Обращаюсь к литературному сообществу «Психоделика». Слово «психоделика», а лучше «психоделия», переводится с древнегреческого как «проявление души» или, как мог сказать К.Г. Юнг, проявление сознания. Все люди разные, и сознание у каждого свое, в сущности, незаменимое. Сознание имеет возможность трансформироваться, меняться как в течение всей жизни человека, так и в течение каких-нибудь нескольких минут. Не каждый человек способен уследить за работой своего сознания. Некоторыми людьми оно управляет самостоятельно, и человек поневоле становится его рабом. Следует еще учитывать эмоции, представления, всевозможные иллюзии, а также обыкновенные и ложные воспоминания (конфабуляции), запомнившиеся и незапомнившиеся сны и даже то, как в данный момент дует в окно ветер, поскольку эти, если угодно, сопутствующие данные могут как помогать в правильном восприятии реальности, так и далеко уводить от нее. А неправильно воспринятая реальность отнюдь не является аналогом реальности, воспринятой при помощи психоделического состояния. Здесь может не помочь даже накопленный психоделический опыт, и надо с жесткой необходимостью признать: само психоделическое состояние представляет из себя все же нечто аморфное, разливающееся, как бывает с водой из постоянно заполняемого кувшина. Открытие в 20 веке нейротрансмиттеров, рецепторов и синапсов и связанных с синапсами щелей привело к возникновению новых, а чем-то фантастически чудовищных вопросов, связанных с психологией творчества. Поэтому удержаться в рамках истинно психоделического состояния крайне сложно, и сама неправильно воспринятая реальность, усиленная, правда, самим психоделическим состоянием, может в эти минуты неугомонно вторгаться во все мозговые процессы. То, что случилось с Сидом Барреттом, реально поддерживает мое предыдущее высказывание. Стихотворение можно сделать психоделическим во всех отношениях без всякого психоделического состояния, а в другой раз состоявшееся и властно заявившее о своем присутствии психоделическое состояние (озарение) не приведет ни к какому творческому всплеску. Поэтому нельзя забывать в связи с этим о «Поэтическом принципе» Э.А. По. Вообще же по-настоящему глубокие психоделические состояния могут переживать, в основном, люди с неустойчивой психикой или люди, находящиеся под влиянием психоактивных веществ. Обыкновенный человек погружен в свой обыкновенный, красочный для него мир, и проблемы какого-либо творчества мало его волнуют. Поэтому, как неподдельный ужас, он может только со стороны воспринимать зрительные картины, возникающие во время фантастически-иллюзорного онейроида у психически больного. Только введенный для моего личного пользования термин «психический сдвиг» способствует любому творчеству. Это мое убеждение основывается на произведениях Д. Хармса и А. Введенского (см. мои стихотворения 2-57 3-40 3-51). Этот «сдвиг» приводит к открытию внутри себя непознанного, а оно, в свою очередь, опираясь на саму человеческую личность, ведет вперед или, напротив, в никуда. Поэтому введенные литературным сообществом «Психоделика» понятия экспрессии и трансфиксии важны скорее для творческого процесса, способствующего тому, чтобы у читателя возникла та же самая экспрессия или та же самая трансфиксия, что и у поэта. Само же стихотворение подпитывается своей же собственной обоснованностью (обособленностью), и скрытые в нем смысл и бессмыслица проявляются по-разному из-за разных причин. Ярким свидетельством для этой моей мысли является, например, возраст пишущего автора, а, с другой стороны, возраст того, кто его читает. То же самое можно сказать об осведомленности в литературных вопросах, степени восприимчивости и других похожих проявлениях. 19 и 20 века были веками нового Возрождения, а 21 век, похоже, станет веком электронного средневековья. Подлая равноценность любых видов информации, проектируемая как отсутствие ее – яркий пример к вышеозвученному. Опасности, стоящие перед человечеством, как никогда, велики, и я думаю, что новые литературные направления уже не предвидятся. Однако, нельзя забывать о старом сюрреалистическом принципе: только прекрасное чудесно, только чудесное прекрасно.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.