Рецензии на произведение «Цепка память коры...»

Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

Цепка память коры.
И порезы обид,
и зарубки потерь,
и лжедружбы-омелы, -
(О как захватило! Изумительное начало! Непонятна точка после "коры". Именно на коре порезы, зарубки, можно сказать и омела. Читаю дальше).

как счета для сведения счётов,
хранит,
чередуя забвенье с растравою,
тело.
(Я бы ставил точку после "омелы". Или не ставил, но выкинул бы "тело". Что за "счета" хранит тело? "Растраву и забвение" тоже не тело хранит, а кора. Или имеется в виду что-то типа полосатого тела мозга? Что-то тут не сходится. И это "не сходится" отвлекает от смысла сказанного).

Сердцевины - до времени - замкнут ларец:
(Ага! Вот где собака зарыта! В сердцевине! Итак, не в коре дело, и даже не в теле, а в самих воспоминаниях. И такой замечательный образ "коры" отшелушился и упал)

там, забытое, дремлет,
свернувшись улиткой, -
(А вообще-то свернута не улитка, а только ее раковина, в которой расположена небольшая часть тела улитки (у некоторых моллюсков она вообще пуста). Кроме того, это "забытое" из раковины никогда "не вылезает", если не убить улитку. Да не сворачивается ни улитка, ни раковина (это змеи сворачиваются, собаки, кошки). Улиткино тело и раковина свернуты изначально, поэтому деепричастие здесь как-то странно смотрится, лучше найти прилагательное или причастие)

то ли солнце, застывшее в змейках колец,
то ли счастье в тугих запечатанных свитках.
(я был прав: речь все-таки о раковине. Но эти поиски - о чем именно написано - оторвали от текста еще раз. А если это все-таки улитка, то застывшее солнце в кольцах - это блики слизи? И какое там счастье в этом внутренностном мешке?)

Все печали сосчитаны.
Счастье - бог весть...
(про счастье уже было: герой сетовал, что не может разобраться, блики солнца это или счастье. А теперь даже Бога призывает на подмогу?)

Сколько было его
(если всё-таки было), -
лишь в единственной описи можно прочесть:
на ладони младенческой
свежего спила.
(ужасный смысл: распил ладони младенца? Бррр. Вот что творит инверсия.
Ну вдруг еще одно: чтоб понять, что там, в коре-сердцевине памяти-головы-тела, автор советует распил (даже не сканирование). Это садизм какой-то. И в самом деле, такие действия все-лишь уничтожат носитель. А не проще ли развернуть свиток и прочесть, чем пилить и считать кольца у свитка?)

Нет, возвращаюсь к первому восьмистишью, с удовольствием перечитываю и ухожу, оставляя за ту искорку благодарность автору.

Спасибо!

Морж   26.09.2009 11:52     Заявить о нарушении
Это Вам спасибо, уважаемый рецензент.
Как будто заново прочитала собственное стихотворение (надо признать, уже немного подзабытое и отдалившееся во времени).
Про улитку - улыбнуло :))

А вообще-то в такой методе чтения стихов - не залпом, а с построчно, с карандашиком в руках - есть что-то неправильное, на занятное.

И.

Смарагда   27.09.2009 22:48   Заявить о нарушении
Но мы читаем стихотворение строчками, и мысли возникают, когда эта строка впитывается. Целостность появляется, когда увидишь последнюю точку.
Потом перечитываешь и с чем-то сразу соглашаешься, а чему-то противишься. Вот и все: и если мешает какое-то слово, то оно мешает всему стишу, а не одной строке.

Нет, не вижу ничего плохого в "порепарации". Любое полотно состоит из деталей, а не только из общего плана.

Морж   28.09.2009 10:24   Заявить о нарушении
А как же "большое видится на расстоянье"? :)

Смарагда   02.10.2009 22:56   Заявить о нарушении
Другими словами, это нужно читать, разместив текст как можно дальше? Чтоб половины слов видно не было?
:))))

Владимир Морж   07.10.2009 14:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

давно я здесь была... И снова наслажденье изумрудом)
Высококачественная поэзия.
Поклон.
P.S. Давно нового не публикуете...

Изольда Серебрякова   11.02.2009 18:09     Заявить о нарушении
Изольда, сколько лет, сколько зим :))
Рада встрече.

А новое у меня есть, вот здесь:
http://www.stihi.ru/author.html?marcella

Да и на этой странице кое-что есть, только стихи перемешаны.

Смарагда   11.02.2009 19:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

поступь в каждой строке
чувствую себя студентом
СК

Шура Сергеев   22.04.2008 23:40     Заявить о нарушении
А я себя - Командором :)))

И.

Смарагда   23.04.2008 16:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

четко, звонко,
очень понравилась разбивка строк, подчеркивающая и усиливающая, что нужно и где нужно. Я сама пытаюсь научиться чувствовать, где "место спила":)

Хеллга   14.10.2006 17:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Хеллга!
Я и сама недавно открыла, каким сильным выразительным средством может стать разбивка строк. В старых стихах её ещё нет :)

Рада знакомству :)

Смарагда   15.10.2006 19:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

Ирочка, лучше стало, определенно. Читается более понятно, поэтому конец сильнее играет.

Из мелких предложений:
После "омелы" я бы поставил тире. И после "улитки" - тоже.

А вот с растравой-забвение я бы Вам, все-таки, посоветовал еще подумать. Тяжело очень эта инверсия читается. Сколько я этот стих ни читаю, с первого раза у меня это место не идет, хоть ты убейся. Именно поэтому, я уверен в том, что его нужно упрощать. Ну, чтобы Вас легко в этом убедить, я всего-навсего порекомендую Вам прочесть вслух - кому угодно - это место, и спросить, что оно означает. Я уверен, никто такое на слух не воспримет. Я понимаю, что Вам не хочется образ растравы И забвения потерять, но, честное слово, лучше частью образа пожертвовать и получить гладкую фразу, чем такие нечитаемые инверсии использовать. Ну, если уже Вам действительно хочется все это удержать в одной фразе, то лучше построить ее таким образом:

"(Чередуя растраву с забвением),
тело."

Даже при том, что фонетически это не самым лучшим сочетанием получается "СЗабвением", все равно это много лучше, чем оставлять в стихе фразу, хронически не понятную при прочтении.
И скобки я бы добавил именно для определенности, что "тело" относится к "хранит", а не к "забвению".

Ира, извините ради Бога меня за настойчивость, я просто искренне стараюсь Вам с этим местом помочь, поскольку по себе знаю, как какая-то фраза, которая, скажем, мне самому нравится, может вызывать недоумение у читателей... Я стараюсь в своих стишах таких мест не оставлять. Но - решать Вам, разумеется.

С неизменной симпатией,

Чёрный Георг   13.09.2006 05:19     Заявить о нарушении
Георг, все предложения по тире принимаются. Признаюсь, сама люблю этот знак как универсальное интонационное средство. В сложных предложениях тире незаменимо. Вот видите, какой консерватизм - в эпоху тотального отказа от знаков препинания увеличивать их число в своих текстах :)

Растрава-забвение - действительно непростое место, согласна с Вами. Я его дважды переделывала - и первым вариантом было как раз упомянутое Вами "с забвением". Я отказалась от него из-за звучания - очень не люблю стечения согласных, тем более такие присвисты-шипения. У меня есть ещё один вариант, правда, немного архаичный - но стиль стиха это допускает:
Чередуя забвенье с растравою -
просто перераспределяется количество слогов в словах. Как Вам нравится такое решение?

Георг, спасибо за внимание, оказанное стиху. Я в некотором роде перфекционистка и всегда прислушиваюсь к читателям. Вашему слуху я доверяю, поэтому всегда рада узнать Ваше мнение.

С признательностью,

Смарагда   13.09.2006 10:10   Заявить о нарушении
Ирочка, да, так годится. Очень удачное решение Вы нашли. И стиль это тоже не портит.
Я скажу, что мена в первоначальном варианте смущало: два существительных, стоящих в именительном падеже - вместе, "забвение - тело". У меня такое сочетание не прочитывается, хоть убейте меня.

А насчет перфекционизма, - я и сам такой, в точности. Помнится, даже мою докторскую рецензенты именно за это и критиковали... - забавно, да? :)) Ну, люблю я все выстраивать, чтобы выглядело идеально; не нравятся мне современные нормы - только ОБОЗНАЧАТЬ что-то, не доводя до совершенства...

Так что мы в этом нашли друг друга, очень приятно мне это. ;)))

Чёрный Георг   13.09.2006 13:10   Заявить о нарушении
Георг, всё исправлено :)
Спасибо за подсказки :)

Смарагда   13.09.2006 13:59   Заявить о нарушении
Ирочка, теперь читается совершенно гладко и понятно.
Совсем маленький штрих: мне кажется, лучше все это "Чередуя забвенье с растравою," сделать одной строкой. И еще, - Вы там посмОтрите, с заглавными и прописными буквами в начале строк, - чтобы единообразие было какое-то в рамках стиха?

Хороший стих, очень мне нравится. Отлично сбалансированный получился.
Нравится мне у Вас гостить. Честно. :)

Чёрный Георг   13.09.2006 19:20   Заявить о нарушении
Георг, теперь, кажется, действительно всё :)

Смарагда   13.09.2006 21:09   Заявить о нарушении
Класс! Оно того стоило, чтобы с ним повозиться. Теперь - очень!

Чёрный Георг   14.09.2006 19:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

Дорогая Ирина, не разрешите ли Вы послать на конкурс рецензий Вашу - на "Как хорошо сейчас в монастыре"? На Стихире нет никого, кто бы глубже понимал стихи и деликатно подсказывал авторам,в данном случае мне, на спорные места. Ваша деликатность в обращении с молодыми стихирянами - это пример для остальных, не говоря уже о том,КАК ГЛУБОКО Вы чувствуете стихи.
С уважением, Галина

Галина Самойлова   26.08.2006 14:13     Заявить о нарушении
Галина, конечно, посылайте! Я польщена такой честью :)
Мне очень приятна Ваша оценка моих рецензий.

С теплом,

Смарагда   26.08.2006 23:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

Запахло свежеспиленным деревом и бог знает ещё чем, осенью, счаситем.

Karahan   22.08.2006 23:56     Заявить о нарушении
Да, пожалуй, осенью...

Спасиб! :)

Смарагда   23.08.2006 21:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

Здоровски. Так и видишь себя над пенёчком, а по нему букашечки, букашечки – и тишина (по лесным меркам естественно).

Ольга Золак   20.08.2006 14:56     Заявить о нарушении
Ну... букашечки тоже люди :)
Спасибо, Ольга :)

Смарагда   20.08.2006 18:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

Считать печали -
Неосторожно...
С каждым числом,
Пророненным в счет,
Привыкают к тебе,
Становятся тенью...
Их так просто потом
Невзначай подарить
Со случайной улыбкой,
Как будто в нагрузку,
И жалеть
О тугой безвозвратности
Взгляда...

Наталья Палий   07.08.2006 18:00     Заявить о нарушении
Печаль - это шрам, радость - невесомое дыхание. Сосчитать раны проще, чем измерить вдох.
Прекрасный экспромт, Наталья - спасибо Вам за него.

С пожеланием света и радости,

Смарагда   08.08.2006 09:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепка память коры...» (Смарагда)

Я - клён, о тысячу страниц переплетён.
Я - вяз, в корявый переплёт замучен.
Кто грамоте моей обучен,
в единокровный лес введён?

Я - камень, в мокрый мох заросший, как кулак,
песок, с высот стекающий в пустыню.
В который раз закат остынет,
и в месяц сузится луна...

Я - дом, стол, стопка на столе - налей.
Я - хлеб, моими розданный руками.
Я - дерево, песок, я - камень...

Бежит по миру муравей

Митя Скрипкин   02.08.2006 17:01     Заявить о нарушении
Отличное стихотворение, Митя.
Созвучное.

С уважением,

Смарагда   02.08.2006 21:42   Заявить о нарушении