Зинаида Палайя
"Ложное понимание искусства поставило все с ног на голову: художник в мгновение ока превращается в какого-то дядюшку, который должен разыгрывать перед племянниками (благосклонной публикой) воскресное представление: вот вам и произведение искусства. Он пишет картину или высекает статую, а цель-то — Бог ты мой! — повеселить первого встречного, до которого ему нет ровно никакого дела: с помощью прекрасных впечатлений ускорить его вялое пищеварение и украсить его комнату на все согласным шедевром…
Вот чего публика ждет от мастера; отсюда этот мещанский страх перед всем безотрадным в искусстве, перед печальным или трагическим, перед страстной тоской и безбрежностью, перед ужасным и губительным — перед всем тем, чего в жизни не избежать. Отсюда же и стремление ко всему безобидно веселому, развлекательному, безопасному, ни-о-чем-не-говорящему, пикантному — словом, к тому искусству, что мещане изготавливают для мещан, искусству, которым можно наслаждаться, как послеобеденной дремой или понюшкой табаку".
************************************************************ Райнер Мария Рильке
«Рильке был одним из тех редчайших гениев, которые, вырастая из своего времени, вместе с тем стоят как бы вне времени, непосредственно укорененные в сверхвременных глубинах духа. Что в наше время лихорадочной суетни, — в эпоху, где всё отдано мигу, и вся стихия современной жизни — то, что Рильке называл «жуткой вакханалией городов», — всё более опустошают душу, — мог жить великий поэт, вся жизнь которого освящена тишиной уединения, всё существо которого погружено в вечность и насыщено богообщением — этот факт дает утешительное сознание неискоренимости духовного бытия, образа Божия в человеке, голоса Божия в глубинах человеческого духа.
Чувство интимной близости, кровной любви к Богу проникает собой всю религиозную лирику Рильке, и он находит для ее выражения самые нежные, трогательные, умиляющие слова. Но именно поэтому он должен искать новых, неслыханных доселе слов, и новых, дерзновенных понятий, чтобы точнее и полнее выразить всю интимность и нежность своего чувства и отношения к Богу.
В наше время Бог так покинут людьми, что представляется поэту беспомощным птенчиком, выпавшим из гнезда; поэт чувствует вместе с биением своего собственного сердца мимолетный трепет его сердца в своей руке и поит его капелькой воды.
Это религиозное чувство, выраженное в этих образах, кульминирует в подробно и с любовью развиваемом у Рильке представлении о Боге, как «самом человеческом» — представлении, которое есть своеобразная и парадоксальная перифраза бесспорно христианского в своей основе богосознания».
****************************************** Семён Франк, христианский мыслитель.
Кое что обо мне: http://stihi.ru/2024/01/04/3904
Моя вторая страница: http://www.stihi.ru/avtor/palaya1
Моя страница на Проза.ру: http://www.proza.ru/avtor/palaya2011
Произведений: 1574
Получено рецензий: 7233
Написано рецензий: 3531
Читателей: 283561
Произведения
- Земля обетованная. Сонеты к Орфею. Предисловие - эссе и статьи, 02.02.2012 21:16
- Земля обетованная. Поэма в сонетах. Часть 1 - сонеты, канцоны, рондо, 08.03.2012 11:58
- Земля обетованная. Поэма в сонетах. Часть 2 - сонеты, канцоны, рондо, 08.03.2012 12:30
- Райнер Рильке. Сонеты к Орфею. Часть 1 - поэтические переводы, 17.02.2012 21:19
- Райнер Рильке. Сонеты к Орфею. Часть 2 - поэтические переводы, 17.02.2012 21:26
