Рецензии на произведение «Анненский»

Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

Спасибо за добрую эпитафию, Михаил.
Понравилось.

Геннадий Генцлер   01.06.2022 11:19     Заявить о нарушении
Анненский - один из моих любимейших поэтов. Меня восхищает его скромность. Он при жизни практически не публиковался,
С уважением,
М.

Михаил Моставлянский   01.06.2022 11:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

Спасибо за Анненского и за стихи!
И Ольге Денисовне - поклон.

Миоль   06.10.2021 23:36     Заявить о нарушении
Спасибо, ...Оля! А Ольга Денисовна, увы, давно ушла...

Михаил Моставлянский   06.10.2021 23:47   Заявить о нарушении
Я прочитала об этом. И всё равно - поклон ей за достойного Ученика.

Миоль   07.10.2021 07:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

И кто в тот миг мог знать, как повезло
словесности российской — ибо Лета
чиновника с собою унесла, но не поэта.
А смерть в себе таит того рожденье,
кто станет знаменит чрез поколенье...
Но скорбно вниз глядит кариатида
на данника Евтерпы, в Эврипида
уста вложившего весь жар славянской речи.
O, ecce homo! Что за человече...
Иннокентий Анненский

Дева с кувшином над вечной водою,
О земляке своём печалься.
Анненский, борющийся с нуждою,
Грозным недугом и начальством.
Умер на привокзальных ступенях,
Не доехав до царскосельской чащи,
Не прочтя приказа об увольнении,
Утверждённого высочайше.
Его современники были грубы
И стихам поэта не слишком рады.
Говоря о нём, поджимали губы,
Встречаясь с ним, отводили взгляды.
Знаток и ценитель латыни косной,
Серебряного века предтеча,
Напечатай сонеты его Маковский,
Возможно, сердцу бы стало легче.
У вершины Олимпа упавший наземь,
Покоряясь капризу Господня гнева,
Он остался учителем тех гимназий,
До которых нам теперь — как до неба.
Под царскосельскими облаками
Он витает в красном закатном дыме.
Посмертно обобранный учениками
И всё-таки — не превзойдённый ими.
2004 А.М. Городницкий
http://stihi.ru/2021/07/11/6294 СпасиБог, дорогой Михаил! С поклоном, сердечно Ваш, Кирилл

Кирилл Ривель   13.07.2021 23:25     Заявить о нарушении
Вот уж не думал, дорогой Кирилл, что кто-то до меня написал стихи об Анненском... Но САМОМУ Городницкому я с удовольствием отдаю пальму первенства )
С уважением и дружеским теплом,
Ваш М.

Михаил Моставлянский   13.07.2021 23:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

К предыдущей рецензии:
Да, только вот, город, где жил, работал, а после трагически скончался поборник русской филологии, назван не его именем, а именем того попсовика-затейника, что грешил против русского языка в каждом своем опусе. А экзальтированные дамочки вознесли это преступление в ранг таланта и "новых веяний".
Ну да, что это я... слышал уж о консерватизме и о том, что язык развивается и меняется, и так дОлжно быть... Не уверен, что в кастрации есть развитие, но за долгие годы я редко встречал тех, кто не зомбирован мнением школьной "критики".
К чему это я? Да, так... бухтение старого маразматика от филологии и сожаление, что память И.Ф. оскорбили этим названием города.

Маргарита Ками   12.07.2021 15:11     Заявить о нарушении
О, простите великодушно! Моя тирада совершенно отвлекла меня от главной мысли, кою я желал бы высказать автору. А суть ее неимоверно проста)) Вы - талантище, милостивый государь. И не спорьте)
С поклоном,

Маргарита Ками   12.07.2021 20:54   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, сударь! ))

Михаил Моставлянский   13.07.2021 00:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

Дорогой Миша, как чудесны эти стихи, стоящие на величественных котурнах высокой поэзии!
Истинное наслаждение читать и перечитывать.
Замечательно эссе Володи Никитина. Напишу ему отдельно.
Такой ностальгичекий ландшафт душ высветился...
С поклоном АЛ

Алла Липницкая   02.07.2021 16:55     Заявить о нарушении
Пример Анненского меня вдохновляет - хотя он стал классиком уже, что называется, post mortem. А Володя, как всегда, на высоте - восхищаюсь его эрудицией и глубиной мысли... Я стараюсь не писать стихи "на злобу дня" - наоборот, с помощью поэзии мне хочется уйти от действительности. И "Анненский" - о котором, я убеждён, в Израиле мало кто слышал - именно попытка перенестись в иную эпоху и иные широты...
С уважением и теплом,
Ваш М.

Михаил Моставлянский   02.07.2021 17:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

Низкий поклон: за Такое - такому Поэту!
А от себя... - по вредной, Миша, привычке! - кину фрагментик из предлинного опуса, посвящённого И.А. С выкрутасами ))

«К Символизму. Анненский»

Анненский… Иннокентий Фёдорович.
Необычный поэт. Не столько своей «поэтикой» (а каждый настоящий уже по определению должен быть необычен), сколько отношением к себе. К своей значимости и популярности.

«Я твёрдо держался глубоко запавших мне в душу слов моего брата Николая Федоровича: «До тридцати лет не печататься», и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи и даже (ну как тут было не сделаться феминистом!) учили эту чепуху наизусть…».
Первый и единственный прижизненный его сборник увидел свет, когда его автору было уже под пятьдесят. Но даже здесь он предпочёл укрыться под многозначительным псевдонимом «Ник. Т-о». Только в самый последний год своей жизни Анненский начал было предпринимать кое-какие шаги, чтобы получить по праву принадлежавшее ему место на тогдашнем поэтическом Олимпе, но – не успел. Сергей Маковский, главный редактор литературного журнала, с которым Анненский предполагал сотрудничать, потом уже, много лет спустя, написал о нём такие слова:
«Поэт глубоких внутренних разладов, мыслитель, осуждённый на глухоту современников, – он трагичен, как жертва исторической судьбы. Принадлежа к двум поколениям, к старшему – возрастом и бытовыми навыками, к младшему – духовной изощрённостью, Анненский как бы совмещал в себе итоги русской культуры, пропитавшейся в начале XX века тревогой противоречивых терзаний и неутолимой мечтательности».
(Валентин Антонов. Одной звезды я повторяю имя… Источник: сайт «Солнечный ветер: историко-художественный журнал для всех»)

«Многозначительный псевдоним» (Ник. Т-о)…
Никто. – Это – понятно (?). Кстати, пользовал ИФ и его, и Ник-то, и Т-о, Ник.

У меня ничего как у писателя нет<,> и я ничто. Язык и мысль общие – нет<,> даже не так – я ответственный носитель общего достояния. И если закон литературной собственности сохраняет за мной право на метафоры<,> написанные моим пером, то отсюда еще не следует, чтобы Лев Толстой имел право на монополию в сфере Искусства или истины.
(ИА. Эстетический критерий)

Понятно, что в «Никто» далеко не всё очевидно (понятно). Даже – просто в Никто. Не говоря уже о Ник. Т-о.
В современном прочтении выделяется (выделено оно и самим ИА) уже это Ник. – Логин. Имя.
Можно и к Никону (греч. Νίκων – «Побеждающий»), учитывая «имитацию». Иннокентию оно, конечно, как-то созвучно (в «переверт», в анаграмму). Пусть сам Иннокентий – от латинского Innocentius – «невинный». А ещё и «иноком» позванивает.
Т-о. Тут вообще – простор (для воображения).
Просто – То. Знак – удалённости. Отстранённости-чуждости.
С учётом «лакуны»: хотя бы Творчество.
А к Творчеству Анненский относился трепетно. Благоговейно. Оттого и фамилия такая: Анненский!
Кстати: Искренность и Творчество близки уже этимологически. Ибо Творчество есть пре-творение, а не пере-делка. Здесь – особая ответственность. Внимание. Вслушивание. В Слово Откровения.
Отклик. Но и – учёт того, как слово (уже претворённое-претворяющее) отзовётся. Момент этический. Нравственный!
Здесь – не просто откровенность, но именно со-откровение. Глубина. Тайна. При-открывание сокровенного. Истина (хоть по-христиански, хоть по Хайдеггеру). Алетейя.

«Дело не в морали, а в раздумье, скромности, сомнении и сопротивлении. Мы все хотим припечатать, озарить, напугать, встревожить, донять.
Тайна нужна нам, это – наша пища. Но наша тайна – нескромность, и она заставляет нас забывать о тихом раздумье, о вопросе, о благодарности и воспоминании».

Скромность. Она же (как эстетическое) – сокровенность. Как единство этического и эстетического (их превосходящее), как онто-логическое – Искренность.
Искренность. Истовость. – К Истоку. К корням. К Храну. К берегу, краю, границе. К оберегу.
К ним. От них.
В «истовости» – как «исток», так и таинство «того» (То). То, та… – знак ещё тот! В болгарском языке – ключевой «артикль». Да и в русском…
То-вар. То-варищи. Вар – лагерь, дело, вера… За-единство. Солидарность.
То – причастность. Примерно, как и со-.
Причастнось Тайне. Символизм. От Малларме (а то и…).

А «То» Анненского – ещё и к его Тоске. Случайно (неслучайно!?), впечатывая первый «лист» с ИА в новую папочку к «Символу», я оскользнулся буковкой: ТОска (заглавное О).
Тоски у него – с избытком. И в «трилистниках», и в «размётку».

Тоска мимолётности

Бесследно канул день. Желтея, на балкон
Глядит туманный диск луны, ещё бестенной,
И в безнадежности распахнутых окон,
Уже незрячие, тоскливо-белы стены.
Сейчас наступит ночь. Так чёрны облака...
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там всё, что прожито, – желанье и тоска,
Там всё, что близится, – унылость и забвенье.
Здесь вечер как мечта: и робок и летуч,
Но сердцу, где ни струн, ни слёз, ни ароматов,
И где разорвано и слито столько туч...
Он как-то ближе розовых закатов.

Это – из «Сумрачного» (ТЛ). Открывающего «Кипарисовый ларец». Вслед за «Сиреневой мглой».
Очередной бесследно канувший день. Жалость, ложащаяся к желтизне и желаниям. Лунное, ускользающе-унылое «эль» (сквозное, льющееся), в сочетании с «ж», превращает жизнь в «жильё», вытягивая все жилы…
Melancolia… Разлитие чёрной желчи (μέλας «чёрный; тёмный» + χολή «жёлчь; гнев»). Хандра…
В переводе Натальи Литвиновой на испанский – Melancolia por lo fugaz.
Мимолётное – быстротечное.
А мне… В недавно мелькнувшее Мамихлапинатапай. Как по звучанию (мл-хл), так и… А вот, и не шучу!

«Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого в том, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым».

И… Из следующего (в трилистнике) сразу за ТМ «Свечку внесли»

С тенью тень там так мягко слилась,
Там бывает такая минута,
Что лучами незримыми глаз
Мы уходим друг в друга как будто.
И движеньем спугнуть этот миг
Мы боимся, иль словом нарушить,
Точно ухом кто возле приник,
Заставляя далёкое слушать.
Но едва запылает свеча,
Чуткий мир уступает без боя,
Лишь из глаз по наклонам луча
Тени в пламя бегут голубое.

Не слабо (с «перекликом»)!?
А зараз мы и разгуляемся. С Иннокентием Фёдоровичем. Давненько я напрямую с символистами не аукался!
Без оговорок – классный Поэт! И знал я его (читал достаточно). И понимал (в частности, его близость – к Тютчеву, с одной стороны, к Рубцову – с другой). И солидарен (во многом!). А всё как-то не втягивался.
----------------------

На сим пресекаю свой никчемное своевольство ))
Твой В.

Вольф Никитин   22.06.2021 12:53     Заявить о нарушении
Володя, ну ты "вааще"... ) Тронут, очень тронут... Я всё по верхам да по верхам, а ты всё вширь да вглыбь...
Да, нравится мне Анненский - именно тем, что ни к какой поэтической школе не принадлежал (как и я, скромненько так ))) Он, как и Бродский, предчувствовал свою раннюю кончину - это чувствуется почти в каждом стихе. Люблю трагических поэтов - ибо, как говорил Кьеркегор, «жизнь трагична по определению», и кто думает иначе, тот либо идиот, либо лгун...
Всё это я написал на фоне совершенно неподходящем - вечных пальм, хамсинов, дворцовых переворотов и безысходной левантийской тоски - просто чтобы отрешиться от удушающей действительности...
С поклоном к тебе,
Твой М.

Михаил Моставлянский   22.06.2021 21:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

Прекрасно, Михаил! Какая живая картина! У Вас дар воплощения духа эпохи.
Благодарю Вас за воскресение памяти о русском Эврипиде.

С уважением. Евгения

Евгения Казанджиду   18.06.2021 14:17     Заявить о нарушении
Хотелось написать что-то более фундаметальное об этом красивом, замечательном человеке, педагоге, просветителе, поэте, переводчике и создателе античных пьес. Он обладал столь удивительной скромностью, что об его поэтическом наследии мир узнал лишь спустя десятки лет после смерти...
С благодарностью,
М.

Михаил Моставлянский   18.06.2021 16:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

Приветствую, Михаил!
Рада новому от Вас! Тем более такая тема. Стихи Анненского очень люблю!
Спасибо! Просто рада Вам)
С улыбкой,

Юлия Саяпина   18.06.2021 12:33     Заявить о нарушении
Рад снова видеть Вашу улыбку, Юля!
Вот, заново открыл для себя Анненского - и его стихи легли на душу...
С теплом и уважением,
Ваш М.

Михаил Моставлянский   18.06.2021 12:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

Прекрасное стихотворение, Михаил! Мне кажется, вам подвластна любая тема. Так прочувствовать внутренний мир Анненского и так передать дух эпохи - дорогого стоит. И концовка просто блестящая!
Немного царапнула строчка - "...и корчится от резкой боли адской". Я почувствовала чрезмерность двух эпитетов. Вот, если бы было нечто вроде " ...и корчится от вспышки боли адской"... Но это так, иллюстрация того, о чем подумалось. Ни в коем случае не настаиваю на своем мнении, просто мысли вслух))

Галья Рубина-Бадьян   18.06.2021 11:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Галя! Недавно случайно обнаружил в своей библиотеке лет 35 назад подаренный мне друзьями томик произведений Анненского. Открыл - и зачитался... И понял - что не просто открыл книгу, а открыл для себя заново прекрасного - и очень близкого мне по духу - поэта...
А над строчкой подумаю. Стихо еще достаточно сырое - хотя лежит оно у меня "на полке" уже пару недель. Опубликовал единственно для того, что бы заполнить паузу...
С симпатией и уважением,
М.

Михаил Моставлянский   18.06.2021 12:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анненский» (Михаил Моставлянский)

Весьма и весьма! )

С уважением,

Вячеслав Карижинский   18.06.2021 08:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Слава! Вот, ненадолго вынырнул из небытия...

Михаил Моставлянский   18.06.2021 12:04   Заявить о нарушении