Оптимизм и пессимизм

Андрей Бокза: литературный дневник


Многие знакомые, друзья и порой родственники ругают некоторые мои стихи за пессимизм. За грусть, тоску, несчастную любовь, уныние, разочарование, слезы. Мол, не лучше ли писать только о хорошем и возносить в строках радость от жизни, веселье, счастье, теплоту, бодрость духа.
Объясняю (в первую очередь сам себе):
Во-первых, если, допустим, нет любви в моей жизни (взаимной), то незачем о ней и писать – все равно искренне не получится. А вот если есть в груди щемящая тоска об одиночестве, то почему бы и нет?.. Не значит, что я законченный пессимист, просто если идет полоса невезения, то о ней я пишу.
Во-вторых, стихотворения типа «Завтра я умру» не всегда характеризуют меня лично – просто это одна из идей – например, написать мысли того, кто завтра умирает. Я же люблю поэкспериментировать.
В-третьих, если я и пишу о своих боли, грусти и тоске, то как раз для того, чтобы излить душу, выплеснуть всю злость и горечь в стих и не оставить внутри себя. Мне становится легче.
В-четвертых, не знаю, почему, но мне лично больше нравится читать стихи с грустинкой – о расставаниях, разочарованиях, немножко трагичные. Мне почему-то это близко, а вот оптимистичные и веселые стихи мне кажутся больше похожими на транспаранты, плакаты с пафосом, частушки, поздравления и так далее, и оттого не так сильно цепляют за душу. Может потому что пессимизм и реализм в некоторой степени стали синонимами?.. Хотя это кто как относится…
В-пятых, издавая очередной сборник, я специально делал так, чтобы соотношение грустных и веселых (пессимистичных) и оптимистичных стихов было в нем приблизительно одинаково. Жизнь же многогранная – в ней есть и белые и черные полосы. Писать только о хорошем – приторно и неискренне.




Другие статьи в литературном дневнике: