Оригинальность

Андрей Бокза: литературный дневник


Мир поэзии до безобразия разнообразен. Казалось бы – уже все поэты давно все сказали еще в других веках – о любви, дружбе, городах, природе, березках, дубах, дожде и многом другом. А современным творцам не остается ничего другого, как говорить то же самое, но менять форму подачи. Изобретать пятое колесо. Извращаться (по-другому и не скажешь) – писать стихи в строчку (прозой) – ненавижу это, кстати, складывать из заглавных букв строк слова и фразы, рисовать пирамиды и треугольники из стихов, оставлять в стихе только одну часть речи. Все это может и оригинально, но лично мне кажется простой беспомощностью и неумением другим способом привлечь внимание читателя.
Я – за классическое построение стихов – строфы, столбики, рифмы и так далее. Нет, я как-то поэкспериментировал, написал пару-тройку стихотворений в нестандартной форме – употребляя все вышеперечисленное. Ради интереса пару раз можно. Потому что разнообразие очень помогает. Но увлекаться конкретно одним направлением для меня очень скучно.
Другой вопрос, что я также за оригинальные идеи. В чем я их понимаю? Отнюдь не в закрученных и неясных фантазиях, рычаниях (типа много буквы р в стихе), шипениях (шшш), а в СЮЖЕТЕ самого стихотворения.
Обосную: есть фильмы с закрученными сюжетами, где только в конце выясняешь, что и как и удивляешься, до чего все классно придумано. Так можно сделать и в стихе. (Не намекайте на скромность, я просто делюсь мыслями, а не хвастаюсь).
ОБИДА КАВАЛЕРА


Да, я посмел и прыгнул вниз.
Не сожалейте, не судите.
Я сам забрался на карниз,
Когда тоска была в зените,


Чуть-чуть струхнул, но сделал шаг,
И в кратковременном полете
Разобнялась почти душа
С моею плотью. Вы ревете.


А вот вчера смеялись вы,
Произносили мне другое.
С разбитым сердцем я, увы,
И с переломанной рукою.


Вы не покинете уже?
Как хорошо, что я, везучий,
Живу на первом этаже.
А мог бы быть несчастный случай.


Да и в целом – очень много разных сюжетов в жизни на любую тему. Неординарных, оригинальных. Этим надо пользоваться.
Это один из вариантов. Идеи – (для меня, это же мой дневник) и в том, от чьего имени ведется рассказ. От каких персонажей. Можно представить себе, что по поводу своих волшебных способностей думает сам волшебник, и выразить это в стихотворении.



ВОЛШЕБНИК


Видел я волшебника вчера –
Он скучал на лавочке под сливой.
Рядом ликовала детвора.
Я к нему: «С чего такой тоскливый?»


– Видишь ли, – волшебник мне сказал, –
Ежедневно чудо сотворяя,
Я уже не верю в чудеса.
Переверил, проще говоря, я.


Стало быть, года уже не те,
Просто все волшебники на свете
Быстро вырастают из детей,
Чтобы не скучали просто дети.


Захочу, отправляюсь я в тайгу
Или в джунгли, к шумным водопадам.
А вернуться в детство не смогу,
Будь оно до мизерного рядом.


За спиной чудес большая рать,
Я теперь бы отдал все уменья,
Чтобы во дворе своем играть
И кричать: «Остановись, мгновенье!»


Можно написать мысли погибшей девушки, которая шлет с неба послание любимому. Можно поиграть с двойным значением слов и фраз («сам не свой» – значит «ненормальный, не в себе» и в то же время может означать «чужой», принадлежащий другому человеку).
Можно начать за упокой, а кончить за здравие (или наоборот)…


СМЕЙСЯ, ДУША


Плачет душа: скучно одной
Зиму встречать и лето,
Тают года за кирпичной стеной –
Грустно до боли это.
Плачет душа: нету, вокруг
Родственных душ-то нету.
Старый блокнот – мой единственный друг.
Грустно до боли это.
Плачет душа: счастье давно
Прячется в небе где-то
И не выходит. Трусливо оно.
Грустно до боли это.
Плачет душа: так и умру,
В жизни не видя света.
Плачет душа каждый день поутру.
Грустно до боли это.
Смейся, душа! Пой, наконец!
Песня твоя не спета.
Будут тебе и наряд, и венец.
Ты заслужила это.
Смейся, душа! Чьей-то душой
Будешь навек согрета,
Будет твой путь бесконечно большой.
Ты заслужила это.
Смейся, душа! Ясно, тепло,
Маску с меня срывая.
Чтобы, услышав, и счастье пришло.
Смейся, ведь ты живая.


Оригинальность для меня и в интересном словообразовании. Допустим, слово «Разобнялась» -- не существует в природе, но оно очень четко выражает процесс. Поэтически. Почему бы его и не употребить. Есть спорные находки, которые с одной стороны для рифмы, с другой – еще больше усиливают и делают стих оригинальным. Например:


Мне нужно тебя,
Ни мало, ни много.
Хотя бы чуть-чуть: с утра до утра.
Увидеть глаза, понять с ПОЛУСЛОГА.
А там наплевать.
Пусть дождь из ведра.



Здесь с «полуслога» очень четко рифмуется и вдобавок говорит что даже не с полуслова, а с одной буквы мы понимаем друг друга… Это значит – мы еще ближе и глубже. Хотя многие консерваторы со мной могут не согласиться. Не примут такое новаторство. Это их дело. У каждого свой взгляд.
Вот еще пример:
Проведу один и второй рассвет,
Без тебя помертвев слегка.
Будет утро. Желая сказать «привет»,
Ты приедешь, ну а пока…


Оригинально, по-моему, употребить «помертвев слегка», хотя вроде умирать так умирать…
Оригинально и это (опять же на мой взгляд):


МЕСТОИМЕНИЯ


Еще задолго до зимы,
Когда тепла вода,
У нас с тобой возникло Мы.
Казалось, навсегда.
Любовь исчезла будто сон.
Не знаю, чья вина.
Сначала появился Он,
Потом была Она.
Живем опять по одному.
Не твой и не моя.
Мы разлетелось. Потому
Остались Ты да Я.


Вообщем, смысл в том, чтобы была куча идей, новаторств, оригинальностей в первую очередь в голове. Я думаю, этим и отличается творческий человек от всех остальных. Поэтому желаю всем быть творцами, производителями чего-то нового и интересного. А не только потребителями прекрасного. И себе тоже этого желаю.



Другие статьи в литературном дневнике: