Рецензии на произведение «Евтушенко и Бабий Яр»

Рецензия на «Евтушенко и Бабий Яр» (Наум Сагаловский)

Вы правы насчёт того, что евреев всегда изображают жертвами, а не бойцами. Почему бы тому же Евтушенко не написать о Варшавском гетто, восстаниях в Треблинке и Собиборе. Да потому, что тогда бы его оттолкнули от сытого пайкового корыта, и он бы не катался по всему миру, демонстрируя будто в СССР есть свобода слова. Говоря о писателях, осветивших тему Холокоста, Вы забыли, к сожалению, Василия Гроссмана, его "Чёрную книгу" и "Треблинский ад". В своё время я писала о нём дипломную работу и лишилась на этом "красного" диплома, о чём ничуть не жалею.
Статья ваша замечательная и своевременная. Спасибо.
С уважением. Яна Вильчинская

Яна Вильчинская   31.03.2016 13:46     Заявить о нарушении
И Вам Яна - спасибо. Даст Бог и майданцы отпустят денег на акции памяти. Как это делается в Европе.
А Евтушенко - оторванный флюгер. Действительно.
Как-то омары промахнулись, а то бы мог петь...
стишок про него есть у меня:

Жажда. Евтушенко

Похоже, опять многовато
Для нашей страны бедноватой
Художников и поэтов
Чего же их носит по свету?

Какая то странная тяга -
Чернила не те? Иль бумага?
Не скажешь – искать колбасу
Они улетают в Талсу*

Дыра – по сравненью с Москвой
И даже, простите, с Тамбовом,
Чтоб путь там заканчивать свой.
И грустно, хоть, в общем, не ново.

И что им опять не сидится?
Под Сколково сделай Парнас!
Но нет в Гиппокрене водицы –
Бури не бури – только газ!

13.04.2010
Городок в Техасе. Евтушенко Е.А. уже много лет там читает курс.

Капитан Буратино   09.04.2016 23:29   Заявить о нарушении
Тяжелы будни земледелов Оклахомщины.... Нелёгким трудом встречают они праздник Первомая...
:(

Капитан Буратино   23.05.2016 02:42   Заявить о нарушении
МАСТЕР ВОЛАНД
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется!» – писал поэт Федор Тютчев. Хотелось бы еще и добавить: и под чьим именем оно будет издано! И это не пустое предостережение. Бывает так, что создатель у произведения один, а автор – совсем другой. Поэт Юрий Влодов является создателем огромного количества стихов, авторство которых принадлежит другим людям. А у самого творца есть одна тоненькая книжечка, изданная сердобольным спонсором, и горы пропадающих рукописей. «Евтушенко моментально, спонтанно, искренне реагирует на события, в особенности при столкновении с конкретными проявлениями зла и несправедливости. Так возник «Бабий Яр».«Благодаря международному резонансу стихов «Бабий Яр» и «Наследники Сталина» Евтушенко стали приглашать за границу, он объехал целый свет».«На текст «Бабьего Яра» и четырех других стихотворений Евтушенко Дмитрий Шостакович написал Тринадцатую симфонию. Ее премьера 18 декабря 1962 года была встречена громоподобной овацией».«Однако включить его в свои сборники поэт не мог. Второй раз «Бабий Яр» был опубликован лишь в трехтомном собрании его сочинений, вышедшем в 1983 году».Это выдержки из предисловия к книге Евтушенко «Медленная любовь» профессора русской литературы Альберта Тодда. И невдомек ему, что автором такого знаменитого стихотворения, каким является «Бабий Яр» был совсем не Евтушенко.– Юрий Александрович, как так получилось, что вашими стихами «попользовались» другие люди? Неужели никак нельзя было уберечься от потерь?– Ну, как тут убережешься? Стихи у меня очень сильные и в искушение людей вводили страшное. Печатался я с большим трудом, а стихотворение, если оно еще ненапечатанное, в какой-то мере бесхозное, ничье. Кто первым его напечатал, тот и автор. Я даже в какой-то мере их понимаю, что сложно было устоять. Но устоять настоящему поэту, истинной творческой личности, было необходимо, иначе он уже не мог достойно нести это звание. В какой-то мере я являл Божескую или Дьявольскую проверку людей на вшивость. Многие, к сожалению, этой проверки не прошли.– И кто же в числе первых, не прошедших этой проверки?– Женя Евтушенко. Да, вот так. Он воспользовался только одним моим стихотворением. Сейчас расскажу, как это было. В годы нашей молодости мы дружили. Я запросто приходил к нему домой, мы читали друг другу только что написанное, и уже тогда было ясно, что все его творения я с лихвой перекрываю. Женя грустнел после моего чтения, потом лихорадочно садился за машинку и слезно просил меня продиктовать ему что-то из только что прочтенного, но еще неопубликованного. Я диктовал, конечно, что мне – жалко? Потом одно из стихотворений он, с некоторыми изменениями, напечатал под своей фамилией. Это стихотворение потом стало знаменитым, одним их лучших в его творчестве. Я имею в виду «Бабий Яр».– Не расскажете, как это произошло?– Я в то время отправился в места не столь отдаленные. Я вел тогда довольно стремную жизнь, и как-то попался в руки властям, 12 апреля 1960 года был суд надо мной, и меня посадили на 8 лет, правда, я вышел намного раньше. Женя, наверное, думал, что я не скоро вернусь на свободу, а если вернусь, то мне будет не до стихов. Захожу как-то в лагерную библиотеку, беру «Литературную газету» и вижу это свое стихотворение под фамилией Евтушенко. Я сначала глазам своим не поверил, но потом поверить все ж таки пришлось.– И что вы потом сказали Евтушенко?– Когда я освободился, встретил Женю и спросил его, зачем он это сделал. Как ни странно, он ничуть не смутился и сказал, что, поскольку я сел, он решил таким вот интересным образом спасти это прекрасное стихотворение, не дать ему пропасть, оно ведь нужно людям. Я не нашелся, что ответить на подобное заявление, настолько оно меня поразило. Потом успокоился, простил его, но запретил это стихотворение в дальнейшем как-то использовать: публиковать, ставить в книги».Вот такой отрывок именно об этом деле.Я от себя могу по поводу правды или неправды изложенных выше фактов высказать свое личное мнение. Я думаю, что это правда. Я просто знаю, что Влодов в таких вопросах никогда не обманывал. Скорее, наоборот, имена многих своих клиентов или людей, замешанных в подобных делах, он старался держать в тайне. Не любил он по этому поводу особой болтовни, потому что, дела эти такие, что лучше о них особо не болтать.Что касается Евтушенко и «Бабьего Яра», то это особый случай, поэтому и отношение ко всему этому делу у Влодова было особенное. Евтушенко клиентом Влодова не был, речь идет лишь об одном стихотворении, которое вот таким чудным образом попало в творчество Евтушенко.К слову сказать, у Влодова много так чего куда попадало. И он, может, и не стал бы об этом говорить, потому что, во-первых, проще было написать новое, чем потом изымать у кого-то уже опубликованное и как бы его. У Влодова всего было много, и он особо своими стихами не дорожил. Он много чего терял, оставлял у своих учеников, женщин, жен. Поэтому поднимать шум из-за какого-то там одного, либо пары стишков, было не в его правилах. Поэтому если какой-нибудь там средний поэтишка что-то там такое у Влодова позаимствовал, он, может и ничего не сказал бы. Но Евтушенко волею судеб стал большой поэтической фигурой и отношение у Влодова к нему было совсем иное. Евтушенко как бы являл на официальном уровне то, чего не смог достичь в своей жизни Влодов. Вот так и должен был он, Влодов, жить: издаваться, печататься, иметь славу, любовь, деньги, короче, все блага мира, именно он, как настоящий поэт, вот так и должно было быть по справедливости. И этим настоящим поэтом был сам Влодов, но имел всё Евтушенко, который в творческом плане не стоил и мизинца Влодова. Это было несправедливо. К слову сказать, стихотворение это было вовсе и не из творческого репертуара Евтушенко, почему оно сразу вызвало подозрение у многих. Оно было слишком острым, слишком смелым для него, слишком настоящим, если можно так выразиться. Каким бы смелым не был Евтушенко в те годы, в годы оттепели, но до смелости Влодова ему было далеко. И хотя в те годы можно уже было играть в свободу слова, но именно только играть и не более. И все официально разрешенные поэты знали это, но границы дозволенного в своей игре не переходили. И Евтушенко тоже. Иначе можно было лишиться всего.Влодову же терять было нечего, так как он ничего и не имел, поэтому он и был по-настоящему искренним в своем творчестве, и не боялся ни трудных тем, ни трудных вопросов. А одним из этих проклятых вопросов была как раз еврейская тема, которой ни один здравомыслящий поэт не стал бы касаться, повинуясь инстинкту самосохранения. Евтушенко, как поэт официальный, прекрасно это понимал, и в здравом уме и в твердой памяти не стал бы затрагивать этот злополучный вопрос. Этот вопрос взялся разрабатывать Влодов, поскольку инстинкта самосохранения не имел, и его вечно заносило в какие-нибудь проблемные дебри. Ну, так вот. Влодов был полукровкой, наполовину русским, наполовину евреем. И в разные периоды своей жизни был то сионистом, то антисемитом, в зависимости от того, какое крыло в его жизни перевешивало. Он заступался за тех, кого обижали. В те годы перевесило еврейское крыло, и он активно начал писать стихи явной сионистской направленности, это стало на какой-то период его темой. Он также выступал с этим стихами в больших аудиториях. Пока ему не запретили.Поскольку это было очень давно, в конце 50-х, то мало что из этих стихов сохранилось. Но могу назвать парочку и даже частично привести их здесь. Это стихотворения «Химик» о еврейском дореволюционном погроме, «Кукуруза» о расстреле фашистами еврейского юноши, также еще одно…«Бабий Яр», по всей видимости, входил в этот цикл, так как и писал, и читал свои стихи Влодов, тогда еще живя на Украине, в Харькове. Наверное, его эта тема, собственно, Бабьего Яра и взволновала, так как эти стихи были не просто на еврейскую тему, но и на тему, связанную с Великой Отечественной войной. Может, кто и слышал выступления Влодова с этими стихами, в том числе и с «Бабьим Яром» в Харькове, в Белгороде. Может, потом и опознали они это стихотворение у Евтушенко.
Вот что мне попалось на просторах инета, вдова Влодова пишет, что Бабий Яр написал её муж...

Ольга Коробенко 2   26.03.2017 07:51   Заявить о нарушении
Интересно Спасибо. Это закон жизни, похоже.
Я тоже был поражён одним фактом выпавшим из показываемого нам кино с названием "Жизнь". Очень может что так оно и было. Самая выгодная инвестиция - это украсть чужое будущее. Может быть руки дойдут собрать мысли до кучи....
Начатые здесь: http://www.stihi.ru/2016/11/04/307

Народ, господа и товарищи!
А кто знает - почему? - http://vvm1955.livejournal.com/1806868.html
Я, к стыду своему, совсем недавно узнал, что "Политехнический" был порван именно им....
Но - меня больше всего волнует почему ОНИ - "ум, честь и всего не счесть..." как-то тухловато смотрятся молча. Не поэтское это дело - молчать. "Я так думаю!"(с)
И , может быть, недаром Галич именно себя считал последним звеном, оборванной цепи Серебрянного Века...
А все эти Вознесенко и Евтушенские - как-то не так-то.
Всё больше - по бабам-с.... :(

А самородков, таких, что пусти их на страницы да на экраны, то что тогда делать науськанным да натасканным?
И здесь есть такие, имёна могу даже дать.
У меня в юности был друг - мощи поэтической необыкновенной, признанный, кстати, но не пускаемый в литературу. Я сам из-за него только и не писал юношеских вирш, ибо было нелепо....
Спасибо!

Капитан Буратино   26.03.2017 12:30   Заявить о нарушении
Друга звали Генрих Абельмаз... Мощный был человек.
Позволю себе пару стихов, ему посвящённых:
http://stihi.ru/2010/06/06/6293
http://stihi.ru/2009/10/28/839

Капитан Буратино   31.05.2020 14:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евтушенко и Бабий Яр» (Наум Сагаловский)

Согласен на все сто. При этом, думаю, Вам будет небезынтересно
ознакомиться с публикацией жены поэта Юрия Володова "Тайна Бабьего яра". http//aveterra.Livejounal.com721772html.
С величайшим почтением, Михаил Носоновский.

Александр Одесский   29.09.2012 12:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «Евтушенко и Бабий Яр» (Наум Сагаловский)

Наверно, Вы правы, Наум. Но я читала "Бабий Яр" ещё в последних классах школы, и даже ещё совсем несмышлёной чувствовала, что вот это - хоть кто-то внятно сказал (что тогда я понимала в чистоте стихосложения и рифм?) о евреях. (О Холокосте тогда в Советском Союзе не говорили, даже и слова-то тогда такого не знали). А так - в основном к евреям было такое, вы правильно заметили , жалостливое (я не беру антисемитизм на бытовом уровне, а про прочее мне родители не говорили) отношение. С Уважением, О.Ц.

Ольга Цветикова   09.08.2012 23:12     Заявить о нарушении
Рецензия на «Евтушенко и Бабий Яр» (Наум Сагаловский)

Наум, великолепная и хорошо аргументированная статья. И очень познавательная... Спасибо!!!
А что касается Е.Евтушенко, то тут, как говорят: с успехом не спорят...

С искренним уважением!

Ефим Шаулов   09.08.2012 20:45     Заявить о нарушении
Рецензия на «Евтушенко и Бабий Яр» (Наум Сагаловский)

Уважаемый г-н Сагаловский. Знаю, что Вы, как правило, не отвечаете на рецензии, но все же решил Вам выразить свое полное согласие с выше изложенным. Я аматор. Иногда рифмую, но мое дело людей лечить. Но лет 30 тому назад случайно познакомился с Евтушенко на его даче близ Сухуми, - он покупал рыбу у моего знакомого рыбака. Подарил мне томик своих стихов с автографом. "Бабий яр" я тогда еще не читал. Первое впечатление о знакомстве - талантлив, но высшей марки ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ.
С неизменным уважение к Вашему творчеству...

Виктор Елисаветский   09.08.2012 19:52     Заявить о нарушении