Виктор Ерофеев Мужчины

Галина Ливенцева: литературный дневник

Оптинная пустынь и губная помада


Мой друг Попов сказал мне, что Оптина пустынь меня разочарует мерзостью запустения, он знает, он был там 15 лет назад, так что лучше туда и не ездить. Но я не послушал друга. В конце концов, думал я, Оптина пустынь- духовная гордость России, там в прошлом веке у седых старцев перебывали Гоголь, Достоевский, Толстой (он- пешком и шесть раз!), а дырявыми куполами меня не испугать. Как не съездить хотя бы раз? К тому же красивое место, утопающее в сосново- дубовых лесах.
И в самом деле: оно утопает. Но, прежде всего, в строительных лесах. Мужской монастырь отстраивается в ударные сроки, возрождаясь из пепла, возводится высокая колокольня, "братская" жизнь бурлит, старческий скит пахнет липой и краской.
Душа русского человека ликует: никаких следов для ПТУ для местных недорослей, находившегося в святых стенах, никаких воспоминаний от пленных польских офицеров, расстрелянных позже в Катыни. Счастливое преображение. Куча экскурсий. Паломники. Благодать. На воротах молодой светский страж с платочками в руках: простоволосых женщин не пускают, на, возьми, накинь- и входи. Не пускают и в мини- юбках. "Это себя не уважать",- укоризненно говорит страж, внимательно оглядывая загорелые ноги. Ноги заворачиваются первой попавшейся курткой.
Вхожу в собор. У совсем новенького иконостаса группа старшеклассников. Вместо экскурсовода- священник с могучей чёрной бородой. Говорит с напором. О главном.
-У тебя есть душа?- спрашивает парня с усиками.
Тот молчит.
Или ты неодушевлённое существо?- тонко играет священник словами. Филологическое шулерство, на которое ловятся старшеклассники.
- Одушевлённое.
- Так где же тогда у тебя душа?
Парень смущён.
Во рту.
Все смеются. Победив, священник быстро всех обращает в страх:
-На каждого заведена книга жизни. Кто получит в этой книге одни "двойки"- тот пойдёт в ад.
Следует энергичное описание адских мук.
Ко мне с вытянувшимися лицами, в платочках, подходят две мои спутницы, калужские журналистки. Тётка- продавщица свечек- их отчитала за губную помаду. Сказала, что губная помада противна Богу и чтобы они не смели припадать губной помадой к иконам, не то им уготованы(опять- таки) вечные муки.
Боже, подумал я, что происходит? Под дырявыми куполами наши замученные церковники ходили тише воды, а теперь, оживившись, первым делом переняли привычки партийных пастырей. А как же христианская любовь? Тормоза, конечно, нужны, а всепрощение?
Когда же у колодца со святой водой меня отчитали за то, что я пролил несколько капель на землю, я окончательно решил, что в скиту перебарщивают по части строгости, и даже ухоженные клумбы с рыжими ноготками мне показались казарменной принадлежностью. Вокруг строевым шагом ходили холёно- суровые отцы священники.
В местном литературном музейчике гид с неудовольствием рассказала о том, что Толстой хотел общаться с Богом напрямую, без Церкви, от чего оказался отсохшей ветвью православия, что следовало из картинки, изображавшей отношения знаменитых гостей монастыря со старцами, упрекнувшего Толстого в гордыне.
Когда нынешних начальников Оптиной Пустыни спросили, почему на территории монастыря нет памятника польским жертвам концлагеря, они сказали, что это светское "дело" и они не хотят в него вникать. Кроме того, добавили начальники, это были люди чужой веры.
И всё же я надеялся на чудо: на детскую болезнь чрезмерной строгости у калужского церковного начальства, недавних страдальцев за веру(отчего они вызывали симпатию у всех нормальных людей). Однако, зайдя в церковную лавку Оптиной Пустыни, я наткнулся на новейшее коллективное сочинение с призванной быть устрашающей чёрно- красной обложкой и не менее ярким названием "Дороги, ведущие в ад".
Из "Дорог..." я не только узнал, что компьютерные игры- "монстры для маленьких")автором оказался один из бывших участников самиздатовского альманаха "Метрополь"). Ругали рок, семейство Рерихов, Даниила Андреева, телевизор, нирвану, карты, всё подряд.
Что касается секса, то, строго по тексту "Дорог...", "православие совершенно однозначно считает: половая жизнь мужчины и женщины возможна только в браке, имеющим своей целью продолжение рода. Если брак существует лишь для услаждения похоти, он является греховным... Гомосексуализм и другие виды половых извращений(зоофилия, садизм, трансвестизм и прочие)- суть тяжёлые грехи...".
Я- девчонка- хулиганка!!!
Я гуляю и лечу!!!
-Нельзя ли потише музыку?- попросил я официантку ближайшего от монастыря ресторана, где я ел на редкость вкусные зелёные щи с телятиной, и с интересом прочёл резюме: "За грехи блуда, постыдные половые извращения, то есть за грехи против тела, неминуемо последует расплата- гнев Божий и смерть".
На протяжении истории православие свирепо билось с сексом, запрещая всё, кроме "миссионерской позы"("Глазки вместе, а жопка нарозно"",- комментировал народ) при занавешенных иконах и обязательном снятии нательного креста, во имя исключительно деторождения.
Хотя, если деторождение, зачем снимать крест?
Любая попытка эксперимента, включая совокупление более одного раза за ночь, наказывалась постом до 10 лет(вот истоки нашего сталинизма)- 60 дней поста, 140 ежедневных земных поклонов. В средневековой Руси при вычете религиозных праздников, менструаций, постных сред и пятниц(а также в самые суровые времена, суббот и воскресений), на удовольства отводилось не более 6 дней в месяц. Не эти ли все ограничения привели народ к мысли о том, что "много в ****е сладкого- всего не вылижешь"?
Христианство изнурило себя многовековой безуспешной войной с сексом. Бесполая религия исчерпалась. Православие- лишь одна из дверей в вечность, а не единые кованые ворота для всего человечества. Узурпация монополии на истину в последней инстанции не выглядит богобоязненным делом. Смиритесь, праведники! Разыскивается новый Иоанн Креститель.



Другие статьи в литературном дневнике: