Насчет простоты стихов

Андрей Бокза: литературный дневник

Ведь все гениальное, как мы помним – просто…
Как-то я присутствовал на собрании поэтов-символистов. После того, как я прочел свои стихи, «критики» мне посоветовали писать частушки. Назвав мои произведения простыми и оттого негодными. Я тогда очень расстроился (по молодости и неопытности). Вдобавок был удивлен тем, что стихи других авторов, показавшиеся мне непонятными и заумными, были встречены аплодисментами. До этого я не считал себя тупым…
Наверное все дело во вкусах. Кому-то нужна поэзия для ума (типа стихов Иосифа Бродского), кому-то – для сердца и души.
Почему я не стал писать частушки? Просто когда эти же критики охаяли творчество Юлии Друниной, Высоцкого, Симонова, Тушновой, назвав всех перечисленных «непоэтами», я все понял.
Не в простоте дело, не в заимствованных из словаря ультрамодных словечках, а в идеях. В способности быть близким читателю.
Разве не просты эти строки Друниной?
Ты рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Но ведь они гениальны. Другой вопрос, что так же написать будет уже не ново, не оригинально. Надо искать как по-другому выразить ту же самую мысль о любви. Имея такой же набор слов. Но немного другой взгляд – на жизнь, на любовь, на отношения.
Вообщем, я по-прежнему убежден, что не в простоте дело. А в идее. Можно перечитать кучу стихов (в том числе и на этом сайте) и ни одно из них не запомнить – потому что ни одно не отличается новизной мысли и идеей. А порой напорешься на такую гениальную строчку или строфу, что день становится светлее в одночасье. Согласен, столько всего сказано и сделано, что открытия совершать даже невозможно. Но мне лично больше нравится придумывать что-то новое, чем идти по избитым дорожкам. Про тот же снег можно написать по-разному. Про разлуку – тоже, создав кучу образов.
Например:


Привет


Парень девушке «Привет» говорит.
На щеках ее румянец горит.
Ведь она-то ночи три не спала –
От него того привета ждала.
«Обгадала» все ромашки в саду,
Упросила с неба прыгнуть звезду,
По реке пустила плавать венок,
Чтобы милый ей пришел под порог.
Только парень сердце взял из груди:
«Не люблю, -- сказал, -- за мной не ходи».
Набежали в небесах облака.
Долго слышала она то «Пока!»


На Луну и обратно


Нам «ходить по земле» очень мало порой,
Нам «летать» подавай в небесах необъятных.
Вот и он – в перспективе великий герой –
Собирался слетать на Луну и обратно.
За цветами Луны. Для Нее. Для одной.
Ежедневно он Ей повторял многократно:
– Эх, подруга! Не зря ты связалась со мной.
Скоро я полечу на Луну и обратно.
Звезды те, что упали, все время дарил,
Холод снега, тоску, а еще, что отрадно,
Нацепил на спине пару ангельских крыл –
Так надежней лететь на Луну и обратно.
И однажды он смог, улетел на Луну.
Бесконечно, наверное, там он был рад. Но
Почему-то подругу оставил одну.
Улетев на Луну, возвращайтесь обратно!



Больше чем дождь


Он не сказал слов, уходя.
Падали вслед капли дождя.
Капали вслед слезы из глаз.
Ясный их цвет будто погас.
Сердце ее сжалось в груди.
Дождь заглушил «Не уходи!».
Дождь прошептал ей: «Не вернеш-шь…»
Стала крупней мелкая дрожь,
Ветер завыл вдруг, будто зверь:
«Ваша любовь в лужах теперь».
Бросилась вслед – и… никого –
Стены воды скрыли его.
Значит, ни с кем, значит, одна.
Только дождя в этом вина?



Все три стиха – про одно: разлуку. Причем во всех случаях он ее бросает. Но разве не по-разному это представлено? Разве вся простота в трех случаях не оправдана? Вот что я люблю – поиграть со словами, с мыслями. И неважно, что слова все старые, сто и тысячи раз использованные. Главное - -как преподать. Не в простоте дело.




Другие статьи в литературном дневнике: