у кого во все века не было программы физически уничтожить всех евреев. Тот опыт совсем не подходил к новым условиям, в которых евреи нашлись. Главы Юденратов – и Бараш, и Генс в Вильно, даже Черняков в Варшаве, – они не понимали ситуацию, они были слишком мелкие... Бараш организовал фабрики, работали для немецкой армии. Он верил, что эти интересы будут иметь для немцев большое влияние. Приезжали комиссии, даже из Берлина, смотрели эти фабрики; Бараш и выставку сделал на арийской стороне, чтобы показать, как гетто способствует военным усилиям Германии. стр. 149-150
Мы знаем в Варшавском гетто евреев-полицейских, которым обещали, что если ты приведёшь на депортацию стольких и стольких, то мы сохраним твою семью. И он искал евреев и приводил, а его обманули: потом немцы взяли его семью. И он не перестал немцам служить. Казалось бы, он должен быть готов тоже погибнуть. Но он упал так низко, что он уже не может выйти из этого всего. Вот ужас! Так что вся эта рационализация, будто они думали, что если не я, то будет кто-то хуже меня – это всё чушь. И никто нигде не спас никого! Они и сами тоже погибли. стр. 151-152
Цит. по Холокост (Шоа) Убийство евреев в 1933-1945 гг. Документы, свидетельства, литература Антология Том 1. Уничтожение Составитель и редактор Издатель Анатолий Кардаш Иосиф Бегун (Аб Мише) Научные консультанты д-р Ицхак Арад (Яд ва-Шем) д-р Леон Волович и д-р Людмила Дымерская-Цигельман (Еврейский университет в Иерусалиме).



Другие статьи в литературном дневнике: