Рецензии на произведение «Под Маской Разбор 17 Медея Колхидская»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Искренне спасибо всем рецензентам за серьезное рассмотрение моих стихов.
Начну со своей краткой биографии.
Родилась я ради одного из сказочных марафонов Единомышьленников. Сначала планировалась Василиса Премудрая, но когда оказалось, что эта девица уже давно создана и кропает стиши, пришлось подыскать другое лицо. Чтобы войти в образ, были проведены геологические и исторические изыскания мифов, трагедий и иных литформ, экранизаций. Образ оказался очень сложным и очень тяжёлым психологически. Чтобы войти в него, были написаны стихи первого цикла "Медея". Ёжик прав, что эти стихи сырые и низкокачественные: по сути, они для того, чтобы прочувствовать лирическую героиню, коей и является Медея Колхидская. Поэтому все стихи этого автора можно смело считать одним циклом, в котором стихи объеденены лирической героиней. Биографический автор, попытавшись почувствовать героиню, сумел не свихнуться и понять, что поздний миф о Медее - сплошные выдумки. Позже нашлись источники с подтверждением этого.
Мне было странно и непонятно, почему мои стихи как правило игнорируются и пролистываются. Так было и на мышалётном конкурсе, и на других, и в повседневности. Когда я отправила эти два стиха Натико, мне хотелось увидеть их глазами читателя.
Меня порадовало, что большинство рецензий было не о технике. Я мало и неохотно занимаюсь шлифовкой текстов, и очень благодарна за замечания. В "Инее" "закончившимся летом" уже заменено на "с исходом лета".
Достаточный словарный запас позволяет мне не очень задумываться над выбором слов, а наличие музыкального слуха, хотя и не развитого, строить звуковые ряды и нестандартную, неустную ритмику стиха, которая и утяжеляет чтение, и затягивает в себя одновременно. Рифма в стихе не должна довлеть, как точная, так и ее отсутствие не должны мешать чтению и отвлекать внимание - это мой взгляд на неё.
Прочитав такие разные рецензии, я начинаю понимать: проблема восприятия и понимания моих стихов заключается в первую очередь в их многослойности и сложной ассоциативности, и это считаю скорее достоинством, чем недостатком.
Еще - немного о Медее Колхидской. Я не знаю больше в греческой мифологии женщин, которые бы играли бы роль более значимую, чем жена, мать, хозяйка дома, мастерица. Медея выходит за эту привычную модель античной женщины, и действует наравне с мужчинами, а часто и превосходит их. Не потому ли такая антипатия к этой исторической героине, которая не только по крови и статусу, но и по разуму и по деяниям своим была царицей? И впоследствии, кстати, была обжествлена как в Колхиде, так и в Греции, и ей были посвящены храмы. В эпоху нарастающего патриархата такой образ стал опасен, и Медею низвели до образа ревнивой колдуньи и убийцы.
Еще мне показалась интересной мысль о том, что появление образов моего типа вызовет появление инквизиции...) В моей жизни этой инквизиции было достаточно. У меня действительно много общего с моей лирической героиней, начиная с того, что по прямой мужской линии мои далекие предки из Греции. А также масса иных схожих моментов. Инквизиция появляется везде, где появляется что-то, выделяющееся из общей привычной массы - не важно, в какую сторону выделяется, но тут же получает клеймо зла.
С уважением и искренней благодарностью
ко всем рецензентам и "Моему лирическому герою",
Медея Колхидская
Медея Колхидская 22.08.2014 21:04 Заявить о нарушении
Под "неустной ритмикой стиха" Вы понимаете визуальное, а не фонетическое восприятие? Если так, число читателей уменьшается - читающих "глазами" меньше, чем "ушами".
То, что Вы назвали "инквизицией" - это скорее естественное сопротивление среды, норма, которую должен учитывать любой нестандартный человек.
С уважением, Александр.
Александр Носачев 22.08.2014 21:51 Заявить о нарушении
Александр Носачев 22.08.2014 21:59 Заявить о нарушении
Я наблюдала (немножко) за первыми шагами этого персонажа, и, на мой взгляд, образ получился сразу органичным, самостоятельным и необычным. Плюс, на мой взгляд - что во всех конкурсах Медея выдерживала свою трагическую и лирическую линию, не отступая от нее. Как и героиня мифов, ранних и поздних, она играла свою роль независимо от того, обрукоплещут или осудят. Это подкупает.
А стихи заметны - почему же? Даже только два представленных - впечатляют
Спасибо сегодняшней Героине! Очень красивая, достойная лирика
Натико 23.08.2014 20:28 Заявить о нарушении
Сначала я тоже подумал о несвязанности двух стихотворений. Вчитался и понял – связь есть, слабо обозначенная. Стихотворения внешне никак не сопоставляются, но помещение их рядом не случайно, даёт ключ к пониманию скрытого смысла второго стихотворения, смысла, легко ускользающего при прямом прочтении. Возможно, такая маскировка – и достоинство, и недостаток.
Впрочем, по порядку. С первого стихотворения.
По форме.
Шипящее начало строк с переходом к более звонкому окончанию не случайно – создает эффект загадочного действия, проходящего в тишине, уединении, какого-то мрачноватого таинства. Впечатление, как будто что-то вытягивают на свет. Строка "И не тосковать об оставленной дальней отчизне." выбивается из общего ритмического строя. Неудачно сочетание «об оставленной». Предлагаю подумать о замене чем-то вроде (навскидку)
«Без шлейфа тоски о покинутой дальней отчизне."
По смыслу.
Мне сразу же при чтении припомнилась детская считалка-загадка: «а и б сидели на трубе…». Попробуем разобраться, кто есть кто: А, Б, В, Г, … .
Присутствуют: А – мифологическая Медея. Б – Медея, литературный псевдоним Автора. В – Ведьма из названия, Г – ЛГ стиха, ? – биографический автор, которого эта тема настолько волнует, что существует цикл стихотворений, да и псевдоним выбран характерный. Что объединяет вышеперечисленных субъектов (кроме, возможно, автора). Все они «одного поля ягоды» - условно назовем эту ягодку ведьмой, хотя Медея из мифа – волшебница, и есть тонкое различие между этими понятиями. Как же идет распределение ролей в действии стиха? Зная традиционную «сказочную» замкнутость, привычку к уединенному образу жизни волшебниц, ведьм, бабы яги и т.д., не думаю, что диалог в действии физически разных персонажей. Причем предположение нескольких физических персонажей создаёт практически неразгадываемую ситуацию из-за множества вариантов, информационно не обеспеченных. Т.е. все «ведьминские» образы стихотворения принадлежат ОДНОМУ физическому персонажу. Косвенное доказательство: в стихотворении Ведьма – внутренний голос, а не физический персонаж («голос неслышный»). Вывод – проявление множественного (расщеплённого?) сознания, а действие – переотражения в зеркалах этого сознания.
Когда происходит действие?
Из стихотворения выявляется некая временная последовательность («в столетьях», «сквозь столетья»). Интересно, что конкретная временная привязка несущественна - инвариантность по времени. Психологически действие одинаково достоверно и сейчас и в мифологические времена (для которых были свои мифологические времена и т.д.) Просто всё сдвигается по времени. Прошлое проецируется в будущее, и настоящее становится для него прошлым. Петля времени. А может быть, спираль. И приходит мысль о воспоминании цепи реинкарнаций, форма же действия напоминает медитацию или управляемый сон.
Что хочется сказать Автору? Право каждого выбирать для себя своё мироощущение. Но подобное отождествление, пусть даже всего лишь в стихах, опасно. Вспомним опять-таки миф о Геракле и приросшей отравленной коже. А Медея мифологическая – очень своеобразный персонаж. Она отвергалась людьми, несмотря на всё доброе, что она им приносила, и это неслучайно. Потому что во имя достижения своих целей попустительствовала своим страстям, не брезговала ничем – предательством, жестокой местью, отравлением, непосредственным убийством. Умная, хитрая, коварная женщина, не знающая смирения и прощения.
Вообще же (не только к Автору): массовое «привлечение» таких психотипов неминуемо вызовет в обществе обратную реакцию, и появятся «Инквизиторы», и загорятся очистительные костры, фигурально выражаясь.
О втором стихотворении скажу только одно. После прочтения возникает образ ворожбы, и ворожбы недоброй. Пусть солнце и прекрасно, но морозно и безлюдно, и всё замерло и застыло
С уважением,.
Александр Носачев 20.08.2014 21:51 Заявить о нарушении
Натико 20.08.2014 21:47 Заявить о нарушении
Александр Носачев 20.08.2014 22:25 Заявить о нарушении
Александр Носачев 20.08.2014 22:26 Заявить о нарушении
Но, я надеюсь, она нас читает
Натико 22.08.2014 09:50 Заявить о нарушении
Не знаю, может, у меня "толстый", а не "тонкий", слух, но я не почувствовала никаких сбоев в первом стихотворении. В меру загадочное, в меру зловещее и прекрасное - под стать Медее Колхидской. Я думаю, это программное - типа "визитной карточки")
Одна только строка неудачна
"И не тосковать об оставленной дальней отчизне." - тут ритм как будто отступает назад, а во всех остальных строчках - во всех! - он словно стремится, рвется вперед, как нос корабля, увозящего Медею в Элладу, навстречу страшной судьбе. По сути-то - страшной, если так разобраться...
Но всего этого в стихотворении нет, в ней - сущность знания и попытка заставить читателя задуматься, что не такой уж страшной была Медея, просто знала много, знала наперед. Здесь она - "субъект", а не "объект" действия, с ней СЛУЧАЕТСЯ известное наперед. И "злодейский" антураж тонет и тает - не она убила Пелея, соперницу, собственных детей...
Здесь она просто - знающая, ведающая, следующая судьбе. Образ несколько иной. Представления Героя под Маской явно "одушевили" и сделали более светлым привычный нам мифический образ. Впрочем, никто не знает, какой она была, может, Гомер "обсочинил", в смысле, обсплетничал в гекзамЕтрах...
Стих "Иней" иной. Он короче, но больше похож на греческие творения. Отсутствие (явное) рифмы - только в последнем куплете она классическая, в остальных - приближенная настолько, что я ее не улавливаю, или отсутствует. Но ритм классический, слегка укороченный по сравнению с "Илиадой" или "Одиссеей", держится. Финал вполне логичен - прекрасно сжигающее солнце и красив иней - знак зимы и мертвенного холода - в общем, на все готова Медея ради любимых глаз.
Ее бы энергию - да в мирных целях, да к ноге балерины бы еще привязать динамо-машину)))
Второй стих - если бы не имя Автора, я бы не стала искать греческих параллелей. Читается самостоятельно, вполне независимый от греческих источников лирический стих, а мои ассоциации - под влиянием первого стиха и в целом от известного имени автора. В противном случае сказала бы, что это "вольный стих", но очень цельный, на мой взгляд. Две последние строчки - в тему, не пришпилены.
Натико
Мой Лирический Герой 20.08.2014 13:20 Заявить о нарушении
"Время замерло закончившимся летом"
во втором стихотворении лучше реально укоротить...
Мой Лирический Герой 20.08.2014 13:20 Заявить о нарушении
Такие стихи для меня очень сложно критиковать. Не потому что они идеальны (предыдущая рецензия уже указала на ряд технических ляпов), а потому что они довольно сложно ассоциативны, и если читатель не обладает определённым набором знаний, в первую очередь исторических, то первый стих воспринимается особенно трудно. Даже если мы знаем какие-то данные о биографии Медеи, то мы ничего не знаем о жизни и мире лирической героини этого стиха. Перечитав его несколько раз, вынужден был обратиться к классической схеме анализа художественного текста.
Сильные места:
Заголовок: "Медее - Ведьма". Понятно, что то ли обращение, то ли посвящение Медее. А вот обращено слово "Ведьма" к Медее или служит подписью ЛГ - не понял. Можно посидеть, подумать, можно прочитать дальше.
Начало. Стихотворение определяется как монолог, обращённый к некоему собеседнику: "Ты (ведаешь, чувствуешь, знаешь, помнишь, видишь, веришь)".
Финал. "И вижу сияние глаз в отражении странном". Понятно, что в отражении ЛГ видит не Медею, а себя. И получается, что всё, что было сказано выше, ЛГ говорит сама себе.
Стихотворение производит впечатление, будто биографический автор, вживаясь в образ Медеи, пытается приписать себе способности и черты мифической героини, или (а чем чёрт не шутит!) действительно обладает ими. Мешанина абстракных представлений и мифических фактов жизни Медеи вызывает труднопонимаемый момент. Не локализовано и место действия, непонятно время. Хотя, с другой стороны, просматриваются черты мифического мира, к оторому Медея и ЛГ принадлежат на равных правах и основаниях.
Звукопись здесь наблюдаю, она она недостаточно проработана на протяжении всего стиха. Волнообразное движение от глухих и шипящих согласных с тихими гласными к звонким согласным с громкими гласными. На волнообразность звучания работает и идентичное начало всех строф и многих строк в начале стиха.
А читается стих как-то тяжело, как-то не совсем по-русски.
По второму стиху не знаю что сказать, в плане поэтики - надо подумать. Но то, что автор использует мотив холода как сквозной, и на последних строчках чувство - как снега за шиворот кинули (говорю только о своих ощущениях) говорит об определённом поэтическом качестве текста. Мне кажется, что недостаточно очевидна проведена параллель между безответной (или закончившейся - для мифа о Медее это актуальнее) любовью и чувством холода в душе ЛГ
Крылатый Ёжик 19.08.2014 15:32 Заявить о нарушении
Я ж просто опубликовала, как прислали. А по Вашему выходит, что они - тандем.
Первый стих меня купил этой способностью "вжиться в образ". Я достаточно владею мифологической информацией, чтобы не задумываться, почему и что говорит лирическая героиня. И поэтому меня впечатлило это "кажущееся обладание автором неких знаний".
По второму стиху еще вчитываюсь и думаю, но ощущения "снега за шиворот" у меня лично не было, а свежесть и прохлада - это да)
Впрочем, правильный ответ все равно за Героем.
Спасибо, что разобрали)
Натико 19.08.2014 16:49 Заявить о нарушении
Крылатый Ёжик 19.08.2014 17:20 Заявить о нарушении
Натико 20.08.2014 10:38 Заявить о нарушении
К сожалению, не могу уделить достаточного внимания, данным произведениям,
по причине личной занятости. Замечу то, что лежит на поверхности. Начну со второго стихотворения.
На мой взгляд, поиск сложных и "интересных", как их называют, рифм приводит некоторых авторов в тупик. Я не увидел достаточной рифмовки в этом стихотворении, что сильно его обеднило, так как сама идея и образность меня подкупили. Помимо отсутствия рифмовки 1-х и 3-х строк, сбой ритма в последней строке 2-й строфы. Я бы рекомендовал укоротить "закончившимся", например,
"замерзшим". Потому, что оригинальность мысли о травах - под снегом, который не выпал, теряется из-за сбоя. А, "время замерло - замерзшим летом" эту мысль усилит. Не знаю почему, видимо из-за гендерной принадлежности, третью строфу я каждый раз читаю: На моих ладонях - взгляд любимОй. И последние две строки последней строфы не связаны с первыми двумя, или смысл слишком глубок для меня.Алогичное восхищение солнцем и инием. Я бы слегка изменил акцент.
На моих ладонях - взгляд любимый,
Пусть любви той нет уже впомине,
Но прекрасно солнце в небе синем!
Как под ним блестит морозный иней!(как вариант - хоть, под ним...)
Если автора заинтересуют мои рекомендации, я продолжу в конце недели.
Первое произведение переполнено глаголами с шипящими, но звукописи не видно,
очень длинное и повторяющееся обращение - ты ведаешь, ведаешь...Вроде вопросы, а без вопросительных знаков? Или Ведьма гипнотизирует Медею этими утверждениями. Тренинг внушения такой. Или это вызов духов. Выбор читателя слишком велик, я бы сократил его сомнения, хотя бы названием - Вызов духа, например.
Но оба произведения, беспорно, интересны задумками.
Кинконг 19.08.2014 03:34 Заявить о нарушении
А по первому - просто справедливости ради. Мне кажется, "ведать" и "ведьма" относится к Лирической Героине стиха - Медее. Вообще старорусское значение слова "ведьма" - действительно от слова "ведать", "знать". Это в европейской традиции, благодаря сказкам, оно приобрело свое жуткое и злобное значение.
Натико 19.08.2014 09:47 Заявить о нарушении
Александр Носачев 19.08.2014 11:44 Заявить о нарушении
Натико 19.08.2014 12:49 Заявить о нарушении
Окончательные рекомендации усилить рифмовку изменив порядок слов например:
(в первой)
На моих ладонях - тень от птицы.
Птица улетела - тень осталась.
Призраками белыми клубится
День вчерашний над водою талой.
(в третьей)
На моих ладонях - взгляд любимый,
Пусть любви той нет уже впомине.
Только солнце в небе негасимо!
Как под ним блестит морозный иней!
(во второй пока не знаю)
Хотя автор, может и не стримится усиливать рифму...)))
Ну, я знаю не по наслышке...
про труд мартышкин.)))
Кинконг 20.08.2014 13:41 Заявить о нарушении
На моих ладонях шелест сада,
Трав зелёных, спрятанных под снегом -
Травы полегли, да снег не падал...
Время замерло - застывшим летом.
Кинконг 20.08.2014 14:13 Заявить о нарушении
Спасибо за труд
Натико 23.08.2014 20:29 Заявить о нарушении