Рецензии на произведение «Первоапостолы»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Они были первыми, кто возлюбил Христа всем сердцем своим, всей крепостию своею.
Стихотворение превосходное!
Василий Алоев 13.08.2018 22:47 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей!
Вероятно, Вы правы. Откровенность до состояния "самоуничижения" может привести не к пониманию, но к потере самого себя.
При знакомстве с Вашим творчеством мне сложно удержаться от соблазна говорить "тревожным пиететом". Это определение А.Ширвиндта вместе с его же "До шестидесяти было ощущение, что обойдётся. А потом как прорвало..." - наиболее точное отражение сути этой "тревожности".
С теорией стихосложения знаком недостаточно, чтобы углядеть "московскую или питерскую школу этого раёшного стиха". Для погружения в глубину Ваших текстов "приспособился" обращаться за помощью "Библейской энциклопедии" и "Толкования Евангелия" (Б.И.Гладкова). Получается, Ваше творчество - интересное и необходимое "внеклассное чтение" для меня, неофита (по Б.Пастернаку в его "Рассвете, о котором Вы сказали в одной из своих новелл).
Через "Первоапостолов" вышел на удивительный текст стихотворения "Во дворе Каиафы" неизвестного мне автора:
"Утро близилось с каждой минутой,
Где-то слышен был крик петуха,
И в преддверье трагедии смутно
Горизонт вдалеке полыхал..."
В новеллах "Чудо рядом с нами" - живой, сочный, понятный язык и вызывает доверие у меня, читателя из новоначальных. "Чудо - это когда человек откликается на зов Божий, и когда Бог действительно присутствует при этом" - с этим Вашим посылом многое смутное становится ясным.
Может быть - местами "перегруз" деепричастными конструкциями ("посмотрев"..., "поняв", "устав"...), что чуточку снижает эмоциональность от восприятия простой и понятной искренности до формальных "отголосков" в служебных рапортах, протоколах объяснительных. Понимаю, все мы-разные... Мне, например, ближе всего стилистика Антона Павловича Чехова...
С теплом душевным
и доверием,
Анатолий Евстафьев 29.01.2018 12:25 Заявить о нарушении
А деепричастные обороты люблю - они певучи.
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 29.01.2018 16:55 Заявить о нарушении
прямо какой-то репортаж спецпосланника, лично знакомого с апостолами.
убийства и предательства оттеля, значит...
тайнозрителям везёт.
не Сын Грома Фил.
Тарас Филинов 25.03.2016 20:52 Заявить о нарушении
Вы не поверите, не Сын Грома Фил, встречаюсь с ними регулярно на Евхаристии, но как же мне приятно, что Вы смогли разглядеть это знакомство.
Прошу прощения за задержку с ответом, но Великим Постом я не появлялся на Стихи.ру...
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 04.05.2016 00:04 Заявить о нарушении
Его нужно в хрестоматию для воскресных школ. Хорошо написано, Алексей. Очень трудно так любить, свыше сил человеческих. Что-то протестует.
Ольга Денисова 2 10.11.2014 18:21 Заявить о нарушении
Любить так, Вы правы, практически невозможно, во всяком случае больше прецедентов мне не известно, но, насколько я знаю, больше ни про кого не было сказано: "аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду" (Ин 21:22)...
Я также считаю, что хоть в Евангелии и сказано, что все ученики спали в Гефсиманском саду, Иоанн всё же бодрствовал, иначе кто слышал слова моления о чаше, а также беседу с Никодимом?
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 10.11.2014 18:54 Заявить о нарушении
Очень емко. Вместе познание и поучение.
Галина Горчакова 09.11.2013 00:38 Заявить о нарушении
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 09.11.2013 16:06 Заявить о нарушении
Вам замечательно удаются такие сравнительные жизнеописания - пожалуй, до этих стихов я не обрисовывала себе так ясно каждого из троих, как по прочтении ваших "Первоапостолов". ПРевосходно.
Алла Шарапова 13.03.2014 13:05 Заявить о нарушении
Спасиба Вам на добром слове, Аллочка.
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 22.09.2013 21:01 Заявить о нарушении
Раёшный стих (а это раёшный стих) классифицируется как верлибр — в "Поэтическом словаре" Квятковского, и логика Квятковского, на мой взгляд, справедлива, потому что, несмотря на наличие рифмы, раёшный стих дисметричен... (Это я, почитав отзывы, решился на такое замечание!)
Алексей, накал, напряжение в стихотворении делают его, безусловно, ярким.
...По поводу четвёртой строки. Слово "утех" мне кажется всё-таки стилистически неудачным (ведь одно дело "утешение", которого ждал Симеон, и совсем другое — "утехи"!). Мне кажется, эту строчку надо-таки уточнить, уйти от слова, выбивающегося из стиля...
И к последним двум строчкам у меня вопрос. "...Раз Учитель идёт на смерть, / То ад навсегда прекратит свою круговерть". Меня этот вопрос давно волнует — ведь, в самом деле, "смертью смерть попрана" и было Сошествие Христа во ад — но так много зла совершено в мире и совершается доныне после той Пятницы и той Субботы... Что же, силы ада не так уж и сокрушены? Или всё-таки "ад навсегда прекратит свою круговерть" следует понимать не в абсолютном смысле (что ада не будет вовсе), а только в таком, что у тех, кто верует во Христа, будет возможность избежать ада? Меня как-то всегда смущала такая абсолютность формулировок: "смерти больше не будет" (что-то похожее и в Апокалипсисе есть, и в Коране говорится)...
Максим Печерник 03.09.2013 18:49 Заявить о нарушении
По поводу "утех" я, по-видимому проявил некоторое самомнение, дав ссылку на Евангельский текст: дело в том, что у меня часто Евангелие звучит по-славянски, и русский перевод отодвигается на задний план. А славянский текст выглядит так: "И се, бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон. И человек сей праведен и благочистив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем". Я именно этот вариант и имел в виду, когда писал. Попробую этот текст поместить в качестве ссылки. Может, так это восприниматься будет чётче? Я вообще-то считаю, что славянизмы в религиозной лирике допустимы. Если всё-таки по вашему мнению этого недостаточно, напишите, дорогой Максим.
По поводу последних строчек... Ад есть, но он утратил свою власть над верными Христовыми. До Воскресения Христова Ангел с огненным мечом стоял у врат Рая, которые с другой стороны являются вратами ада, сокрушенными Христом. Это очень хорошо изображается на иконе "Сошествие во ад". Для меня очень значимы слова Митрополита Каллиста Диоклийского: "Врата ада запираются изнутри!". Я полагаю, ад не является наказанием за грехи - ад есть выбор искорёженной грехом души.
Но смерти действительно больше нет - есть только жизнь вечная - либо в воскресении жизни, либо в осуждении (хоть в этой формулировке я сам себе немного противоречу).
Простите за задержку с ответом - впал в безвремение.
Надеюсь в ближайшее время навестить Вас.
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 06.09.2013 10:58 Заявить о нарушении
Алексей, спасибо, что ответили так подробно!
С "утехами" — Вы меня убедили (возможно, стоит включить в сноску соответствующую цитату)...
Максим Печерник 06.09.2013 12:35 Заявить о нарушении
Потрясающе! Замечательно точно и красиво и по смыслу, и по строю!
Шедевр, Алексей! Настоящий шедевр!
А вот у меня тоже есть об Иоанне...
http://www.stihi.ru/2010/08/13/6242
Юлия Ви Комарова 31.07.2013 22:10 Заявить о нарушении
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 03.08.2013 15:09 Заявить о нарушении
Очень понравилось, хотя троечница я в этой теме, если не сказать хуже. Спасибо.
Валерия Сивкова 24.07.2013 13:25 Заявить о нарушении
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 24.07.2013 23:16 Заявить о нарушении