Главы о богах. Глава 1

ЯЗЫЧЕСКИЙ  ПАНТЕОН  БАЛТИИ
Как и у большинства индоевропейских народов, у  латышей, литовцев, пруссов различалось несколько поколений богов, между которыми  отмечалась естественная преемственность. Бог, сотворивший все мироздание и породивший остальных небожителей, устанавливает порядок и законы для вселенной, но, как правило, затем «удаляется от дел на заслуженный отдых». Он продолжает пользоваться безусловным авторитетом, однако основные функции уже распределены между другими, более молодыми богами. Творец и демиург вмешивается в происходящее лишь в исключительных случаях или, иногда, для собственного развлечения. Именно таков Vecais Tevs из латышских преданий, или Dievas Senelis, Старик –Отец, Старый Бог, представитель первого поколения богов, родоначальник всех последующих небожителей. Он, так сказать, носитель абсолютной истины, гарант существования всей системы, царствует, но не управляет, и мир, созданный им, живет по его законам, но реально подчиняется его детям и внукам, получившим от него бразды правления.
                ГРОМ   НЕБЕСНЫЙ
Бог, о котором пойдет речь здесь, принадлежит ко второму поколению небожителей. У  литовцев он   зовется  Пяркунасом, у латышей известен как Перконс, а  славяне некогда почитали его под именем Перуна, после принятия православия отождествив с Ильёй-пророком.  Он повсеместно воплощает для верующих грозную Божью десницу, карающую силу небес. И это совсем не удивительно, ведь ему подвластно самое грозное оружие: громы и молнии.
Пяркунас – Перконс считается сыном Старого Бога, которому тот поручил свои карающие и охранительные функции. Иными словами, громовержец призван строго и беспощадно наказывать всех, кто несет какую-либо опасность для  раз и навсегда установленного мирового порядка, искоренять зло во вселенной в любых его видах.
Матерью громовержца считается Пяркунатете, которая изображалась в виде дуба с признаками женских гениталий и молнией над кроной. Однако с принятием христианства культ ее был частично вытеснен и забыт, частично синкретизирован с почитанием Божией Матери. Впрочем, такая же участь постигла множество богинь древней Литвы и Латвии после  того, как официально восторжествовала вера в  Иисуса. Однако образ грозного  языческого божества остался накрепко связан с дубом в сознании верующих, именно это дерево считается посвященным Пяркунасу. Мощь, долголетие, способность жить и зеленеть после поражения молнией, которое случается довольно часто – все это заставило балтийские племена считать именно дуб символом и эмблемой громовержца.  Именно в дубовых рощах происходили моления Пяркунасу под руководством жрецов как в Литве и Латвии, так и в древней Пруссии. Причем, сознавая его карающую функцию как повелителя молний, к нему обращались с молитвой о благодатном дожде, ведь ливень обычно следовал непосредственно за громовыми раскатами. Сохранились латышские молитвы к Перконсу, в которых к нему взывают с просьбой о дожде во время засухи, с надеждой на сохранение урожая. Могущественному божеству приносили в жертву телят,  коз и петухов, совершали воздаяние пивом и продуктами питания.
Согласно древнейшим представлениям, именно Пяркунас, защитник мирового порядка, вступает в бой с чудовищами, порождениями  хаоса и тьмы, обитающими в подземном царстве, и отмыкает подземные воды. Вообще «дети подземелья», в том числе черти, панически боятся громовержца и разбегаются при одном упоминании его имени. Именно черт считается главным противником Пяркунаса, которого грозный бог всё время преследует и всячески стремится поразить.
Что касается внешнего вида Пяркунаса, его обычно представляют как мужчину в полном расцвете сил, с каштановой или рыжей бородой, реже как строгого, сердитого старика. С учетом его воинственных функций, он всегда находится во всеоружии: при нем тяжёлый молот (аллегория молнии) или палица, которые ему выковал Кальвис – небесный кузнец. Впрочем, иногда говорят и о стрелах Пяркунаса, так что не удивительно, что именно его воины в древности считали своим покровителем.  Бог объезжает небосвод на колеснице о двух колесах, в которую могут быть запряжены козлы, быки или кони.
Не всегда сила и власть становятся гарантией личного счастья, причем не только у людей, но и у богов. Различные версии мифа приписывают Пяркунасу в жены разных богинь, но неизменно одно: семейная жизнь громовержца не слишком задалась, возможно, из-за его строгого и гневливого характера. Тем не менее у него имеются четыре сына (персонификация четырех сторон света или четырех  времен года), а по некоторым данным – и дочери.
Примечательно, что днём Пяркунаса считался четверг  (Perkuno diena), как и у германских народов, где он посвящён Тору, не менее воинственному божеству. Как выяснилось, Тор - бог грома и дождя, рыжебородый богатырь, объезжал небосвод на повозке, запряжённой козлами, был вооружён молотом, которым сокрушал вселенское зло в виде великанов и чудовищ. Не слишком ли много аналогий и прямых совпадений?  Так или иначе, свидетельствуют они вовсе не о плагиате и  заимствованиях, а, скорее, о почтенной древности божества, общих праиндоевропейских представлениях и традициях.
Но вернемся к дням недели. Полагали, что именно в четвёртый день чаще всего  мчится по небу колесница громовержца, гремят грозовые раскаты… И тут без труда прослеживается связь с известнейшей нашей поговоркой «После дождичка в четверг». Поскольку в России воспоминания о язычестве почти стёрты из памяти, ответить на вопрос «Почему мы так говорим?», как правило, помогают мифы и сказки народов Балтии.


Рецензии
Вами написан стих познавательно и так прекрасно.

Сергей Лутков   05.02.2026 17:36     Заявить о нарушении
Спасибо, стараюсь

Елена Печерская 2   05.02.2026 20:11   Заявить о нарушении