Виктор Ерофеев Мужчины

Галина Ливенцева: литературный дневник

Бог бабу отнимет, так девку даст


Хорошо на Руси утешали вдовцов. Где- то там, в других странах, безутешные(блин!) рыцари обливались слезами, потеряв любимую жену, писали(блин!) навзрыд эпитафии, шли в монастырь, а наш мужик и не думал тужить. Он испытывал странное чувство облегчения, освобождения, ему открывались новые жизненные перспективы. Ну конечно! Русский Бог- добрый. Он ему сладкую девку даст. Нет ни одной народной культуры в мире, где бы так цинично относились к женщине, как было заведено у нас. Всё это в генах живёт до сих пор.
Когда- то Ленин верно заметил, что в России есть две культуры: дворянская и "наша". Дворянская культура не жалела сил, чтобы поднять статус русской женщины. Гениальными стихами и прозой Пушкин и Тургенев, Тургенев и Пушкин вбивали в русские головы, что женщины выше, честнее, благороднее мужчин. Некрасов изобразил декабристских жён идеалом национального характера. Толстой, Достоевский, Чехов- да все они!- вознесли женщину на пьедестал, но она там почему- то не устояла.
Наша культура оказалась сильнее. Она не была такой многословной, велеречивой, но пословицы выдали её сущность, говоря сами за себя. Пословицы раздавили женщину как человека. Она стала предметом насмешек и унижения. Она потеряла вдобавок и статус женщины. Она превратилась в бабу, то есть определилась презрительным словом, непереводимым на большинство иностранных языков.
Весь корпус русской народной мудрости пропитан издевательским женоненавистничеством. Бабе полностью отказано в уме. "У бабы волос долог, да ум короток",- поучает пословица. Бабе отказано в честности: "Баба бредит, да кто ей верит". Бабе отказано в сострадании: "Баба плачет- свой норов тешит". Баба хуже, чем собака: "Собака умней бабы: на хозяина не лает". Место бабы- изба: "Знай, баба, своё кривое веретено".
Поразительна порой ничем не объяснимая жуткая злоба в русских пословицах: "Скачет баба задом и передом, а дело идёт своим чередом". Бабе отказано и в какой- либо значительности её суждений: "Сердилась баба на торг, а торг про то и не ведал".
Что касается бабьих страстей, то и тут нет пощады: "Бабье сердце, что котёл кипит". И никакой пощады по отношению к стареющей бабе. Ей и так невесело стариться, получай же в лоб приговор: "Сорок лет- бабий век". Хотя имеет и русский, с оттяжкой, волюнтаризм: "Сорок пять- баба ягодка опять". Но дальше не задерживайся- помирай: "Пришла смерть по бабу, не указывай на деда".
Мужик важнее баба, и он этим может гордиться: "Не стать курице петухом, не стать бабе мужиком". Но петух способен превратиться в курицу. Вялого, дрянного, робкого, бестолкового мужика на Руси традиционно принято дразнить бабой: "Эка баба, что нюни распустил!"
Бабу надо бить. Так велит русский этикет. Чем сильнее- тем лучше для неё же самой: "Бабу бей, что молотом, сделаешь золотом". Если с бабой что- либо случится- не жалко: "Баба с возу- кобыле легче". А ведь это в самом деле смешно сказано. Остро. Талантливо. Вот такой у нас в народе талант- самородок. Ну, и венчает всю эту мудрость великое слово, опять же про курицу: "Курица не птица- баба не человек".
Кто же она тогда?
"Наша" культура пожимает плечами. Она не удостоивает никого ответом. Пословицы кончились- началось хамство.
В советские времена "наша" культура налилась особым соком. Она стала блатной и в этом качестве- соблазнительной для многих русских независимых умов. Женщине в блатной культуре указали на её низкое место.
Я знаю, от какого наследства надо отказываться. Я знаю: от этого наследства отказаться будет непросто. Дворянскую культуру не вернуть- демократия не позволит. Что же делать тогда бедному русскому плейбою, решившему приобщиться к тому, чего в наших краях не бывало?
Что делать?.. что делать?..
Может, для начала купить цветы и презерватив?
Хотя, с другой стороны, иногда действительно со смехом понимаешь: "Баба с возу- кобыле легче".



Другие статьи в литературном дневнике: