Рецензии на произведение «Низложение мифа, или антикритика статьи О. Чернорицкой Литератур»

Рецензия на «Низложение мифа, или антикритика статьи О. Чернорицкой Литератур» (Дико Доступная Доброта)

Спасибо за приятное чтение! То, как Вы пишите - плавно, просто, без зауми о вещах непростых и порождающих обычно тяжеловеснейшие нагромождения мощного дума, вызывает уважение.
Насчет вторичности мифа, мне кажется, Вы правы. Чтобы сложился миф нужен не просто опыт, а целый массив долгосрочного повторяемого опыта. Сначала, что-то есть, какя-то точка соприкосновения человека с миром, и лишь постепенно все это обыгрывается, осмысливается и застывает в четкой культурной форме. Песчинка становится жемчужиной.
И еще закономерно то, что мы ощущаем друг перед другом какую-то глуповатость) Время энциклопедистов минуло, информации столько, что она начинает затруднять понимание между отдельными людьми. Только специалисты в узких областях могут чувствовать себя достаточно согласованными между собой, где им очевидна и необходимая для продуктивного анализа литература и, вообще, контекст. А нам как бедным быть, тем, кто хочет рассуждать практически обо всем?
До свидания, Настя)

Владимир Невский   07.08.2010 13:23     Заявить о нарушении
Рецензия на «Низложение мифа, или антикритика статьи О. Чернорицкой Литератур» (Дико Доступная Доброта)

Добрый день!

Интересная дискуссия, но имеющая массу не точностей…

…для лучшего представления, уже сказано… Масленица в русской традиции сложный и не однозначный обряд, завершающийся тризной… что есть тризна… не обряд почитания предков, как могло бы показаться на первый взгляд, а способ их «причащения» к божественному (поедание блинов и яичницы как символов солнца)… по русской традиции, умерших не своей смертью, в молодом возрасте и т.п. не закапывали, а складывали в скудельни, где тело дожидалось когда душа «завершит» земные мытарства, возможность попасть «до срочно» на «поля Свароговы» была только в последний день масленицы, когда родня обрушивала стены скудельни, а на верху получившегося холма устраивала тризну, т.е. оргию… с ритуальной едой, медовухой (сомой) и совокуплением.

…идеи Бахтина сейчас подвергаются активной критики, основная масса которой исходит из РГГУ… она вполне логична и в массе своей основана на том, что Бахтин не имел доступа ко многим источникам.

…не читал первоисточник, но сравнение эллинского понятия Хаоса с Абсурдом начала XX… примитивно и не обоснованно. В корне отличные понятия.

…обнажает ли карнавал душу?.. нет… это способ постижения нечто большего, нежели обнажение души.

Истоки карнавала уходят в таинства постижения загробной жизни… т.е. жизни по ту сторону смерти… и опытов достижения бессмертия… а так же, способы борьбы с не чистой силой (как пример, волки…обортни, изначально культ распространялся, как борьба с дьяволом на его территории) сложно себе представить мистические опыты орфиков, богумилов, альбигойцев, тамплиеров, массонов и т.д.(замечу, это не все родственные в своей основе течения), без четкого представления того, чего они ищут… поэтому кто бы, что бы, как бы не говорил… миф, как представлении мистического пространства, через сложную символическую структуру, предшествует мистерии… и тому пониманию карнавала, который мы сейчас предаем этому термину. Мимика и пластика… в этой связи критики не выдерживает.

Если Вас интересуют такие вопросы, то для начала можно обратиться к Элиаде… Моды в культуре… Тайные общества, мистерии восхождения… и др.

С уважением.

Павел Падучак   12.07.2004 16:18     Заявить о нарушении
Блестяще, Павел!
Ко мне уже обращались из одного несетевого журнала с предложением написать отдельную, более обширную статью на эту тему. И, как Вы справедливо заметили, копаясь глубоко, я пришла к тому же самому выводу, что и Вы, а именно - истоки карнавала лежат в похоронных обрядах многих народов задолго до создания ими письменности (об этом я упомянула, заметив, что карнавал первичен по отношению к мифу).
Жаль, что мне катастрофически не хватает времени заняться этим сейчас.


С признательностью,
Настя

Дико Доступная Доброта   12.07.2004 16:50   Заявить о нарушении
И еще...
...познакомился с вашими мыслями о фашизме... по всему видно, вы девушка думающая и ищущая... этим и симпатичны, но... никто никогда не измениться... Вам не нравиться Америка?.. признаться, мне то же... а ведь для многих советских интеллегхентов(в мое языке это слово ругательное), это идеальная страна, обитая розовым плюшем...
...и с тех времен как Заратустра открыл, что в мире есть Добро и Зло... ничего не изменилось.

Вы хотите жить в свободном от радикализма обществе?! Смешно! Хотите читать книжки своим детям и жить без радикалов?!
Тогда, я думаю, вы не будите им читать "Маугли..." и "Кима" Киплинга... да и вообще все его произведения. Ведь так?
Вы не будите знакомить их ни с Д'Ануцио (кстати, вы знакомы с творчеством идеолога фашизма?.. думаю, что нет...), Леонида Андреева, Лескова... все это радикалы и учат "плохому"... список можно продолжить до бесконечности.
...и что вообще у вас останиться в вашем свободном от радикализма обществе... Солженицин?.. будите его дневники читать... да и тот только славен своей борьбой с тоталитарными режимами... не убедительной.

Фашизм... это реакция на что? На либерализм XIX века согласен, по крайней мере так пишет Ортега и Гассет, и он в чем то прав. Но если сейчас в Европе мы видим опять же эти либеральные идеи, то почему мы думаем, что они не рождают, как сто лет назад, контридеи?

.........................................

Павел Падучак   12.07.2004 17:14   Заявить о нарушении
Ни скольке не хотел обидеть... если покажется не сколько резко.

С уважением.

Павел Падучак   12.07.2004 17:19   Заявить о нарушении
Что Вы, Павел, я нисколько не обиделась! Я буду читать своим детям всех перечисленных Вами авторов только потому, что я не против зла вообще. Без него потеряет ценность само понятие добра. Я против экстремистских выходок некоторых обиженных сообществ и личностей с оружием в руках. Вы упомянули Киплинга. Так это высоконравоучительное произведение, хоть Маугли и не поступает по-христиански, но он борется с Шер-Ханом, а не опускает руки. Эта книга о том, что на любой кулак найдётся другой кулак, но принадлежащий человеку с добрым (читай - справедливым сердцем). Я против экстремизма, но я - за либерализм и плюрализм мнений. Согласитесь, что это абсолютно разные понятия. А за свою свободу иногда нужно сражаться...

С уважением,
Настя

Дико Доступная Доброта   12.07.2004 18:22   Заявить о нарушении
Да, согласен... за свободу нужно иногда воевать...
...съехали мы с темы, ну да ладно... если капнуть, то Маугли был достойный предшественник Мосли и его коричневых рубашек. Кто такой Шерхан... пропустим, а вот обезъяны, которых глотал Ка... это французы, а красные псы... русские, не трудно догодаться... и писалось это специально для того, что бы показать превосходство Англии над Францией и Россией.



Павел Падучак   13.07.2004 09:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Низложение мифа, или антикритика статьи О. Чернорицкой Литератур» (Дико Доступная Доброта)

Добрый день!
Хотел бы подойти немного подробнее к определению понятия "карнавал".
На древнеславянском наречии само это слово является ещё более глубоким.
Кара - чёрный, карна - плачущая, страдающая, вал - валун, обВал, одно из сокращений имени Велес.
То есть это действительно время, соответствующее настоящей (а не христианской Масленице). Когда Зимний Велес в образе снежного или ледяного валуна чернеет под солнцем, сгорает и превращается в весеннего - огненного Велеса - огня-Семаргла. Последний малсеничный день - день Карны. Это день поминовения усопших Предков. Когда кроме духов своих предков могли вылезать в Явь и иные навьи, вредоносные для людей. От них нужно было ритуально прятаться - переодеваясь, надевая страшные маски. А веселье происходит из понятия Тризны последнего масленичного дня, когда предков нужно было не только накормить, но и развеселить, чтобы там, на полях Свароговых, им тоже было весело, раз здесь весело у нас.
Счастливо!

Палыч   15.06.2004 22:10     Заявить о нарушении
И если бы вы знали, ведь они действительно приходят, воды в чаше становится меньше, она изменяет цвет. Изменяется цвет краски самой чаши. Вода дрожит без всякого ветра (ну какой там ветер на хорошо закрытом балконе!)
Что и сказать...
Слава великим Богам!

Палыч   15.06.2004 22:14   Заявить о нарушении
Спасибо за столь интересную рецензию!
А ведь Вы правильно заметили, что Масленица - более древний праздник, и лингвистический разбор слова "карнавал" с точки зрения славянской словесности очень верен. Рада, что моя статья не оставила Вас равнодушным.


С признательностью,
Настя

Дико Доступная Доброта   16.06.2004 10:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Низложение мифа, или антикритика статьи О. Чернорицкой Литератур» (Дико Доступная Доброта)

Если смотреть на Карнавал как на некое организованное действо разных человеков, то объединяющее начало (оргфункцию) в нем, как и в любом действе, выполняет идея. Идеи транслируются в том числе и посредством мифов. Следовательно, без мифа хрен бы кто вышел из дому (отвлекся от бытовухи), собрался в определенном месте в нужное время для исполнения ритуала - выполнения стандартных действий в комбинации, заданной культурной нормой - мифом, а не самим действом.
Например, такой новоявленный карнавал, как день независимости России или незалежности Украины и т.п. сначала были придуманы, после организованы и уж потом приобрели черты некоего организованного действа (выходной, пиар и проч.). И хотя пока еще большинство нормальных людей над этими "карнавалами" потешается, тем не менее этот миф понемногу раскручивается и число верующих в незалежность - растет.
Поэтому, скорее миф породил карнавал, нежели наоборот.
С уважением, Ваш поклонник,
О.Г.

Ганс Оле   22.04.2004 12:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Ганс, за развернутую рецензию!
Мне очень приятно спорить со своими поклонниками.
^)
Вчитайтесь внимательно в Ваши слова, Вы пишете
"Например, такой новоявленный карнавал, как день независимости России или незалежности Украины и т.п. сначала были придуманы, после организованы и уж потом приобрели черты некоего организованного действа (выходной, пиар и проч.). И хотя пока еще большинство нормальных людей над этими "карнавалами" потешается, тем не менее этот миф понемногу раскручивается и число верующих в незалежность - растет." То есть придуман СЦЕНАРИЙ, НО НЕ САМ МИФ. Мифом он станет только тогда, когда этот "карнавал" станет традиционным, что Вы справедливо заметили.
Прошу Вас не путайте понятия мифа и сюжетного сценария.
Рада была с Вами подисскутировать.

С признательностью,
Настя

Дико Доступная Доброта   22.04.2004 12:32   Заявить о нарушении
Правильно ли я Вас понимаю, Настя, что миф - это то, что уже организовано и объективировано, а потому и существует в качестве самодостаточной культурной нормы, частью которой карнавал и является?
(Обожаю умных и красивых женщин - Ваш поклонник, О.Г.)

Ганс Оле   23.04.2004 12:56   Заявить о нарушении
Вы думаете абсолютно правильно!
Но как это у Вас сформулировано, я просто в восторге!
После таких слов я чувствую себя недостаточно умной.
^)

Дико Доступная Доброта   23.04.2004 13:06   Заявить о нарушении
На самом деле глупым чувствую себя я, но не в этом суть. Мне уже давно не зазорно задавать вопросы, нежели делать умное лицо в отсутствие понималки.
Но что-то меня все-же в Вашем обобщении Мифа гложет.
Я, правда, про понятие "мифа" мало чего знаю, но в отношении карнавала мне кажется, что под ним (мифом) скорее понимается организующая действо идея, а нечто более объемлющее, поскольку слово "карнавал" вызывает собственный ассоциативный ряд, свое облачко смыслов, в который включен сценарий, и все это само по-себе очень похоже на миф (идею). А миф мифа - это уже слишком, это не проясняет, как мне кажется, ситуации с порождением этих понятий.
(Спасибо за диалог)

Ганс Оле   23.04.2004 13:33   Заявить о нарушении