Зинаида Палайя
"Ложное понимание искусства поставило все с ног на голову: художник в мгновение ока превращается в какого-то дядюшку, который должен разыгрывать перед племянниками (благосклонной публикой) воскресное представление: вот вам и произведение искусства. Он пишет картину или высекает статую, а цель-то — Бог ты мой! — повеселить первого встречного, до которого ему нет ровно никакого дела: с помощью прекрасных впечатлений ускорить его вялое пищеварение и украсить его комнату на все согласным шедевром…
Вот чего публика ждет от мастера; отсюда этот мещанский страх перед всем безотрадным в искусстве, перед печальным или трагическим, перед страстной тоской и безбрежностью, перед ужасным и губительным — перед всем тем, чего в жизни не избежать. Отсюда же и стремление ко всему безобидно веселому, развлекательному, безопасному, ни-о-чем-не-говорящему, пикантному — словом, к тому искусству, что мещане изготавливают для мещан, искусству, которым можно наслаждаться, как послеобеденной дремой или понюшкой табаку".
************************************************************ Райнер Мария Рильке
«Рильке был одним из тех редчайших гениев, которые, вырастая из своего времени, вместе с тем стоят как бы вне времени, непосредственно укорененные в сверхвременных глубинах духа. Что в наше время лихорадочной суетни, — в эпоху, где всё отдано мигу, и вся стихия современной жизни — то, что Рильке называл «жуткой вакханалией городов», — всё более опустошают душу, — мог жить великий поэт, вся жизнь которого освящена тишиной уединения, всё существо которого погружено в вечность и насыщено богообщением — этот факт дает утешительное сознание неискоренимости духовного бытия, образа Божия в человеке, голоса Божия в глубинах человеческого духа.
Чувство интимной близости, кровной любви к Богу проникает собой всю религиозную лирику Рильке, и он находит для ее выражения самые нежные, трогательные, умиляющие слова. Но именно поэтому он должен искать новых, неслыханных доселе слов, и новых, дерзновенных понятий, чтобы точнее и полнее выразить всю интимность и нежность своего чувства и отношения к Богу.
В наше время Бог так покинут людьми, что представляется поэту беспомощным птенчиком, выпавшим из гнезда; поэт чувствует вместе с биением своего собственного сердца мимолетный трепет его сердца в своей руке и поит его капелькой воды.
Это религиозное чувство, выраженное в этих образах, кульминирует в подробно и с любовью развиваемом у Рильке представлении о Боге, как «самом человеческом» — представлении, которое есть своеобразная и парадоксальная перифраза бесспорно христианского в своей основе богосознания».
****************************************** Семён Франк, христианский мыслитель.
Кое что обо мне: http://stihi.ru/2024/01/04/3904
Моя вторая страница: http://www.stihi.ru/avtor/palaya1
Моя страница на Проза.ру: http://www.proza.ru/avtor/palaya2011
Произведений: 1574
Получено рецензий: 7233
Написано рецензий: 3531
Читателей: 283561
Произведения
- Опять окаянные дни - циклы стихов, 20.09.2022 17:37
- Мамврийский дуб - без рубрики, 05.03.2019 00:30
- Не видим, не слышим, знать не хотим - гражданская лирика, 22.02.2018 16:39
- Русь-отроковица - гражданская лирика, 11.10.2016 15:38
- Русь и грусть - без рубрики, 13.05.2016 15:42
- Всё русское устало от глумления... - гражданская лирика, 11.01.2015 16:34
- Русь - без рубрики, 20.02.2013 16:37
- О России. Триптих - гражданская лирика, 05.01.2015 15:25
- За околицу вышла Русь... - гражданская лирика, 18.04.2015 13:29
- Райнер Рильке о России и русской Пасхе - без рубрики, 19.04.2014 12:03
- Ты думаешь, Россия умерла?.. - гражданская лирика, 19.04.2014 11:16
- Русская сказка-быль - мистика и эзотерика, 23.02.2013 15:15
- Перед тайной - мистика и эзотерика, 20.09.2013 16:56
- Облако - гражданская лирика, 05.01.2012 18:30
