Рецензии на произведение «К. П. Кавафис. Укрепление»

Рецензия на «К. П. Кавафис. Укрепление» (Евгения Казанджиду)

Смешно, - не правда ли ?

Смешно, - не правда ли ?
Как дети малые, не преступив закон
Не ощутят величия закона, и мудрость
Будет в назиданье им, но книжной назовут
Её они, пойдут потом и храмы разрушать и
На дрова переведут иконы, такое было здесь
Уже не раз, борьбой с искусством был их путь
Отмечен, им побывать в Аиде хоть бы раз, тогда бы
Поняли что человек не вечен, хотя бы лишь в отдельности
Своей, не как душа, скорее же как личность, но путь ведёт
Сквозь бездны и чертей, так за единством скрыта единичность...+)

Сергей Херувимкин   03.04.2021 17:31     Заявить о нарушении
Кавафис был философом, а, значит, критически мыслящим человеком. В данном произведении, таком лаконичном(!)отражена концепция диалектического развития личности. Здесь говорится о противоречии нового со старым, об их взаимной борьбе, отрицании новым старого, но с удержанием в себе существенного. Только переосмысливая предыдущий опыт, можно глубоко и осознанно его принять. Разрушать храмы и сжигать иконы поэту и в голову не могло прийти. Вы, Сергей, и сами могли в этом убедиться, прочитав позже ещё несколько произведений Кавафиса( за что я Вам очень благодарна ): "В Церкви" и "Загробная жизнь". А мысли об Аиде( смерти )никогда не покидали поэта. Я не знаю ни одного, кто так много произведений посвятил бы теме осмысления смерти. Я могу привести Вам очень большой список из тех, которые я уже перевела. А сколько их ещё у него осталось, не переведённых мною!

Евгения Казанджиду   04.04.2021 19:21   Заявить о нарушении
Не все же люди способны понимать метафоры, метонимии и способны к восприятию абстракций и переносных смыслов.

Иконамми топили печки в Византии, и не при Юлиане отступнике, а при императоре-иконоборце Льве-армянине.



Сергей Херувимкин   04.04.2021 19:31   Заявить о нарушении
А вот центр мистерий Персефоны в Элевсине был закрыт и ликвидирван вовсе не еретиками-монофиситами, не иконборцами-манихеями, а именно ортодоксами.

Варварство всегда варварство, - и обычно боится и ненавидит всё, чего не способно понять.

Есть очень хороший рассказ Хорхе Луиса Борхеса "Богословы", где всё это очень хорошо и лаконично изложено.

Сергей Херувимкин   04.04.2021 19:37   Заявить о нарушении
Немного информации из энциклопедии вики, про Мистерии Деметры и Персефоны.
"История мистерий

Зарождение мистерий можно отнести к микенской эпохе (1500 лет до н. э.). Они праздновались ежегодно в течение почти двух тысяч лет.

Во времена Писистрата Афинского Элевсинские мистерии приобрели большое значение и паломники приезжали со всей Греции для участия в них. Начиная с 300 г. до н. э. контроль над проведением мистерий взяли представители двух семей Эвмолпидов и Кериков.

Обязательным условием допуска к мистериям была непричастность к убийству и владение греческим языком (не быть варваром). К участию допускались женщины и некоторые рабы.

Римский император Феодосий I Великий указом от 392 года закрыл святилище, — в целях борьбы с язычеством и укрепления христианства.

Последние следы мистерий были уничтожены в 396 году во время вторжения короля готов Алариха I в Византию...

..."

Сергей Херувимкин   04.04.2021 19:51   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2019/01/07/6837

О, - ходы мысли...

Элнаэль Котин

+)

http://stihi.ru/2018/11/22/3537

Мистерии Диониса и Элевсина. Вино и Кикеон

Элнаэль Котин

Сергей Херувимкин   04.04.2021 19:56   Заявить о нарушении
И, вот - философия автора.

Про современное положение вещей, - в данных мета-физических областях.

http://stihi.ru/2019/01/07/5367

"Дионис Непобеда".

Элнаэль Котин.

Сергей Херувимкин   04.04.2021 20:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «К. П. Кавафис. Укрепление» (Евгения Казанджиду)

Оскар Уайльд (что весьма характерно для людей с "особыми центрами притяжения" и тем самым роднит его с Кавафисом) очень метко сказал: "Лучший способ избавиться от соблазнов и искушений - это им поддаваться" )) Когда общепринятая мораль вступает в антагонистическое (извините за это марксистское выражение) противоречие с натурой какого-либо человека (или группы людей), то единственный способ разрешить это противоречие - объявить свой нравственный внутренний кодекс Универсальной Высшей Моралью... Пока таким образом поступают философы или поэты, это вполне приемлимо, но когда подобные проекты реализуют политики и авантюристы, то... Ну, все мы знаем историю...
Спасибо, Евгения, за прекрасный перевод... На самом деле - это даже не стихотворение а настоящий философский трактат )) Поэзия Кавафиса прекрасна тем, что она не только прекрасна, но и даёт обильную пищу для глубоких философских рассуждений....
С уважением,
М.

Михаил Моставлянский   01.04.2021 08:03     Заявить о нарушении
Давно я не получала такого удовольствия от общения, Михаил. ) Между этими двумя поэтами, Вы правы, много общего, как между людьми с "особыми центрами притяжения", но, что особенно важно - жившими в одно время и имевшими приблизительно равный уровень культуры. В данном случае, похожесть двух поэтов-гедонистов феноменальна.

Произведения Кавафиса - лучшее подтверждение Ваших предположений:

"Лучший способ избавиться от соблазнов и искушений - это им поддаваться" - http://stihi.ru/2017/06/03/2641
http://stihi.ru/2018/11/16/7074

"...объявить свой нравственный внутренний кодекс" - http://stihi.ru/2018/04/04/144

Оба переосмыслили библейскую историю о Саломее. Оскар Уайльд написал пьесу в 1891 году, а Кавафис - стихотворение в 1896 году. http://stihi.ru/2016/12/30/5551 Сравните их подходы.

Спасибо за интересную беседу!


Евгения Казанджиду   01.04.2021 21:10   Заявить о нарушении
Мы удивительным образом, Евгения, построили поразительый треугольник: Уайльд - Рильке - Кавафис (заметим, что любовницу Рильке звали Саломе )) Первые двое достигли мировой славы еще при жизни, третий - только сейчас начинает её обретать, спустя десятки лет после своей смерти...

Историю Саломеи (Шуламит), потребовавшей голову Иоанна Крестителя на серебряном щите, вызывает у меня, честно говоря ужас, и омерзение. Успокаивает лишь сомнение в её достоверности )) Мой библейский ареал - в силу понятных причин - ограничен лишь "Ветхим заветом" (т.е. Торой, тремя её составляющими - Пятикнижием Моисеевым, Книгами Пророков, Писаниями), а также Устной Торой - Мишной и Талмудом.

Апокрифические тексты Евангелий Нового Завета я начинал когда-то читать, но с первых же строк я обнаружил в них множество противоречий, исторических неточностей, и откровенных нестыковок - ни с логикой, ни с фактологией...

Но главное, что Иоанн Баптист распознал в Христе Мессию, несмотря на то, что тот не подпадал под критерии и требования к Мессие, описанные в Торе:

1. Он должен быть потомком царя Давида по мужской линии, [Иисус не мог быть потомком царя Давида, поскольку у не было отца (непорочное зачатие)]
2. Он сам должен быть царем народа Израиля [Иисус не был царём Израиля],
3. Он должен быть мудрецом Торы и праведником, соблюдающим все заповеди письменной и устной Торы. [Иисус отрицал и отвергал многие заповеди письменной и устной Торы]
4. Он также должен заставить весь народ Израиля следовать заповедям Торы. [Иисус создавал собственные законы]
5. Он должен вести войны, заповеданные Всевышним.[Иисус войн не вёл]

Если появится человек, который будет удовлетворять этим критериям, можно предположить, что он станет мессией. Однако, для того, чтобы можно было с уверенностью заявить, что он мессия, требуется, чтобы он:

a. Построил храм на прежнем месте,
b. Собрал весь народ Израиля, находящийся в изгнании, в земле Израиля.

Ничего этого не произошло - вернее, всё произошло с точностью наоборот: Храм был разрушен, иудеи рассеяны по всему миру...

Подход Уальда к этой евангеличской легенде оказался исключительно чувственно-эротическим, Кавафиса - цинично философским. И только Рильке - реализовал на практике с наследницей иудейских царей Лу Саломе )) И слава Богу, сохранил голову... 

Михаил Моставлянский   02.04.2021 03:01   Заявить о нарушении
Да, действительно, получился треугольник. Только это треугольник равнобедренный, не равносторонний. Основанием, по праву является Рильке, как представитель традиционных, основных, отношений в обществе. А Уайльд и Кавафис, конечно же, равные между собой стороны, поэтому и отношение их к Саломее подобное, несмотря на особенности их литературного подхода: оба питают в себе чувство эротического отторжения от женщины.
Но Кавафис умел, как и Рильке, высоко ценить ум и мудрость в женщине. У него есть несколько произведений на исторические темы, по которым можно об этом судить положительно. Например, http://stihi.ru/2017/07/24/6345
http://stihi.ru/2018/04/18/7908
http://stihi.ru/2018/05/06/550

Лу Саломе, "гениальная русская", писательница, учёная, муза и вдохновительница знаменитых мужчин Европы. Любить такую может только мужчина, способный стать вровень с ней.

Благодарю Вас, Михаил, за диалог.

Евгения Казанджиду   02.04.2021 23:54   Заявить о нарушении
Да, список полонников Лу Саломе впечатляет: Ницше, Рильке, Фрейд... И еще множество не менее знаковых для истории личностей... Вы правы, Евгения: "любовь предпочитает равных" ))

Михаил Моставлянский   03.04.2021 22:33   Заявить о нарушении
написал по ошибке "полонников" вместо "поклонников" - и призадумался: а ошибка ли это? Ведь она действительно брала великих мужчин "в полон" ))

Михаил Моставлянский   03.04.2021 22:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «К. П. Кавафис. Укрепление» (Евгения Казанджиду)

Твоя тюрьма - свобода мысли,
Поступков и желаний плен
Не тяготит крылатой выси
Без крыш и стен.

Ты разрушаешь, созидая.
Устои лживые кляня,
Как я похожа на тебя,
Свой рай в аду воссоздавая!

Татьяна Костандогло   15.08.2017 13:39     Заявить о нарушении
Беседуйте - вам не мешаю.
Сижу у вашего огня...

Евгения Казанджиду   14.08.2017 23:54   Заявить о нарушении
Последняя строка теперь безупречна - правлю с помощью К.К. Удивительно!

Татьяна Костандогло   15.08.2017 12:56   Заявить о нарушении
Таня, сочувствую поэтам - беспокойные люди! Несовершенство слов и выражений, которые видны только им, а другим и дела нет, лишают их радости жизни.(((

Евгения Казанджиду   15.08.2017 13:24   Заявить о нарушении
Это верно, Женя. Так того требует порядок вещей.
Хаос в поэзии есть профессиональное графоманство...

Татьяна Костандогло   15.08.2017 13:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «К. П. Кавафис. Укрепление» (Евгения Казанджиду)

Тогда мне предстоит открыть счёт второй сотне рецензий и отзывов. Замечательное стихотворение и столь же замечательный перевод.
Как мне понятна и близка философия Кавафиса
Спасибо, Евгения, за полученное удовольствие

Борис Зарубинский   12.04.2017 10:37     Заявить о нарушении
Мне приятно вдвойне, что именно мой брат по цеху, и такой талантливый, открывает вторую сотню рецензий! Это - уже второй знак. А, значит, это судьба.)))

Евгения Казанджиду   12.04.2017 14:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «К. П. Кавафис. Укрепление» (Евгения Казанджиду)

трагическое противоречие между духовным и материальным. Хотя это не обязательное условие. но спасибо за перевод такой глубокой философской работы! С теплом, уважением,нежностью и благодарностью, Ирина

Ирина Прекрасная-Повышева   11.04.2017 16:38     Заявить о нарушении
Я тронута Вашим вниманием. Всего Вам наилучшего и в жизни , и в творчестве!
Евгения

Евгения Казанджиду   11.04.2017 17:00   Заявить о нарушении
Спасибо! Взаимно!

Ирина Прекрасная-Повышева   11.04.2017 20:44   Заявить о нарушении
Ирина, какой приятный знак, что Ваша рецензия юбилейная - номер 100!

Евгения Казанджиду   11.04.2017 21:56   Заявить о нарушении