Рецензии на произведение «Неопалимая Купина»

Рецензия на «Неопалимая Купина» (Маргарита Метелецкая)

Главное - во все это верить. И желаемое превращается в реальность...
Пусть в новом году у Вас все будет хорошо, уважаемая Маргарита.
До новых встреч на станичках!

Яков Баст   30.12.2019 13:49     Заявить о нарушении
Да, дорогой Яков, Вера - всегда спасает! Волшебных новогодних праздников ! С Любовью - Маргарита

Маргарита Метелецкая   31.12.2019 23:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Неопалимая Купина» (Маргарита Метелецкая)

БЛАГОДАРЮ Тебя, Маргариточка, молча...ибо сама..."неПосвящённая", увы...((
Может, Любовью моих Ангелов-хранителей и жива только...
Но здесь не место для Покаяния...
Храни Господь тебя и близких!!!

Светлана Груздева   30.12.2019 23:16     Заявить о нарушении
Никогда не поздно, пока живы, дорогой Светлячок! Таинством Исповеди - вычёркивай ошибки из Книги Жизни! Преображайся - Таинством Причастия! Разговаривай со своим Ангелом_Хранителем - он заждался! Таинством Соборования - вычеркнут забытые грехи! А впереди - самое замечательное Таинство - ВЕНЧАНИЯ!
Сказано в Писании: "И последние - будут первыми!" С Любовью - Маргарита

Маргарита Метелецкая   27.11.2019 11:30   Заявить о нарушении
Да, Риточка, и мною ВЕНЧАНИЕ воспринимается как Великое Таинство...Благодарю тебя.
Пока не венчанная...

Светлана Груздева   27.11.2019 12:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Неопалимая Купина» (Маргарита Метелецкая)

Милая Маргарита, рада встрече с Вами!
Во-первых, об иконах - очень нужная информация. В моей жизни были случаи чудесные, связанные с иконами. Неопалимую привезла с Синая. Своими глазами видела ее - Купину, испытала необыкновенные чувства - огня, правды небесной, любви Божьей.
Старинные, еще 19 века, бабушкины иконы помогли маме выздороветь, выйти из комы (в свое время), а на образе Спаса однажды в ночь на Рождество горела розовая звезда в области сердца, светилась чудным светом. Я была ошеломлена донельзя: что-то происходило невероятное и огромное!
Особое спасибо за рассказ о Поэте - однофамильце Мандельштама (одного из моих любимых). Плачу над его судьбой. Но как прекрасны боговдохновенные его стихи!!! О которых не знала совсем, да и многие, видимо, не ведают о таком даровании, посетившем нашу грешную Землю...
Царствие ему Небесное!

А Вам поклон за Ваше доброе сердце и талант во славу Божью.

Екатерина Щетинина   24.11.2019 15:17     Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2011/07/23/1442

Спасибо, милая Екатерина, за Ваш чудесный душевный отклик! Если не возражаете, я Ваше свидетельство об иконах - поставлю на свою страничку? С Любовью - Маргарита

Маргарита Метелецкая   24.11.2019 13:34   Заявить о нарушении
Конечно.
Спасибо!

Екатерина Щетинина   24.11.2019 15:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Неопалимая Купина» (Маргарита Метелецкая)

Ещё раз приветик, Марго💐 с полчаса назад прочёл твой интересный рассказ, который мне напомнил одно стихотворение Сан-Тораса. Оно конечно не связано с твоей историей, но Неопалимая Купина, там имеет место быть...
*
Там, где сжигают корабли,
Где вечно молнии и громы,
России голос незнакомый,
Звучит вдали.

Она всегда легко карала
И гениев, и бунтарей,
Не берегла, не защищала,
Ни своих нищих, ни царей.

Теперь, державное строенье,
Республик слаженная связь -
Все рухнуло в оцепененье
В густую, вздыбленную грязь.

Конец империи! Россия,
Скрывая горечь, стыд и боль,
Стоит средь мировой стихии,
Как голый сказочный король.

Смешной, обманутый... Не так ли?
Слепец, безумец и чудак...
Но в неоконченном спектакле
Объявлен, господа, антракт.

Мы сами души свои гложем -
Кто убивал и кто любил.
Мы сами прах свой подытожим
Средь преждевременных могил.

Стоят забытые гробницы
И глыбы грабленых дворцов,
И в ступоре стоит столица
От новых русских подлецов.

И пусть кровавым покрывалом
Укрылась бедная земля,
Пока еще не прозвучало:
Конец, финито, вуаля!

Очнется разум постепенно
От обморока смутных дней.
Летящий ангел, непременно,
Коснется Родины моей!

Пусть от его прикосновенья,
Загадочно и неспеша,
Из вязкой глины безвременья
Восстанет русская душа.

И с яростной жестокой силой,
Рванется к выси голубой,
И миру явится Россия
«Неопалимой Купиной».

Виктор Косолаповский   22.11.2019 22:41     Заявить о нарушении
[22.11.2019 15:17] Маргарита Метелецкая: «Красные листья перед рассветом

Дворники смыли со стен.

Спите спокойно – в смерти поэта

Нет никаких перемен.»
В 50-ые годы по петербургскому андеграунду ходила легенда об одиноком

поэте - обитателе ночного города, читавшем фантастически красивые стихи

нескольким друзьям-художникам, таким же отверженным, как он сам. По

странной иронии судьбы, он был однофамильцем одного из крупнейших русских

поэтов ХХ века.
Мало кто знает, что кроме гениального Осипа Мандельштама был еще один

поэт - Роальд Мандельштам.
Судьба его печальна — тяжелейшие болезни, арест отца, война, блокада,

эвакуация, удушающая атмосфера сталинизма. Морфий — чтобы снять

мучительные боли. Нищета, изоляция, обреченность и в то же время —

немыслимая для тех лет творческая свобода.
«Запах камней и металла,

Острый, как волчьи клыки,

Помнишь -в изгибе канала

Призрак забытой руки?

Видишь - Деревья на крыши

Позднее золото льют.

В Новой Голландии, слышишь,

Карлики листья куют ?

И, листопад принимая

В чаши своих площадей,

Город лежит, как Даная,

В золотоносном дожде.»
Роальд жил очень бедно и время ему досталось тяжелое, но его душевный

мир был замечательно богат и в нем не было места для убогой

действительности.
[22.11.2019 15:18] Маргарита Метелецкая: Просто он существовал в другом измерении. Его поэзия была устремлена в

Серебряный век. Роальд любил Блока, боготворил Николая Гумилева и нашел

понимание среди таких же чуждых как и он.
«Розами громадными увяло

Неба неостывшее литьё:

Вечер,

Догорая у канала,

Медленно впадает в забытьё.

Ни звезды,

Ни облака,

Ни звука —

В бледном, как страдание, окне.

Вытянув тоскующие руки,

Колокольни бредят о луне.»
Бронхиальная астма у мальчика проявилась впервые в 1936 году - и уже не

отступала до конца жизни. А в 1948 году, вскоре после окончания школы,

Роальду поставили более страшный диагноз – костный и лёгочный туберкулёз.
Он пытался что-то делать. Сначала Роальд поступил на востоковедческий

факультет Ленинградского университета (учил китайский язык) – но бросил

через год, поскольку болезнь не позволяла много двигаться. Потом он

учился в политехническом институте, но тоже бросил.

Он почти не выходил из дома, лежал на кровати – и писал. Наброски,

варианты, попытки создать крупные произведения. 400 стихотворений, по

большей части маленьких – вот и всё, что он оставил после себя.
...Роальд жил в узкой и длинной комнате на Канонерке, недалеко от

Калинкина моста, в квартире под самой крышей, но Ленинград – это не

теплый Париж, и с туберкулезом и астмой так жить совсем не весело...

Мебели у него почти не было, зато были книги. Читая стихи своим друзьям

Роальд с трудом вставал, но он не любил и не хотел читать лёжа.
«Я не знал, отчего проснулся;

Но печаль о тебе легка,

Как над миром стеклянных улиц

Розоватые облака.

Мысли кружатся, тают, тонут,

Так прозрачны и так умны,

Как узорная тень балкона

От, летящей в окне, луны.

И не надо мне лучшей жизни,

Лучшей сказки не надо мне:

В переулке моем - булыжник, -

Будто маки в полях Монэ!»
Он не умел тратить деньги, вспоминал Александр Арефьев. Роальд мог пойти

и потратить последние гроши на шляпу или на пирожные – когда ему было

нечем даже платить за комнату.
[22.11.2019 15:18] Маргарита Метелецкая: Его друзьями были члены нонконформистской художественной организации

«Арефьевский круг». Судьбы всех участников этой группы непросты.

Александр Арефьев, русский художник, был исключён в 1949 году из

художественной школы, отчислен в 1953 году из медицинского университета,

провёл три года в лагерях, умер в 47 лет в эмиграции, во Франции, в 1978

году. Вадим Преловский повесился в 1954 году. Владимир Шагин, чьи работы

сейчас в Третьяковке, на протяжении 7 лет (61…68) находился на

принудительном лечении в психбольнице. Рихард Васми был отчислен из

архитектурного техникума, работал колористом на картонажной фабрике,

разрисовщиком косынок, клееваром, лаборантом в Ботаническом институте,

кочегаром, маляром. Шолом Шварц более или менее работал и зарабатывал

(маляром, реставратором), позже его картины выставлялись на выставках в

Париже, Берлине. Родион Гудзенко отсидел 10 лет в лагере за то, что

пытался бежать во Францию в 50-х.

Собственно, они познакомились на квартире у Рихарда Васми, точнее, в его

единственной комнате, в 1948 году. Шестнадцатилетний Роальд читал свои

стихи таким же юным художникам. Эти люди и сохранили для нас его поэзию.
«Вечерний воздух чист и гулок,

Весь город — камень и стекло:

Сквозь синий-синий переулок

На площадь небо утекло.
Бездомный кот, сухой и быстрый,

Как самый поздний звездопад,

Свернув с панели каменистой,

На мой “кис-кис” влетает в сад.
Старинным золотом сверкая,

Здесь каждый лист — луны кусок:

Трубит октябрь, не умолкая,

В свой лунный рог…»
<1954—1955>
Гораздо позже, в 1958 году, он познакомился со скульптором Михаилом

Шемякиным. Впоследствии, уже после смерти Роальда, Шемякин был одним из

инициаторов издания его стихов: именно в его руках оказалась большая

часть сохранившихся рукописей.
* * *
Вспоминает композитор Исаак Шварц:
Отличительная черта его жизни – внутреннее колоссальное богатство и

жуткий контраст с внешней оболочкой его жизни. Я не видел такой убогости

внешней оболочки и такого богатейшего внутреннего мира, вот такого

контраста я, действительно, не встречал в жизни. Этим для меня Роальд

Мандельштам и очень дорог. В этом тщедушном человеке было столько

внутренней силы духа. Очень сильный был характер, несмотря на такую

кажущуюся внешнюю слабость мышечную, сила духа была мощная... (из беседы

на Радио Свобода).
* * *
[22.11.2019 15:19] Маргарита Метелецкая: В противоречии тусклой реальности и ярчайшей духовной жизни – он

напоминал другого страдальца,

подарившего читателям свой прекрасный мир – Александра Грина. Только

Зурбаганом и Лиссом Роальда Мандельштама был Серебряный век русской

поэзии, а его волшебный город-сказка был очень похож на его родной

Ленинград.
«Вечерами в застывших улицах

От наскучивших мыслей вдали,

Я люблю, как навстречу щурятся

Близорукие фонари.
По деревьям садов заснеженных,

По сугробам сырых дворов

Бродят тени, такие нежные,

Так похожие на воров.
Я уйду в переулки синие,

Чтобы ветер приник к виску,

В синий вечер, на крыши синие,

Я заброшу свою тоску.
Если умерло все бескрайнее

На обломках забытых слов,

Право, лучше звонки трамвайные

Измельчавших колоколов.»
февраль 1954
* * *
В 1956 году он попал в больницу в таком тяжёлом состоянии, что врачи

заранее подготовили и оформили свидетельство о смерти. Но он выжил

тогда, его вытянули друзья и стихи.
Он часто откровенно и вслух высказывал своё мнение о советской власти,

но в то время как его друзья-художники регулярно вызывались на допросы,

Роальда никто не трогал. Формулировка, которую услышал как-то Гудзенко:

«Мы даже его не вызываем, он сдохнет, это дерьмо! Мы даже его не

вызываем по вашему делу, Родион Степанович, он и так сдохнет, его

вызывать нечего! Он труп!» Это говорил майор КГБ.
«Он нигде в жизни не комплексовал о своем маленьком росте, настолько он

был великий человек. И так возвышался над всеми своим остроумием и

своими репликами и никогда и нигде не уронил своего поэтического

достоинства», - писал о Мандельштаме Арефьев.
* * *
[22.11.2019 15:19] Маргарита Метелецкая: «Весь квартал проветрен и простужен,

Мокрый город бредит о заре,

Уронив в лазоревые лужи

Золотые цепи фонарей.
Ни звезды, ни облака, ни звука,

Из-за крыш, похожих на стога,

Вознеслись тоскующие руки -

Колокольни молят о богах.
Я встречаю древними стихами

Солнца ослепительный восход -

Утро с боевыми петухами

Медленно проходит у ворот.»
Роальд Мандельштам умер в 1961 году в возрасте 28 лет, так и не увидев

опубликованной не единой своей строчки.
«Высох совершенно, два огромных глаза, тонкие руки с большими ладонями,

от холода укрыт черным пальто, а вокруг пара книг и много листочков с

зачеркнутыми стихами, потом опять переписанными» - так писал Анри

Волохонский (автор небезызвестного стихотворения «Под небом голубым») о

последних месяцах Роальда, свидетелем которых был.
За гробом шли всего два человека. Лошадь с санями и две фигуры в

валенках. Да, был ещё Арефьев. Кто-то из родни, кому достались бумаги

Роальда, на всякий случай сжёг немалую часть. Но стихи – сохранились.
Вместе с Роальдом Мандельштамом покоятся его друзья, художники

питерского андеграунда - Александр Арефьев и Рихард Васми.
Могила троих из ,,Ордена Нищенствующих Живописцев" не забыта, сюда

приходят люди чтобы отдохнуть от суеты и помянуть трёх друзей - двух

художников и одного поэта.
[22.11.2019 15:20] Маргарита Метелецкая: «Не может быть, чтоб ничего не значив,

В земле цветы

Рождались и цвели:

— «Я здесь стою.

Я не могу иначе», —

Я — колокольчик ветреной земли.
Я был цветком у гроба Галилея

И в жутком одиночестве царя.

Я помню всё.

Я знаю всё.

Я всё умею,

Чтоб гнуть своё,

Смертельный страх боря.
Мой слабый звон приветствует и плачет.

Меня хранят степные ковыли.

— Я здесь стою!

Я не могу иначе.

Я — колокольчик ветреной земли.»
Первая книга Роальда Мандельштама – «Избранное» – вышла в Иерусалиме в

1982 году, спустя 20 лет после смерти поэта. Но все-таки он был, и успел

написать стихи...
------------

Роальд Чарльзович Мандельштам.

16 сентября 1932 - 26 января 1961
------------

Стихи Роальда Мандельштама можно почитать по ссылке:
http://imwerden.de/…/mandelstam_roald_stikhotvoreniya_1997…

Маргарита Метелецкая   23.11.2019 10:42   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Витюша, за нежный отклик нежной души! С Любовью - Маргарита

Маргарита Метелецкая   23.11.2019 10:43   Заявить о нарушении
Ух ты, какое интересное и общеобогащающее замечание. Честно скажу, не знал об этом поэте... Не зря говорят: Век живи, век учись...
Спасибо, Марго💐🙋

Виктор Косолаповский   23.11.2019 13:20   Заявить о нарушении
Слава Богу, что по душе, дорогой Витюша! С Любовью - Маргарита

РЕКОМЕНДУЮ !!! Лекция Андрея Кураева "О романе Булгакова "Мастер и Маргарита" (если не слушал!!!)

Маргарита Метелецкая   23.11.2019 13:58   Заявить о нарушении
Пасиб, Марго, эту не слушал... Но многие другие слушал🙋🌹

Виктор Косолаповский   26.11.2019 18:51   Заявить о нарушении
Буквально перевернул моё понимание романа ! Буквально перевернул!!!

Маргарита Метелецкая   26.11.2019 19:38   Заявить о нарушении
Заинтриговала😊

Виктор Косолаповский   26.11.2019 19:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Неопалимая Купина» (Маргарита Метелецкая)

Всё прочитала, Рита, - и сам рассказ твой, и добавленные комментарии! СПАСИБО!
Иконы есть дома, конечно, и я молюсь, как умею, и благодарю всегда за помощь...

Обнимаю тебя!

Фили-Грань   22.11.2019 15:32     Заявить о нарушении
Вот и славно! Вот и слава Богу, Людок! С Любовью - Маргарита

см.сообщение!

Маргарита Метелецкая   22.11.2019 15:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Неопалимая Купина» (Маргарита Метелецкая)

Согласен, Маргарита, икона в доме радость для души и сердца.
Спасибо за информацию об иконах.

Валентин Шишков   22.11.2019 01:27     Заявить о нарушении
Я знаю случай, дорогой Валентин, когда молодая девушка венчалась в Церкви только для понта (по моде!)...Ну, чтоб машина свадебная, роскошное подвенечное платье и вся торжественность Таинства Венчания - были запечатлены на плёнку...для показа...
( то есть ни она, ни ея родители, ни дедушки с бабушками...не были воцерковлены, в Храм не ходили, дома не молились, ни исповедовались, ни причастялись)...Отец и дед (художники!) - ИКОНЫ НАРИСОВАЛИ и ОСВЯТИЛИ ПО ПРАВИЛАМ В ЦЕРКВИ для благословения новобрачных по православному обряду...
И вот...после венчания - иконы сии были заброшены на шкаф...- никто их в Красный угол не поставил под рушники для моления за счастливую супружескую жизнь молодожёнов...Брак сей распался, не просуществовав и полутора лет...Надо ли тебе объяснять - почему?
Икона в доме - ДЛЯ МОЛЕНИЯ, чтобы радость и покой устанавливались и в душе, и в сердце!!! Не подпитывается икона молитвами (ВСЁ ЖИВОЕ В ЭТОМ МИРЕ! ДАЖЕ КАМЕНЬ ДУШУ ИМЕЕТ!!!) - усыхает, не действует!!!
Спасибо за отклик души и созвучность ! С Любовью - Маргарита

Маргарита Метелецкая   22.11.2019 14:03   Заявить о нарушении
причащались!!!

Маргарита Метелецкая   22.11.2019 14:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Неопалимая Купина» (Маргарита Метелецкая)

Трогательная история, Ритуля
В который раз повторю:"Блажен, кто верует"
Счастья тебе!
Потихоньку знакомим читателя со свей жизнью: уже не только твою лоджию с цветами увидела, но и красный угол в комнате.
Обнимаю
Ри

Римма Батищева   21.11.2019 19:40     Заявить о нарушении
Э, милая Риммуся ! Зашла бы ты во Введенский мужской монастырь и посмотрела, например, на икону Богородицы "Неупиваемая чаша" (от пьянства и наркозависимости имеет благодать!)- увешана драгоценностями золотыми и всяческими от счастливцев излеченных! Аналогично в этом же монастыре Чудотворная икона "Призри на смирение" - во избавление от гордыни (самый тяжкий грех в Христианстве, пережигаемый только Богом ЛИЧНО!) - уже и самой иконы не видно за драгоценностями мирян, получивших излечение по благодати!

Маргарита Метелецкая   21.11.2019 20:05   Заявить о нарушении
История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.
История Казанской иконы
Обретение святыни
Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году. Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления – в июне 1579 года – город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.
Явление Казанской иконы
Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска – начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.
Смутное время
История Казанского образа в истории Смутного времени неразрывно связана с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов, а в равной степени и от внутренних раздоров, которые, быть может, даже в большей мере угрожали тогда стране.
Патриарх Ермоген, кстати, стал автором «Сказания» о Казанском образе Богородицы. Это случилось, когда он был еще митрополитом Казанским в 1594 году. Полное название «Сказания» – «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Также он составил службу этой иконе.

В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. Широко известно, что в это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, однако важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды казаков и просто бродячих искателей легкой наживы, которые грабили, насиловали и убивали. Люди, называвшие себя православными, если и оставались таковыми, то лишь формально. Вели же себя многие как настоящие варвары.

Патриарх Ермоген был заключен под стражу. Именно в этот момент, окончательно осознав губительность ситуации, святитель начинает рассылать свои окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. В них он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города.

В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

К осени 1612 года ситуация сложилась достаточно сложная. С одной стороны, сами поляки, которые укрылись в Кремле, находились в замкнутом круге – в их стане свирепствовали голод, болезни и разногласия, а посылаемые на помощь с внешней стороны обозы перехватывались русским ополчением. С другой стороны, и в стане русского ополчения были свои нестроения. Становилось очевидным, что ждать более нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.
Есть в исторических источниках указание на чудесное явление, связанное с заступничеством Божией Матери. В момент осады в Кремле находился архиепископ Элассонский Арсений, которому в ночь перед штурмом явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль.

25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков.

С 1649 года этот день – 22 октября стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

Казанский образ в войне 1812 года
В Отечественной войне 1812 года снова проявилась милость Матери Божией к русскому народу, которую Она явила через Свой честной Казанский образ.

Известно, что перед отбытием в действующую русскую армию перед Казанским образом Богородицы молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой 22 октября. В этот день, который был днем празднования в честь Казанского образа, русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

В этом бою, в котором французы потеряли около 7–8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы.

В 1811 году в Санкт-Петербурге было завершено возведение Казанского собора, который после войны 1812 года стал храмом-памятником русской армии. Впоследствии в этом соборе был похоронен князь Михаил Кутузов. Несомненно, что место для увековечивания славы русской армии было выбрано не случайно, так как в войне 1812 года Пресвятая Богородица, как и в годы Смутного времени, стала духовной водительницей русского народа.

Маргарита Метелецкая   21.11.2019 20:08   Заявить о нарушении
Похищение образа
С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления. Однако, когда для России наступили смутные революционные годы, возможно, в назидание или смирение Господь лишил ее этого чудотворного образа. Во многих людях той эпохи проявились черты отступничества от родной веры, от веры своих отцов. Скорее всего, это стало одной из ряда причин случившейся трагедии. Сейчас, спустя много лет, те события можно проследить достаточно подробно.

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен.

Считается, что момент для кражи иконы был выбран не случайно. В течение четырех дней, предшествующих краже, в монастыре находилась принесенная в город Смоленская икона Божией Матери. В связи с этим в обители ежедневно совершались продолжительные праздничные богослужения. 28 июня Смоленская икона была вынесена из монастыря для возвращения домой. По окончании всенощного бдения монахини разошлись по кельям. В начале третьего часа ночи одна из послушниц, Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Оказалось, что это кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.
При осмотре собора было найдено место, через которое внутрь проникли воры. То, что это были именно воры, а не просто вандалы, выяснилось, когда была установлена пропажа Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в иконостасе. Иконы были украшены дорогими ризами – это, по-видимому, и привлекло грабителей. Как было отмечено позже, кроме икон также было похищено 365 рублей пожертвований, которые хранились в свечных ящиках.

Новость о похищении чудотворного образа быстро облетела не только Казань, но и всю Россию. К счастью, благодаря смотрителю Александровского ремесленного училища Владимиру Вольману (он дал полиции очень ценные сведения), преступников быстро нашли. В результате слаженных, а главное, быстрых действий всех неравнодушных к этой беде людей полиция очень скоро вышла на главного подозреваемого – крестьянина 28 лет Варфоломея Чайкина (Стояна). Уже 5 июля он, вместе со своей женой Прасковьей Кучеровой (официально она была его сожительницей), был задержан в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске на квартире Чайкина были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам 9-летней Евгении, дочери сожительницы Чайкина, иконы были порублены и сожжены в печке. Похожие свидетельства дали еще несколько лиц, которые проходили как свидетели – в частности, это была мать Прасковьи, Елена Шиллинг.

25 ноября 1904 года в Казанском окружном суде начался судебный процесс. Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Чайкин (Стоян), Анания Комов (оба – непосредственные участники преступления), Федор Захаров, Николай Максимов (ближайшие подельники), Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг (обе – скрывшие преступление).

После продолжительных слушаний решением суда Варфоломей Чайкин (Стоян) был осужден на 12 лет каторжных работ, Анания Комов – на 10 лет. Максимов был приговорен к ссылке на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг приговорили к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров, который подозревался в пособничестве, был оправдан.

Основная версия участи иконы сводилась к тому, что ее, как и образ Спасителя, злоумышленники сожгли. Однако со временем стали появляться и другие версии. Например, некоторые предполагали, что Чайкин мог продать икону старообрядцам, так как даже без оклада она стоила очень дорого. Истинная ее участь так до конца и
Где находится Казанская икона
Наше время. Возвращение
Новый виток история с Казанской иконой получила уже в наши дни. В 2004 году из Ватикана поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II со Святейшим Патриархом Алексием II. Предлогом стало нахождение при папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа.
И хотя встреча патриарха и Папы так и не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией, которую возглавлял кардинал Вальтер Каспер. 28 августа она была передана патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань, а до того времени он хранился в резиденции патриарха.

В июле 2005 года, находясь с архипастырским визитом в Казани, патриарх Алексий II совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения Казанской епархии был передан принесенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Таким образом, можно сказать, произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани.

Оригинал Казанской иконы
Сразу отметим, что слово «оригинал» условное при разговоре об иконах. Любое освященное изображение Казанской иконы — это святыня, перед которой можно молиться. Пресвятая Богородица слышит молитвы человека вне зависимости от того, перед какой иконой они произносится.

Традиционно под «оригиналом Казанской иконы» понимают образ, который явился в 1579 году девочке Матроне и был утрачен в начале ХХ века.
Список в ополчении
Так, например, один из чтимых списков Казанской иконы постоянно находился в лагере русского ополчения князя Димитрия Пожарского во время войны с польскими и шведскими интервентами в 1611–1613 годах. В память освобождения Москвы от польских войск было установлено совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Вначале празднование совершалось только в Москве, однако с 1649 года празднование стало общероссийским.

Примерно в это же время был построен и первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском.

Петербургский список
В XVIII веке свое внимание и уважение к образу Богородицы проявили и Петр I, и Екатерина Великая. Так, например, именно при Петре I, в 1721 году, один из чтимых списков Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург. А ранее, в 1709 году (накануне Полтавской битвы), вся русская армия во главе с императором молилась перед Казанским образом о даровании победы. В 1768 году особо был почтен оригинал иконы, находившийся в Казани. Императрица Екатерина Великая украсила оклад образа бриллиантовой короной.
По учению Православной Церкви, нельзя считать, что та или иная икона от чего-то помогает. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что новонаписанный образ становится святыней лишь после его освящения. До этого момента новая икона — это просто изображение Христа, Богородицы или святого, которое сделано красками на дереве. Христиане не покланяются материалу, с помощью которых написан тот или иной образ. На VII Вселенском соборе был принят догмат об иконопочитании. Там прямо говорится, что «честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

Другое дело, что некоторые иконы считаются чудотворными, поскольку Христос по молитвам перед теми или иными святынями, помогает людям и целым народам. Поэтому Казанская икона Божией Матери была особо почитаема на Руси, и Богородица по молитвам людей перед ее образом не раз исцеляла больных или спасала страну от гибели.

Молитва перед иконой Казанской Божией Матери не раз спасала Россию. Так было в начале XVII века, когда Москва была захвачена поляками. В ополчении Минина и Пожарского был чудотворный образ Богородицы, и после усердных молитв люди смогли освободить Кремль от захватчиков в 1613 году.

В 1812 году на Россию напала армия Наполеона, и снова молитва перед образом Казанской Божией Матери помогла справится с захватчиками. Многотысячная армия знаменитого полководца бежала из России.

Тоже самое происходило и в годы Великой Отечественной войны. Существует несколько историй о том, как Богородица помогла людям пережить ужасы войны, а солдатам разгромить страшного противника. Молитва помогала воинам в боях.

Маргарита Метелецкая   21.11.2019 20:12   Заявить о нарушении
Ри, я не сомневаюсь, что истинная вера помогает жить.

Римма Батищева   21.11.2019 20:24   Заявить о нарушении
Вера - это первый шаг...Потом - ЗНАНИЕ наступает...

Маргарита Метелецкая   21.11.2019 20:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Неопалимая Купина» (Маргарита Метелецкая)

Есть, золотко! Очень давняя икона! У нас её называют просто "Непалима"... Видимо, с тех пор, когда были часты пожары из-за соломенных крыш, выгорало целыми порядками село. ☼☼☼

Валентина Агапова   21.11.2019 16:12     Заявить о нарушении
Э, Валюша, не просто - ЕСТЬ! Она ж - намолена должна быть! Почитаема в каждом конкретном доме - тогда только ОДУШЕВЛЯЕТСЯ и ПОМОГАЕТ!
"Розу Мира" читала Даниила Андреева?
Одушевляется даже любимая игрушка ребёнка, которую "Кормят", "Укладывают спать","Выгуливают" и т.д. А просто есть - вряд ли поможет? С Любовью - я

Маргарита Метелецкая   21.11.2019 20:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Неопалимая Купина» (Маргарита Метелецкая)

Я тоже верю, что иконы спасают!

Вадим Константинов 2   21.11.2019 14:53     Заявить о нарушении
Дак, дорогой Вадюшик, не знают же истории ? Почему, например, названа Казанская икона Божией Матери? Почему на поле брани выносили? И так далее...С Любовью - Маргарита

Маргарита Метелецкая   21.11.2019 14:56   Заявить о нарушении
А чо...под рецкой Вадима?

Маргарита Метелецкая   21.11.2019 19:21   Заявить о нарушении