Несолоно Хлебавши
Афанасий Федорович Несолоно Хлебавши родился на Дальнем Востоке в Амурской области летом 1967 года. Его детство прошло в деревне, в кругу семьи с традиционным жизненным укладом. С юных лет он впитал интерес к устному народному творчеству, который почерпнул из песен матери и рассказов бабки-сказительницы. По окончанию сельской школы НХ поступил на учебу в институт культуры и искусства и переехал жить в Хабаровск, где проводил дни напролет в городской библиотеке. Защитив выпускную работу по песенному фольклору малых народов забайкалья, поэт окончил институт с отличием и получил должность экскурсовода в местном краеведческом музее. Затем последовали первые публикации в хабаровской краевой газете, приглашения на поэтические вечера от культурной общественности. Чередой проходили различные веяния, отразившиеся на литературном творчестве автора: русские народные традиции, духовные стихи старообрядцев, современный авангард. Живописать в стихах виды родного края, обычаи и национальный характер соотечественников, – такую задачу ставил перед собой поэт, очерчивая контуры своего оригинального авторского стиля.
Поэтический сборник «Иносказания», составленный из произведений последних лет, написан преимущественно в частушечном жанре. Этот жанр задает определенный ритм, на который, подобно бусинам, нанизываются рифмованные строки. В поисках образов своей незамысловатой поэзии, автор обращается к народной смеховой культуре, впитавшей в себя вековые традиции словесного творчества. Этот пласт настолько архаичен, что в нем можно обнаружить образы, сопутствующие мифопоэтическому сознанию русского народа с самых ранних стадий его развития. Они генетически связаны с календарными праздниками и космогоническими представлениями крестьян, религией которых служил культ плодородия, не утративший своего значения и после прихода христианства. По своей сущности этот культ является полной противоположностью христианской аскетической морали. Ему близка по духу атмосфера средневекового карнавала и раблезианский смех, эсхрология (ритуальное сквернословие) и половая распущенность (в контексте данного культа имеющая обрядово-магическое значение).
Низшие формы народной культуры, осуждавшиеся церковью как языческое мракобесие, нашли свою нишу в околоцерковных праздничных зрелищах. Такое «сожительство» привело к тесному переплетению христианских обрядов с языческими («что наверху, то и внизу»). В народном календаре за великим постом всегда следует великое гуляние, а путь в храм лежит через ярмарку («где поп с крестом, там скоморох с дудою»). На фоне этих декораций появились на свет различные фольклорные жанры – музыкальный, театральный, поэтический и соответствующие им персонажи – шут, дурак, юродивый и прочие. В фольклорных сюжетах были запечатлены образы народной жизни, светские и церковные обряды. В кривом зеркале народной смеховой культуры они принимают комичную, порой гротескную форму. Комический эффект достигается путем переворачивания общепринятых понятий, причем на народных праздниках такое переворачивание происходит буквально – скоморох переодевается попом, босяк потешается над царем и т.п.
Для поэтического жанра ценность народной смеховой культуры раскрывается в ее соприкосновении с языком, который получает полную свободу для самовыражения. Это тот самый случай, когда «слова говорят языком говорящего» и игра слов, порожденная лингвистической спонтанностью, происходит не от ума, а от уда, как называли в старину детородный орган. В могуществе уда черпает свое вдохновение народная поэзия и его величиной измеряется размах поэтической мысли. Комизм «срамных мест», безусловно, не единственное, чем может заинтересовать читателя этот поэтический жанр. В арсенале его языковых средств имеют место метафоры, гиперболы, эвфемизмы и другие риторические фигуры, помогающие внести разнообразие во фразеологию, наполнить ее новым смыслом. Великий русский язык многогранен и за видимой простотой фраз могут скрываться сокровища народной мудрости. Не иначе как там, в сокровищнице устного народного творчества, следует искать разгадку загадочной русской души и особенностей национального характера.
Произведений: 15
Получено рецензий: 2
Читателей: 951
Произведения
- Нонеча не то, что давеча - иронические стихи, 24.09.2024 18:38
- Вокруг да около - басни, 18.11.2020 17:30
- Пора за ум браться - иронические стихи, 17.11.2020 23:34
- Жизнь молодая - иронические стихи, 31.08.2014 21:26
- Лотерея - шуточные стихи, 01.06.2010 22:14
- Хлеба и зрелищ - иронические стихи, 01.06.2010 22:12
- Поэтика крестьянского быта - частушки, 01.06.2010 22:04
- Люди без языка - стихи для детей, 01.06.2010 22:14
- В мире животных - сатирические стихи, 31.08.2014 21:32
- Непотребщина - стихи для детей, 01.06.2010 22:13
- Третий Рим - сатирические стихи, 03.06.2010 17:19
- Аленушка - частушки, 03.06.2010 17:16
- Про дурака Фому - без рубрики, 01.06.2010 22:12
- Прогулка - частушки, 02.06.2010 17:15
- Квантовая каша - стихи для детей, 03.06.2010 17:15